RealMusic

Вячеслав Капорин

2000
Жанры
Фолк-рок Этно Фанк Блюз Фолк Этно-фьюжн Авторская песня Хард-рок
Адрес страницы
https://www.realrocks.ru/kaporin
Участники
Вячеслав Капорин Лидер-вокал
Пресса
Что такое православная культура сегодня? И есть ли она вообще? Многие, очень многие – среди них будут, увы, даже сами православные – не смогут ответить на эти вопросы. Почему?.. Если воспринимать жизнь Церкви только как необходимость исполнения определенных обрядов и правил для достижения земного благополучия (что, к сожалению, мы до сих пор и делаем), то тогда Церковь будет подобна мертвому организму, некой социальной структуре, приравненной к жилкомхозу, соцстраху, турбюро и т.п. Но Православие не таково. Православие – это наш способ видения, восприятия мира и образ жизни в этом мире. А для каждого человека естественно желание поделится своим мироощущением с другим, близким по духу человеком. Дары же у всех различны: кто-то пишет стихи, кто-то сочиняет песни, кто-то рисует и т.д. Так рождается Православная культура. Православная культура – это способ познания Бога на определенном для каждого человека уровне душевного и духовного развития. Это одна из ступенечек лестницы, возводящей на Небо. Это возможность рассказать людям о Боге, о вере, о благочестивой жизни на доступном и более понятном им языке. Православная культура – это наша с вами жизнь в Церкви Христовой. Это наш ответ на агрессивную, разрушительную культуру мира сего. Общине Свято-Троицкого храма, можно сказать, очень повезло. У каждого ее члена есть возможность прикоснуться к богатой сокровищнице православной культуры, к этому источнику воды, приснотекущему в жизнь вечную, благодаря различными концертам, фестивалям, конференциям, поучаствовать в которых могут все желающие. 30 июля в день Святой Троицы (для общины Свято-Троицкого храма это еще и престольный праздник) на сцене актового зала Воскресной школы впервые с сольным концертом выступал православный музыкант Вячеслав Капорин. С его творчеством многие уже успели познакомиться на православном фестивале «Воскресение», проходившем во Мценске 18 апреля. Вячеслав живет в Подмосковье, в Мытищах, музыкой занимается очень давно. Сначала, конечно, это были очень неожиданные музыкальные направления, впрочем, вполне отвечающие бунтарскому духу молодежи 70-80 годов XX века. – В моем увлечении музыкой «виноват» мой старший брат. С детства я к музыке был совершенно равнодушен и почти ничего не слушал, но зато очень любил технику. Мой отец, подполковник связи, был очень увлеченным человеком, дома у нас находилась целая лаборатория с различными приборами. Отец практически любую вещи мог сделать своими руками. Я некоторые навыки перенял от него, потому что с самого детства занимался с этими гайками, паяльниками, ножницами-кусачками… А еще, знаете наверное, что в советское время очень модно было увлечение так называемыми «космическими фантазиями». И на это тоже в одно время «подсел» и даже планировал экспедицию на Марс, хотел найти марсиан… Музыкой же серьезно я увлекся в 7 классе. На меня очень большое впечатление произвела рок-музыка, которую слушал мой брат. Произошло это очень просто. Я болел и лежал дома с высокой температурой. А до этого, к стати, я рок-музыку воспринимал очень негативно, как неприятный шум … Но тут вдруг понял, что это нечто такое «здоровское». Рок-н-ролл «Led Zeppelin» – первая вещь, которую я услышал и прочувствовал (с 4-го диска под названием «Лестница в Небо»). С тех пор я стал учиться играть на гитаре с помощью брата, а потом сам. Начал участвовать в различных школьных ансамблях. В то время было очень много молодых людей, заинтересованных западной музыкой, которые начали ее копировать – «играли в фирму», как это называлось. А я как-то довольно быстро перешел к тому, что начал писать свои песни. И еще один такой момент. Очень большое впечатление произвело на меня знакомство с русской народной музыкой, которая в моем детском школьном сознании была связана только с частушками и такими песнями, как «Калинка-малинка», «Комаринская» и т.