RealMusic

Калейдограф

антикалейдограф
Жанры
Транс Пост-рок Фолк-рок Экспериментальный рок Инструментальный рок
Адрес страницы
https://www.realrocks.ru/kaleydograf
Описание
КАЛЕЙДОСКОП - ОТ ИГРУШКИ ДО ПРИБОРА, ИЛИ КОЛЛЕКЦИЯ УСКОЛЬЗАЮЩИЙ УЗОРОВ В России калейдоскоп появился в XVIII в. благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Три его творения хранятся в Эрмитаже, но они не были запатентованы. Патентное дело родилось в России 17 июня 1812 г. В этот день император Александр I подписал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах» — первый в России закон, охраняющий права изобретателей. В детстве у каждого из нас был картонный или пластмассовый калейдоскоп, в котором пересыпались бутылочные стеклышки. Многократно отраженные зеркалами, они создавали магические, захватывающие узоры. Очень поэтично назван калейдоскоп в «Толковом словаре» В. Даля: «узорник; это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки». Принято считать, что первый калейдоскоп изобрел Дэвид Брюстер. Английский физик, член Лондонского королевского общества Д. Брюстер родился 11 декабря 1781 г. Одаренного ребенка приняли в Эдинбургский университет в возрасте 12 лет. Всю жизнь Брюстер интересовался оптикой. В 1815 г. он открыл круговую поляризацию света и установил: если световой луч падает на поверхность диэлектрика под углом, тангенс которого равен показателю преломления (угол Брюстера), то отраженный луч полностью поляризован. Спустя 15 лет за эти работы ученого избрали почетным членом Петербургской академии наук. Между двумя описанными событиями 36-летний известный физик сконструировал линзы для маяков и усовершенствовал двояковыпуклый стереоскоп. В 1816 г. сэр Брюстер изобрел и в следующем году запатентовал детскую игрушку калейдоскоп (от греч. kalos — красивый, eidos — вид и skopeo — смотрю, наблюдаю). Этот оптический прибор основан на явлении многократного отражения света от двух плоских зеркал, образующих двугранный угол. Внутри картонной цилиндрической трубки, параллельно ее оси, помещаются две-три пары зеркал, обращенных отражающими поверхностями друг к другу и составляющих углы в 60 или 45°. Внутри трубки между зеркалами помещено несколько разноцветных кусочков стекла, бумаги и т. п. Один конец калейдоскопа закрыт матовым стеклом, с другого конца отверстие малого диаметра закрыто простым прозрачным стеклом. Обратив прибор матовым стеклом к свету, можно видеть через прозрачное стекло симметрично расположенные, красивые цветные фигурки и узоры, форма которых меняется при его вращении. Хотя калейдоскоп общеизвестен, мало кто подозревает, какое огромное число разнообразных фигур можно получить с его помощью. Допустим, вы держите в руках калейдоскоп с 20 стеклышками и 10 раз в минуту поворачиваете его, чтобы получить новое расположение отражающихся стеклышек. Сколько времени понадобится вам, чтобы пересмотреть все получающиеся при этом фигуры? «Занимательная физика» Я. Перельмана дает такой ответ: «Океаны высохнут и горные цепи сотрутся, прежде чем будут исчерпаны все узоры, чудесным образом скрытые внутри вашей маленькой игрушки, потому что для осуществления всех их понадобится, по крайней мере, 500 000 миллионов лет». Совершенствованию нет предела Детям нравятся красивые узоры, они вопрошают: «Что там внутри?». Обычно для удовлетворения своего любопытства ребенок вскрывает калейдоскоп и разочарованный неприглядными осколками выбрасывает их. Между тем этот оптический прибор является хорошим учебным пособием для демонстрации законов отражения в плоском зеркале. Применяется он и как источник новых узоров для тканей, обоев, керамики, при создании орнаментов для витрин и выставок. Впервые калейдоскоп в нашей стране усовершенствовали отечественные изобретатели Л. Кривошей и Л. Тарасенко, которые в начале 1960-х гг. предложили проектировать калейдоскопические фигуры на экран с помощью кино- и диапроекторов (а. с. 158111 и 173453). Оригинальный вариант прибора (а. с. 48447????