28 января 2012 в московском клубе Б2 состоялся концерт Вячеслава Бутусова и группы Ю-Питер. Сам Вячеслав не скрывает, что концертные выступления для него – не такая уж большая радость, в недавнем интервью газете «Вечерняя Москва» он высказался так: «Выступление — это публичность. Публичность подразумевает публику. «Публичный» означает «общественный» в переводе с латыни. Я больше предпочитаю личное общение, оно обстоятельнее и полезнее. Поэтому мне ближе атмосфера студии». До концерта ни этого интервью, ни вообще такого факта об его отношении к выступлениям я не знал. Но на концерте у меня сложилось именно такое впечатление.

Часто музыканты хотят с помощью концертного, живого общения донести что-то до своих слушателей, представить новые песни, мысли, чувства. Живой звук и одна со слушателями волна – это всегда что-то необыкновенное и притом оригинальное; что-то, чего никогда не случалось ранее, и то, чего ни за что не повторить. Это то самое мгновение, которое тем ценно, что его можно только пережить и нельзя остановить, как-то полно зафиксировать. В данном случае же я услышал добротный сборник «лучшее», практически все хиты Наутилуса Помпилиуса, две самые успешные композиции времён самого Ю-Питера: «Девушка По Городу» и «Песня Идущего Домой». Плюс к тому, наверное, две самые известные песни группы Кино: «Пачка Сигарет» и культовая «Звезда По Имени Солнце». Да, во многом или даже в основном это связано с юбилейным туром, и выглядит это всё вполне логично, но…

Ровные, без сильных эмоций звуки, вокал Вячеслава, утопающий в не самой лучшей акустике помещения – возможно, преданные поклонники скажут, что это и есть тот самый шарм некой отстранённости, тихой диковатости, свойственной Бутусову, но мне показалось, что это скорее теряющий инерцию снежный ком, подтапливаемый лучами нового тёплого дня.

Честно говоря, это больше напоминало даже не рефлексию по каким-то старым, может, не слишком добрым, но таким родным временам, а полноценную эпитафию. Впрочем, это ведь тоже вполне в духе Бутусова. В уже упоминавшемся выше интервью была и такая реплика: «Весь мой опыт строится на переживаниях духовной смерти. Сначала что-то меняется внутри, затем что-то начинает меняться снаружи — это четкая закономерность».

Текст: Михаил Башкиров

Фото: Валерия Ежова