д. И больше мы ничего не знали, потому что никакой другой русской народной музыки практически нельзя было услышать. Но тогда было такое странное время... В 80-м году в Москве проходила Олимпиада. И вдруг в магазинах стали появляться вещи, о которых раньше никто не мог и мечтать. В Мытищах в булочной стали продаваться сигареты «Мальборо», причем по какой-то смешной цене. Джинсы продавались настоящие. И в этот список попала русская народная музыка. Самая настоящая русская народная музыка! В 80-м году по радио я услышал в исполнении хора мальчиков совершенно потрясающие северные песни. Несмотря на то, что я был воспитан на рок-музыке, это настоящее русское народное пение (частушки – это тоже настоящее, но их можно назвать русской народной «попсой», то есть это какие-то достаточно низкие формы народного творчества), тогда очень запало мне в душу. Английская рок-музыка в своей основе имеет кельтскую народную музыку, у которой с русской народной музыкой очень много общего. Может быть, поэтому рок-музыка показалась нам роднее, чем то, что мы слышали – песни советских композиторов. А потом, в 90-е годы был такой ансамбль «Сирин», который исполнял русские духовные песнопения. Они произвели на меня очень большое впечатление. До сих пор, конечно, мы с удовольствием слушаем эти записи… Сейчас Вячеслав работает в православном кафе-клубе «Ямское поле», там он организует встречи со священниками, режиссерами актерами, психологами, журналистами, общественными деятелями… Но, конечно, занятия музыкой, теперь уже православной, не бросает. У Вячеслава недавно вышел первый альбом «По ромашковому полю», он продолжает собирать материал для второго музыкального сборника – под названием «Родина». Песни из этих альбомов на стихи известных (А. Майков, митрополит Филарет (Дроздов), схиигумен Савва (Остапенко)) и малоизвестных (Л. Рыжов) авторов он и представил нашей православной публике. – Как говорится, сколько людей, столько и мнений, столько и образов видения мира. Православных песен очень много, часть из них – безусловно, хорошие – но душевные. А есть песни иного уровня, после которых хочется молиться. Таково творчество Вячеслава Капорина, – после концерта делились впечатлениями зрители. – Я намеренно не стремлюсь написать слишком изысканную в техническом, в исполнительском отношении музыку, потому что считаю наиболее важными слова моих песен. Правда, периодически у меня возникают новые композиции в совершенно иной стилистической манере (русский народный блюз, например). Но по большому счету православный народ к такой бардовской стилистике не готов, – рассказывал Вячеслав. В выступлении приняли участие жена Вячеслава Анна и сын Владимир (на снимках). Дети Капориных Владимир и Наталья сразу подружились с нашими детьми и через минуту, уже вместе играли, общались и, конечно, не хотели уезжать. После концерта гостей долго не отпускали, делились впечатлениям, мыслями, пожеланиями и просьбами приехать еще раз. Словом, праздник удался. А на следующий день семья Капориных побывала на службе в нашем храме, потом они посетили Петропавловский храм (прикладывались к старинной иконе свт. Николая) и скит сщмч. Кукши. Е. Троицкая. Новый альбом группы «РАРЪ» «По ромашковому полю…» – новый альбом композитора певца и гитариста Капорина Вячеслава, созданный при участии гитариста Олега Зарипова и Титова Георгия – соавтора, аранжировщика. По ромашковому полю России идет молодой человек и заново открывает тысячелетнее православие. Он видит, что с русского поля никогда не уходили Христос и Божия Матерь. Им предстоят святые, потом и кровью которых пропитано поле русской истории. Вячеслав Капорин и Георгий Титов отливали каждую песню альбома в новой форме, сплавляя прошлое с настоящим и современное с вечным. Звучат близкие молодым поколениям ритмы, а мелодически древняя народная и христианская музыка. Традиция духовного стиха, как драгоценная жидкость переливаясь из старинного сосуда в новый – все та же, она сохраняется в современной православной песне.