был внедрен в 1975 г. на Лентварской ковровой фабрике инженером-изобретателем К. Петкунасом. В нем узоры создавались не только прозрачными цветными кусочками стекла, но и мелкими камешками, цепочками, кольцами и т. п. Для этого конец трубки был сделан из прозрачного органического стекла, а ее торец закрыт сменной непрозрачной крышкой. Мелкие предметы для создания узоров теперь освещались только боковым светом и хорошо отражались зеркалами трехгранной призмы. Узоры получались еще разнообразнее, оригинальнее и использовались для подбора расцветок и орнаментов красочных полотен. Несколько лет спустя этот прибор был усовершенствован (а. с. 1318971 и 1365024) в Казанском авиационном институте. Любопытно, что среди двух десятков авторских свидетельств на «игрушки для взрослых» есть и именные, например «Калейдоскоп Курилова» (а. с. 1735793). Увлечение калейдоскопом не прошло и сегодня. Люди, взявшие его когда-то в руки, не расстаются с ним всю свою жизнь, только теперь это уже может быть не картонная трубка, а великолепной работы коллекционный прибор. Доказано, что 15 минут рассматривания его картинок оказывают релаксирующее действие, сравнимое по целебности с 5 минутами здорового смеха. Цвета прибора и удивительные по красоте композиции оказывают целительное лечебное действие, помогают улучшить самочувствие, настроение и даже эффективность работы. Традиционный калейдоскоп — это система зеркал, в которой отражаются разноцветные «стекляшки». Масляный калейдоскоп взамен стекляшек заполнен маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами. А вот в телейдоскопе вместо пересыпающейся мишуры просто стоит линза. Его мозаика включает предметы окружающего мира. Калейдоскоп + телейдоскоп создают картинку из стеклышек и предметов окружающего мира. Ну а параскоп дает объемную картинку. Несмотря на конструктивную незатейливость и 200-летний возраст, игрушка совершенствуется и сегодня. Генри Макарычев из Прокопьевска предложил калейдоскоп (пат. 2154850) для проецирования калейдоскопических узоров на экран с развлекательными или лечебно-оздоровительными целями. За счет применения эпископического, т. е. непрозрачного для световых лучей материала, в нем увеличено число оттенков, участвующих в цветовой гамме узора. Семья Субботиных придала массовой недорогой игрушке повышенную надежность (пат. 2020524), а москвич Денис Додонов для ее зрелищности разработал на основе достижений современной техники метод получения калейдоскопических эффектов (пат. 2158162). Наблюдаются они с помощью системы отображения — видеомонитора или телевизионного устройства. На вход подают сигнал с выхода системы восприятия и обработки информации — видеокамеры, которую направляют на систему отображения. Эта технология используется для оформления витрин, стендов, экспозиций и интерьеров или как элемент световой декорации в театрах и на эстраде. * * * Касательно необходимости своевременной подачи заявок на патенты, уместно напомнить историю телефонного дела. Величайшее изобретение — телефон — пришло в голову одновременно двум незнакомым друг с другом людям: Беллу и Грею. 14 февраля 1876 г. Белл подал свою заявку в Патентное ведомство США на час раньше соперника, и этот час решил судьбы изобретателей. Слава и деньги достались Александру Беллу, как и обязанность впоследствии участвовать в нескольких судебных процессах, отстаивая свой приоритет. Имя Грея стало синонимом невезухи в патентном деле. (Алексей Ренкель, патентовед)
Участники
Денис Додонов кнопочник
Татьяна Волошина Муза
Сайты
https://vk.com/kaleydograf К.............................................
Пресса
https://www.facebook.com/groups/756802521487755
История
FIELD: entertainment industry. SUBSTANCE: method involves observing kaleidoscopic effects by means of computer display or TV set, which input receives signal from input of information receiving and processing system, which is designed as video camera and is pointed to displaying system. Three- dimensional position of information receiving and processing system with respect to displaying system and real positions of those systems are controlled by means of operator or using automatic monitoring and control system, as well by means of joint operations of operator and automatic monitoring and control system. Device eliminates restriction on complexity of geometric shapes and number of effects with respect to used algorithms and software, technical problems, which are caused by need to store information, as well as increased range of kaleidoscopic effects. EFFECT: increased capabilities of optical effects
Инструменты и оборудование
аутентичное
Альбомы
Соберись тряпка, не пальцем деланный, видеомузыка, х-radiare, калейдограф, 1999
Предпочтения
свои
Владелец страницы
Dan
Обновлено 2023-02-08 12:04:28