RealMusic
музыка города Н
музыка города Н
суббота, 3 июня 2023 г., 20:07

Лабаз история - Начало

Лабаз история - Начало

Василий Ниссен
Вообще история Лабаза начинается с того, как мой старший брат подарил мне в 6 классе кассетный магнитофон "Весна".
На нескольких кассетах были записаны разные группы и в том числе The Beatles, о которых я к тому времени, это был 1977 год, много был наслышан. Но не они произвели на меня тогда впечатление. На одной кассете был сборник группы Uriah Heep, там были записаны Gypsy, The Wizard, Easy Livin", July Morning и Look at Yourself. А на ещё одной, финал радиопостановки рок оперы Андрея Богословского "Алые паруса", более компактный по сравнению с версией вышедшей в последствии на пластинке и с дикторским текстом. И вот слушая именно эти вещи, я реально почувствовал иное измерение жизни, отличное от той серой гаммы ежедневных будней. О том, что оно существует, я узнал из книг, которые читал запоем, но реальное ощущение пришло с музыкой. Со временем, осваиваясь в этом измерении, я обнаружил там ещё массу новых имён: Pink Floyd, Deep Purple, Manfred Mann и других. Постепенно я стал ходячей рок энциклопедией и обладателем одной из самых больших фонотек в городе.
В те времена с каждым магнитофоном в комплекте шли микрофоны, и для меня доставляло огромное удовольствие с ними возиться. То была эра подъездных гитаристов, в обязательный репертуар которых входили: "Годы летят стрелою" Машины Времени, "Музыкант" Никольского и "Кто виноват?" Воскресенья. Однажды мне удалось очень удачно записать моего друга исполняющего хиты "в ноль" под акустику. Решив проверить реакцию на качество записи я сочинил рассказ, что мне случайно досталась уникальная живая запись самого Макаревича. И ко мне началось целое паломничество. Правда, секрет пришлось вскоре раскрыть, но происшествие осталось в памяти.
Следующий этап начался после моего знакомства с двумя замечательными людьми: Валерием Дмитриевым и Дмитрием Плаксиным.
С Валерой я познакомился ещё до моего ухода в армию. Он был муж двоюродной сестры моего друга детства. Талантливейший поэт и музыкант. Мы с моей будущей супругой проводили много времени у них в гостях. Валера тогда работал экскаваторщиком и у себя на работе всё пытался собрать ансамбль. Песен он тогда не писал, только стихи, а играть они пытались то, что тогда было на слуху от итальянской попсы до Круиза.
Про Плаксина я тоже слышал ещё до армии. Его знаменитая песня "Мой папа умер, с зажатым кулаком…", тоже входила в обязательный репертуар городских гитаристов. Но лично с ним я не встречался. Каково было моё удивление, когда уже в армии однажды, выйдя из роты, я увидел на одном из присланных из учебки фамилию Плаксин. В стройбате, где я служил, фамилии писали прямо на спине бушлатов крупными буквами, как у футболистов, только без номеров. И сразу же он попал ко мне в наряд, дневальным. Очень быстро стало понятно, что это именно тот самый Плаксин, я раздобыл гитару, и весь вечер вместо того, что бы стоять на тумбочке он играл и пел. Его призвали из Тольятти и отправили в учебку в Чите, а оттуда прямо в Якутск, в часть, где я служил. Вот такие бывают коллизии. Дослуживали мы уже вместе.
Песни Плаксин начал сочинять ещё в школе. Его кумиром и образцом для подражания были Nazareth. К карьере музыканта он приступил на ВАЗе, в заводской группе, куда его взяли за его таланты, не смотря на младость лет. А впоследствии вместе с родителями переехав в наш Южно Якутский город, возобновил её в школьных группах. После армии эти упражнения были продолжены. Всё это маскировалось, под какой ни будь профсоюзный ансамбль, и ютилось или в Красном уголке или в подвале подшефной школы.
Весной 1987 года уволившись из рядов доблестного стройбата, я с удивлением обнаружил Дмитриева с акустической гитарой в руках. Его супруга, насмотревшись его мучений с ансамблем и наслушавшись Розенбаума, всучила ему этот инструмент, сказав:
- Чем ты у меня хуже Розенбаума? Давай пиши.
И Валера начал писать песни и соответственно петь их. Памятуя о моих опытах со звукозаписью, встал вопрос, а не записать ли их? Тогда я уже имел представление о микшерном пульте и ревербераторе. Пульт "Карат" и 2 микрофона со стойками из знаменитого комплекта "Солист" я взял на очередной репетиционной базе у Плаксина, а самодельный ленточный ревербератор у друзей из ОТМК (Объединение Творческих Молодёжных Коллективов, было такое при КомСоМоле). Студия разместилась у меня в квартире, в зале. Ревербератор так громко гремел, что пришлось накрывать его подушкой, чтобы звук не лез в микрофоны. Так прошли первые сессии звукозаписи, которые я считаю точкой отсчёта в ряду студий воплотившихся, в конце концов, в студию Лабаз. Запись понравилась всем. А супруга Валеры удостоила тогда её высшим для меня комплиментом:
-Ты смотри! Как настоящий звучит!
Пытался нечто подобное я сделать и с Плаксиным, но на репетиционных базах это было невозможно, а разместить студию для записи группы у себя дома я не мог. Его очередь пришла, когда перестроечная воронка закинула меня в тот же ОТМК. На тот момент там организовывалась студия звукозаписи, работающая на тираж практически круглосуточно и 2 видеосалона. Всё происходило в здании кафе "Гармония". Само ОТМК и студия находились в подвале, а видеосалоны наверху в помещении кафе и соседнем помещении оформленном как небольшой видеозал. Имея столько магнитофонов я не мог упустить такую возможность. И с разрешения руководства начались ночные сессии. Аппарат выставлялся в коридоре, и всю ночь шли эксперименты с накладками. Результат был никакой.
