RealMusic
Никнейм:
НИКИТОЧКИН ВИКТОР
Имя:
ВИКТОР НИКИТОЧКИН
О себе:
Никиточкину, известному музыканту и педагогу, заслуженному работнику культуры этой весной исполняется 70 лет, но и еще одну дату будут отмечать в его музыкальной семье - 45 лет как талантливый музыкант преподает. Сколько у Никиточкина учеников? Около двух сотен, ведь он преподавал и в колледже искусств, и в первой музыкальной школе. Всех Виктор Арсентьевич помнит очень хорошо: манеру игры, любимые произведения, успехи на конкурсах. Выпускники и ученики считают его вторым отцом - за то, что помог определиться с профессией, с призванием. Виктор Арсентьевич и сейчас, как говорится, «в музыкальном строю». Работает председателем цикловой комиссии отделения народных инструментов Хабаровского колледжа искусств и по-прежнему преподает. - Выбор профессии и жизненного пути делается осознанно. Как вы пришли в музыку, не было ли сомнений в выбранной дороге? - Любовь к музыке у меня была с самого рождения, в генах. Я родился в глухом селе Владыкино Калининского района Саратовской области. У нас отец играл на гармони, старшего брата хотел научить - не получилось. А мне всегда хотелось играть, как отец. - Для любого музыканта первый инструмент очень дорог. А когда у вас появился свой баян, ведь на селе тогда были только гармошки? - Да, на гармошке многого не сыграешь, но другого выбора и не было. Закончилась война, с фронта пришел мой дядя и привез с собой трофейный шикарный немецкий аккордеон. Я был щупленьким, не мог его держать, держал его отец и тянул меха, а я справа играл. Но мечта была - баян. И тут в село с фронта приехал мужчина, с баяном, все село сбегалось послушать. Однажды я расплакался и упросил отца купить у него баян. Так появился у меня свой инструмент: за два мешка зерна, по тем временам это стоило очень дорого. - Жили вы в простой колхозной семье, где нужны были прежде всего рабочие руки. Как отпустили учиться музыке в Саратов? - От судьбы не уйдешь! К нам однажды приехала моя тетя из Саратова. Все в деревне знали, что я хорошо играю, отец понимал, что у меня талант. А я вдобавок ко всему пел, и пел неплохо. И тетя эта предложила поступать в городскую музыкальную школу. Родители согласились. А после музыкальной школы сразу поступил в музыкальное училище, затем в консерваторию... - А как в Хабаровск попали? Знаю, что куда-куда, а на Дальний Восток вы точно не собирались. - После окончания консерватории давали направление на работу, нужно было обязательно ехать и отрабатывать. У меня был выбор из четырех городов. Я решил ехать в Целино­град (нынешняя Астана) - там филармония была, мне предложили должность солиста, квартиру пообещали, все меня, в общем, устраивало. Ну и тогда модно было на целину ехать. А когда я туда приехал... Там не оказалось директора филармонии, с которым я обо всем договаривался, и квартиру мне давать никто не собирался. И сказали, что работать я буду как аккомпаниатор, ездить по колхозам и играть для тружеников. Да и сам город не понравился. Я собрался и уехал обратно в свою консерваторию. Стал преподавать. А тут вернулся директор филармонии целино­градской и стал требовать меня обратно. Но тут выяснилось, что нет ни одного педагога в училище искусств Хабаровска, ректор предложил ехать туда. А я без денег, говорю ректору, мол, мне ехать не на что. На следующий же день из Хабаровска пришло 200 рублей, по тем временам -громадные деньги. И так получилось, что летел в самолете с четой Соболевских. Они меня сразу приметили, спросили, не в училище ли я еду. - Музыка, ученики, конкурсы, наверное, не до личной жизни было? Как познакомились с супругой? - Вы знаете, нас тоже связала музыка. Она работала продавцом в магазине пластинок. Посоветовал к ней обратиться, кстати, Соболевский. Нужен был «свой» человек в магазине пластинок, музыки-то слушал много. Однажды пригласил ее в гости, музыку послушать, а оказалось, что в музыке она разбирается не хуже меня! Арии из опер знала наизусть, в отличие от меня, я-то знал музыку, а слова - нет! Так и «спелись». А не так давно сын Максим женился, его работа тоже связана с музыкой. - Самому играть - это одно, а учить игре на баяне? Какие они, ваши ученики? - Парадокс в том, что учу вроде всех одинаково, а результаты у ребят разные. Игра на музыкальном инструменте - это не ремесло, и каждого нельзя научить. Должно быть природное дарование, тогда есть и интерес, и усидчивость. Некоторые студенты много занимаются, а результата нет. Как приехал, сразу мои ученики стали участвовать в разных конкурсах. В 1967 году у Ференцева - первая премия... В 2008 году закончили колледж Александр Веретенников и Антон Уразов. Они уже дважды лауреаты международных конкурсов. И еще они играют дуэтом. И на видеоконкурсе в Нью-Йорке недавно получили первую премию. На этом конкурсе Антон получил первую премию, Саша тоже в числе лучших, хотя там музыканты со всего мира соревновались. Сейчас оба учатся в академии имени Гнесиных в Москве. Моя гордость - Роман Яковченко, наверное, видели его, на улице играет. Талант! Сейчас будет участвовать в конкурсе «Новые имена». Трое моих учеников - заслуженные работники культуры: Вячеслав Скороход, он директор второй музыкальной школы Амурска, Леонид Червоненко - концерт­мейстер ансамбля «Горенка», Александр Ундольский - директор музыкального училища в Асбесте, тоже победитель многих конкурсов. В ансамбле ДВО концертмейстер оркестра Сергей Григорьев. Анатолий Красновский - педагог музыкального училища в Магадане, играет первый баян в муниципальном оркестре. - Столько времени уделяете музыке! А хобби есть? - Хобби мое - спорт - стало уже частью жизни. Как-то в юности увидел, как мужчина купается в холодной воде, мне казалось это невероятным! И подумал: а почему бы и мне не попробовать? С тех пор и занимаюсь. В молодости был первый разряд по лыжам, ездил на спортивном велосипеде. Раньше моржевал, а сейчас в Амуре плохая вода, поэтому дома в ванне обливаюсь. За всю жизнь не было больничного листа! Лет 12 назад вдруг начался хондроз, так врач столько насоветовала! А помогло мне купание в октябрьском Амуре. - Вы столько сил и времени вкладываете в свою работу, а нужна ли еще народная музыка, не вытеснит ли гармонь современная музыка? - Вряд ли. Если музыка без мелодии - это уже не музыка. А современные направления именно такие. Не от души. Я заметил одну вещь: в последние годы началось возрождение народной музыки, народной песни. Люди соскучились по «живому» звуку. Потихоньку, но появляются и на эстраде таланты, играющие на баяне и аккордеоне «на ура», тот же Петр Дранга, которого с восторгом везде встречают. Думаю, это первая ласточка. И наши хабаровские звездочки засияют, уверен. И доживу до этого времени. И еще сам с ними сыграю.
Возраст:
85 лет

Творческие страницы