RealMusic
Северный Край
Северный Край
среда, 2 января 2019 г., 13:29

Высоцкий в новом звуке

Я привык слушать Высоцкого в сопровождении гитары. Он ведь так и пел свои песни на концертах. Под одну гитару, как делало и по сию пору продолжает делать большинство людей, которые именуют себя бардами. Правда, гитара у Владимира Семеновича была русская семиструнная, а не классическая шестиструнка испанского образца. Так они и звучали вместе: его незабываемый баритон в обрамлении хорошего концертного инструмента.
В сопровождении ансамбля записей Высоцкого осталось гораздо меньше, чем в сопровождении гитары. Если так прикинуть навскидку, то что мы имеем на момент его смерти в 1980 году?
Два-три десятка песен, записанных на «Мелодии». Песни для кинофильмов, большинство из которых по разным не связанным с музыкой причинам в фильмы не вошло. Хотя аранжировки, на мой взгляд, почти везде были сделаны очень достойно, на высоком творческом и техническом уровне. Замечательные вещи, оценивать их можно разве что по принципу «нравится-не нравится».
Дальше идут записи, сделанные за рубежом. Например, в Канаде в 1976 году. Неплохой альбом, но аранжировки на нем мне нравятся меньше, чем на записях, которые были сделаны в Париже в этом же и в следующем году. Кто-то может и не согласиться со мной, но парижские альбомы — это одна из вершин творчества Владимира Семеновича. Особенно «Не долюбил...». К тому же он еще и двойной, если я правильно помню. Изумительная подборка песен и такие мастерски сделанные аранжировки, что как говорится, не прибавить и не убавить. Абсолютное попадание в десятку. И соло-гитарист там отменный.
Да, еще нужно отметить особо замечательно записанные на студии Алексея Зубова баллады. «О вольных стрелках», «О любви», «О ненависти», «О времени». Очень известные вещи. Это 1978 год. Но их, наверно, лучше отнести к песням из кинофильмов.
Не так уж и мало, на первый взгляд. Все-таки успел Высоцкий поработать с ансамблями и оставить нам много замечательных песен не только в гитарном сопровождении.
Но вот однажды захотелось мне чего-то нового. Звука, прежде всего. И оказалось, что время не стоит на месте. Технологии развиваются и позволяют нам услышать песни Высоцкого по-новому. В другом ключе. Где к гитаре добавлены и виолончель, и скрипка, и труба, и клавиши. Причем добавлены очень бережно, без излишества, как это нередко бывает в попытках переозвучить ушедшего в вечность артиста. Который, кстати, уже ничего не может возразить.
Блуждая в просторах интернета, наткнулся я как-то на серию альбомов «Высоцкий: новый звук». И обомлел. Оказалось, вот оно. То, что я искал. Надеюсь, и сам Владимир Семенович был бы доволен таким подходом к своему творчеству. Он ведь тоже, по признанию некоторых знавших его людей, был склонен к некоторому минимализму в обработках своих мелодий. И круг инструментов, которые при этом использовали аранжировщики, скорее сужал, а не расширял. Так что авторы этой серии двигались в правильном направлении. Альбомы выпускались с 2001 по 2007 год. Всего их было записано аж 22 штуки.
Конечно же, понравилось мне не все. Но песен Высоцкого озвучено столько, что есть из чего выбирать. К песням Владимира Семеновича, повторюсь, музыканты подошли очень бережно и тактично. Что они сделали? В основном на оцифрованные гитару и голос Высоцкого наложили еще некоторые инструменты. Но наложили таким образом, что не испортили ни того, ни другого. Всего добавлено в меру. Ну и аранжировки получились достойные. Так что рекомендую. Это не реклама, если что, а мое личное мнение.
22 альбома, конечно, это огромный объем музыки. Пришлось повозиться, пока я отобрал из них лучшие вещи. Теперь они у меня соседствуют с песнями из кинофильмов и записями Владимира Семеновича с ансамблем. А так как на моем телефоне все вещи звучат вперемешку, то должен заметить, что впечатления эти песни не испортили. Новый звук вполне себе сочетается со старым. Стоит только надеть наушники, и
Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов...

0