Всё сдвинулось с места, когда кабельное телевидение упразднило видеосалоны. Видеозал был закрыт, что с ним делать не знал никто. Помещение стояло пустое, и пока оно пустовало, я предложил использовать его под студию. Начальство дало добро и мы собрали туда всё что можно было собрать в наших условиях. Из того оборудования, что у нас тогда было, мне больше всего запомнился самодельный микшерный пульт с панелью из синего оргстекла и без единого индикатора. Это была вторая студия.
Сессии проходили так же по ночам. Днём работало кафе за стенкой и только ночью наступала тишина. Студия просуществовала 2-3 месяца, но след оставила неизгладимый. Слух о ней прошёл по городу и оказалось, что кроме Академической Гребли (так впоследствии будет названа группа Плаксина) в городе есть ещё музыканты играющие рок. Из театра кукол появилась группа под руководством Александр Онофрия. Из посёлка Чульман приехали два странных типа Попов с безладовой бас гитарой и Егоров с "Диамантом" и солидным набором примочек. Толковых записей тогда сделано было очень мало, это было больше время бесконечных сейшенов выливавшихся в бесконечную пьянку.
Хорошо запомнился момент, когда уставший Плаксин заснул на диванчике и начал очень музыкально храпеть. Быстро определили тональность, размер я подставил микрофон, поддал реверку и включил на запись. Получился приличный джем минут на двадцать с лишним для группы (гитара, бас, ударные) с храпом. Очень жаль что запись не сохранилась...))
Долго это продолжаться не могло, хоть и было весело. Но весело было только нам. Меня быстро рекрутировали на участок трансляции в открывающееся на базе видеосалонов кабельное телевидение и студию прикрыли. Для себя я поставил крест на этом занятии, решив заняться более серьёзными вещами. Так закончилась история второй студии в кафе "Гармония".
Продолжение эта история получила осенью 1991 года.
Валера Колесников, диск жокей дискотеки "Полигон" в ДК им. 40-летия Победы, предложил сделать студию на базе их дискотеки. Вообще дискотека задумывалась как молодёжный культурный центр и там были дополнительные помещения которые толком не использовались. Там же нашлась и аппаратура. Солидный для тех времён пульт Электроника ПМ01, магнитофоны, комплект музыкальных инструментов и микрофонов и даже тесловский ленточный ревербератор.
Валера, очень интересная и неоднозначная личность. Он тоже писал свои песни, у него даже была своя гитара Диамант, и студия в основном делалась для работы с ним и его материалом. В гармошкинский период я его приглашал к нам, но человек по натуре стеснительный он так и не выбрался. Зная, что я ничем особо не занимаюсь и, видя пустующие помещения и простаивающую аппаратуру, в его голове и родилась такая мысль. За несколько дней студию мы запустили. На предложение пригласить для работы и другие коллективы реакция была положительная.
Естественно первым кого я позвал, был Плаксин. На тот момент и сформировался оптимальный состав "Академической Гребли": сам Плаксин – гитара, вокал, Юрий Паршиков – ударные и Евгений Рязанцев – бас. Тогда были сделаны единственные уцелевшие записи гребцов до сих поражающие своей энергией. Они играли хард рок высшей пробы и для многих были ориентиром и стимулом роста.
У Валеры дело тоже пошло. Начали они эксперименты с Михаилом Ивановым (ударные). Басиста не было и первый вариант "бессмертного" хита будущей группы Чилиндра "Времена Года" был записан в накладку. На басу играл Иванов, а Колесников исполнил обе гитарные партии. Результатом были ошарашены все. Получался нормальный, клёвый рок-н-ролл. Я вспомнил про бедовых чульманцев Попова и Егорова и они с радостью примкнули к Колесникову и Иванову.
Следующими на горизонте появилась группа "Краш". Основой группы была связка гитариста виртуоза Эрика Лалазаряна и басиста Зверева. Постепенно они укомплектовались вторым гитаристом Владимиром Бишеевым (руководителем местного духового оркестра) и барабанщиком Игорем Соколовым.
Вскоре группы посыпались как из ведра. Вначале "Джон До" группа играющая блюз. До сих пор помнится большое количество народа играющего на гитарах и постоянно спорящего друг с другом. В конце концов они распались на 2 коллектива. Людей хватило как раз поровну. Потом "Портак" - дети, поющие весёлый, заводной трёх аккордный панк. Со всем этим, надо было, что-то делать. Идея взялась из воздуха. До меня дошёл слух, что Эрик говорил о совместном концерте "Краша" и "Портака" на спорткомплексе "Шахтёр".
Тут надо небольшое отступление, спотркомплекс "Шахтер", это единственная площадка в городе которая вмещает более тысячи зрителей и обладала тогда какой то мало мало концертной аппаратурой. Груда самопала киловатт на 5-6. И сама площадка представляла собой огромный спорт зал с одной трибуной. Естественно акустики никакой, но выбора не было.
Не помню уже, что тогда меня возмутило. То ли то, что они собирались делать это вдвоём, забыв про остальных, то ли то, что проигнорировали меня, но что бы там ни было я стартанул.
Всё произошедшее дальше вспоминается как удивительная авантюра получившая название "Весенняя Солянка", почему-то закончившаяся полным успехом.
https://vk.com/video-4365903_162119483
0