Усадьба Джаз, конечно, фестиваль не исключительно джазовый. Здесь, как и в предыдущие годы, собираются исполнители и музыканты самых разных направлений. Но все они в той или иной степени испытали влияние джаза, да и как избежать этого влияния в начале XXI века, когда джаз повсеместно признан одним из важнейших направлений в истории мировой музыки.

Добраться до фестиваля можно было разными путями. Организаторы позаботились и о тех, кто не любит проводить выходные за баранкой автомобиля: у метро «Мякинино» можно было сесть на автобус, который бы довез вас прямо до усадьбы Архангельское.

Собственно, праздничная атмосфера фестиваля ощущалась уже в автобусе. Сплошной «интернационал», как и в программе фестиваля: уже в автобусе рядом с простыми советскими гражданами разместилась парочка британцев и человек десять французов. Пока автобус объезжал Крокус-Сити Молл разговоры шли больше о погоде. Как только выехали на Ильинское шоссе, попали в пробку. В пробке, конечно, как не покритиковать политику руководства: «Воистину, две беды в России –– дороги и дураки». Впрочем, опрятным европейцам легко было критиковать дороги, сидя в чистом и удобном автобусе. Да и сколько бы они не жаловались на тяжелую жизнь в России, а на фестиваль все-таки поехали. А значит, далеко не все так плохо в «датском королевстве».

Моросящий дождь поначалу лишь придавал шарму всему происходящему. Действительно, звуки саксофона, сливающиеся с барабанной дробью дождика по листьям деревьев –– что может быть романтичней? Не стоит забывать и о старинных постройках самой усадьбы, которые усиливали ощущение, будто бы вы находитесь в старом голливудском фильме. А уж насколько настроенчески звучали соло гаванского пианиста Альдо Лопеса (Aldo Lopes), аккомпанировавшего Нильда Фернандесу (Nilda Fernández), передать словами невозможно. Хотя солнце не спешило снова появляться, франко-каталонский певец сумел передать российской публике частичку своего заряда, исполнив несколько композиций в стиле фламенко. Среди них –– колыбельную Ce Petit Garçon Là Va Fermer Les Yeux, которая вряд может быть использована по назначению: под звуки этой песни публика буквально пустилась в пляс. Приятным сюрпризом, который был оценен по достоинству, стала песня «Город золотой», которую Нильда Фернандес исполнил по-испански (La Ciudad del Oro), отдав, таким образом, дань уважения русской культуре.

На смену Нильда Фернандесу пришел Олег Скрипка со своим джаз-кабарэ «Забава». Он исполнил несколько хитов 20-30-х годов: «Параска», «Бiриска» и другие. Хотя джазом это назвать можно с очень большой натяжкой, русская публика неизменно тепло встречает певца.

К семи часам вечера дождь стал сильнее, так что тем, кто хотел остаться, чтобы дождаться звезд, пришлось раскрыть свои зонтики. Впрочем, как оказалось, танцевать можно и под зонтиками, и на мокрой траве. На сцене «Аристократ» можно было услышать великолепные джазовые вариации на известнейшие музыкальные произведения XX века в исполнении французского «Трио» Ярона Эрмана (Yaron Herman). Обработку песни Radiohead No Surprises слушали в завороженном состоянии. А по окончании артистов удостоили бурной овацией, и заслуженно. «Трио» подарило стойких и верных слушателей, которые уже начинали дрожать под дождем, еще несколькими вариациями (например, Heart-shaped Box), в которых узнаваемые мотивы рока звучали настолько гармонично, что исполнителей буквально прерывали аплодисментами. Впрочем, в лучших традициях джаза.

Самые стойкие, а главное, лучше всего экипированные (зонты, плащи, сигареты, вино) смогли дождаться теперь уже популярную и в России группу Pink Martini и услышать вживую любимые песни. Впрочем, бразильские и кубинские интонации резко контрастировали с московской погодой. И многим, похоже, так и не удалось из-за зонтиков увидеть любимую группу, разве что на экране.

В итоге, приходится согласиться с мнением иностранных гостей о русской способности к организации деятельности. Ведь кто же запрещал заранее натянуть тенты от дождя, чтобы почтенная публика, заплатившая за билеты и умеющая ценить высокое искусство, не мокла под дождем, словно какие-нибудь бедные студенты.

Текст: Елизавета Зимонт.

Фото: Валерия Ежова.