История
С детства я был к музыке равнодушен. Как я сейчас думаю, из-за того, что каким-то внутренним чутьем понимал, что практически вся музыка, которую можно было услышать в те годы, была не русская, не родная. Для многих людей тогда, в 70-е годы, рок-музыка показалась роднее и ближе, чем песни «советских» композиторов. Тогда рок оказал на меня большое влияние, я заслушивался «Deep Purple», Led Zeppelin», Jimmy Hendrix... Я взял в руки гитару, и стал неумело подражать своим любимцам. Помогал мне осваивать инструмент старший брат, а чуть позже под его руководством я сам сделал электрогитару (сейчас про это дико вспоминать, но тогда это явление было распространено). Второе сильнейшее музыкальное впечатление я получил в 1980 г. Тогда, в связи с Олимпиадой, вдруг стали появляться диковинные для советского человека вещи – сигареты «Мальборо», настоящие джинсы, не из-под полы фарцовщика, а в обычных магазинах. В это странное время я случайно услышал по радио настоящие русские песнопения. Это был какой-то неведомый хор мальчиков, который исполнял северные русские песни. Как эта музыка разительно отличалась от плясовых произведений типа «Калинки-малинки» и частушек, от балалаечных наигрышей – от всего того, что мы и считали русской музыкой! Мои музыкальные впечатления, как у человека, «зараженного» рок-музыкой, были такие – это как «Pink Floyd», но... круче! С тех пор я не слышал ничего подобного, пока не появился уже в начале 90-х любимый ныне мною ансамбль «Сирин». Взяв гитару в руки в 13 лет, и с тех пор практически из рук не выпускал. Через год-другой появилась уверенность в том, что музыка – это главное дело в моей жизни. Было много самодеятельных групп, начиная со школьного ансамбля, где я исполнял «Deep Purple», «Rolling Stones» вперемежку со своими песнями. Меня никогда не привлекало исполнение чужих песен, и уже в 10-м классе программа моей группы была только из моих песен. В период моего знакомства с движением хиппи я играл с легендарным андеграундным гитаристом Олегом Мочаловым. Он выступал один под драмс-машинку, и поражал воображение слушателей тем, что на одной электрогитаре создавал яркие звуковые ландшафты, плел завораживающие орнаменты и кружева музыки. Совместная игра с Мочаловым научила меня очень важному знанию – игра должна быть игрой. Наш гитарный дуэт был живым разговором двух личностей. Мы владели неким музыкальным языком, и могли свободно, играючи, на нем общаться. Название Бабушкины Сказки впервые прозвучало на Загорянском рок-фестивале 1988 года и обозначало тогда наш дуэт. В дальнейшем пути наши разошлись. Затем была профессиональная работа. 1989-90 г. г. – работа в группе «Високосный день», которая затем переименовалась в «Опиум». вместе с Владимиром Варганом (экс-Високосное Лето), Николаем Ширяевым (экс-Второе Дыхание, Арсенал). Затем короткое пребывание в рок-группе "Кинематограф", которая тихо умерла в связи с тотальным нашествием фанерно-электронной попсы. В 1990 г. я крестился и пришел в Православную Церковь. На время я оставил активное занятие музыкой. Я принимал участие в работе православного книгоиздательства, затем работал зав. хозяйством Патриаршего подворья в Новом Симонове, где был открыт первый в мире православный храм для глухих. В 1997 г. я оставил работу в патриаршем подворье – сколько волка ни корми, он то в лес, то по дрова... Я «очнулся» от административной работы и вспомнил, что я музыкант. Правда, гитару я не бросал, играл на ней практически ежедневно все эти годы. Мой старинный приятель, гитарист Лева Варданян, услышав о моих перипетиях, сказал: «Да, Слава, от судьбы не уйдешь! А наша с тобой судьба – струнки щипать..» Мой духовник благословил вновь заняться музыкой, однако не так просто было во второй раз войти в ту же реку. Только в 2000 г. мои усилия увенчались успехом - под старым знаменем Бабушкиных Сказок начинает собираться новый отряд. Активную концертную жизнь Бабушкины Сказки начали в октябре 2001 г., успешно дебютировав в клубах "Точка" и "Табула Раса" с программой "Городские Сны". Мое участие в Фестивале христианской песни «Поющий Ангел» (2001 г.) стало толчком к написанию новой концертной программы, состоящей исключительно из христианских песен. Постепенно эта программа заняла все мои силы и время. Клубная, светская программа «заглохла», а православная расширялась. Мне пришлось переучиваться, пересматривать подход к музыке, к игре, к пению – акустическое исполнение, да еще одному, без группы, было мне внове, и на первых порах приходилось нелегко. Правда, вскоре мое одиночество закончилось – о. Сергий (Рыбко) познакомил меня со своим духовным чадом, замечательным музыкантом и легендарным барабанщиком Юрием Титовым, который в рамках нашего проекта играет на перкуссии, а также меня нашел превосходный гитарист Олег Зарипов. По счастью, мои песни допускают самый разный подход к их исполнению, они могут прозвучать и в группе, и в «бардовском» варианте. Поэтому иногда я выступаю один, (хотя это мне и менее интересно), иногда, когда все могут ко мне присоединится – все вместе. Наша группа называется – «Раръ», (по древнеславянски – звук, звон). В течение 2003 г. нами был записан наш 1-й альбом – «По ромашковому полю…» В октябре 2002 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Истринского, был создан православный музыкальный клуб «Фавор». Я с первых дней основания клуба был его активным участником, выступая практически на всех его мероприятиях. За прошедшие годы было участие в православном лагере на 29-м Грушинском фестивале, участие в культурной программе 3-го Миссионерского съезда РПЦ, концерты в клубах православной песни, выступления на приходах, в детских домах, православных гимназиях, концертах патриотической и духовной песни – в концертном зале Союза Писателей России, культурных программах в рамках Рождественских Чтений. В мае 2003 г. я принимал участие в 1-м Александро-Невском фестивале, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, на котором занял 1-е место. В июне 2003 г. я принял участие в организации первого в Москве православного кафе-клуба «Ямское Поле». Основные направления работы этого клуба – миссионерские, катехизационные и духовно-просветительские программы, направленные на возрождение духовности и традиционной русской культуры. В «Ямском Поле» я занимаюсь составлением музыкальной программы клуба, основу которой составляют вечера духовно-патриотической песни, русского романса и классической музыки. Сам я также принимаю участие в концертной деятельности клуба. В июне 2003-го там был отпразднован мой 25-летний юбилей творческой деятельности, который я отсчитываю от дня первого выхода с гитарой на сцену, а в октябре – свой сорокалетний юбилей. На оба юбилея пожаловали многие участники клуба «Фавор» – Стас Бартенев, Андрей Истоков, Татьяна Хрящевская… В июле 2003 г. же году меня пригласили выступить в культурной программе молодежного лагеря паломников в Дивеево, во время празднования 100-летия прославления преп. Серафима Саровского. С лета 2003 г. я постоянный участник миссионерской работы со служащими бригады Софринского спецназа, где проводятся еженедельные встречи со священнослужителями, совмещенные с выступлениями православных авторов-исполнителей. В сентябре 2003 г. я со своей группой «Раръ» принимал участие в музыкальном фестивале в г. Ярославль «Для чего я пришел в этот мир?». Концерт вел иером. Сергий (Рыбко), участвовала группа «Если» (Стас Бартенев). Сейчас я и моя группа приступили к записи 2-го альбома, впереди также много выступлений. Главное, что хотелось бы нам сделать – это внести свой скромный вклад в возрождение России, ее культуры, духовности. Совсем недавно пришло осознание, как можно это сделать. Надо просто стараться писать песни, нужные людям. Новый альбом группы «РАРЪ» «По ромашковому полю…» – новый альбом композитора певца и гитариста Капорина Вячеслава, созданный при участии гитариста Олега Зарипова и Титова Георгия – соавтора, аранжировщика. По ромашковому полю России идет молодой человек и заново открывает тысячелетнее православие. Он видит, что с русского поля никогда не уходили Христос и Божия Матерь. Им предстоят святые, потом и кровью которых пропитано поле русской истории. Вячеслав Капорин и Георгий Титов отливали каждую песню альбома в новой форме, сплавляя прошлое с настоящим и современное с вечным. Звучат близкие молодым поколениям ритмы, а мелодически древняя народная и христианская музыка. Традиция духовного стиха, как драгоценная жидкость переливаясь из старинного сосуда в новый – все та же, она сохраняется в современной православной песне.
Инструменты и оборудование
Гитара "Крыло ангела", эл. гитары, флейты.
Альбомы
"По ромашковому полю...", "Вечеря странная"
Владелец страницы
Венцеслав
Обновлено 2013-08-23 23:53:27