- Жанр
- Романс
- Лицензия
-
- Над треком работали
- аранж. Сергей Каминский
- Автор музыки
- Александр Суханов
- Автор текста
- Николай Заболоцкий, Иван Бунин (авт. ред. Р.Богатырев)
- Исполнитель
- Руслан Богатырев
- История создания
- Это первый романс, давший жизнь идее кармен-романсов (январь 2018) и методу поэтической инкрустации. — История его необычна, стоит рассказать. У Александра Суханова есть замечательный романс "Можжевеловый куст" на стихи Николая Заболоцкого. Четыре катрена (четверостишия) положены на прекрасную запоминающуюся мелодию. Текст в точности, как в оригинале. — Сколько слушал этот романс, всё время коробили металлический хруст и смертоносная игла. Подумал: раз это новое (музыкальное) произведение, о котором Заболоцкий и не подозревал, почему же непременно надо следовать в точности тексту стихотворения? — Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, при этом требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия: экранизация литературных произведений), они вполне могут носить характер не только косметический, но и даже менять драматургию миниатюры. — Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы? — Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности "дыхания" поэзии, возможности пауз и музыкальной "тишины". Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова. — Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. Печатное слово веками постигало искусство своего оформления. То, что принято называть типографикой. — Эрмитажная музыка... Медитативная и созерцательная лирика в уединении. Светлая грусть. Элегия... Эрмитажность музыки диктует свои правила композиции романса (где и как делать отбивку текста). — Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки. — Возвращаясь к романсу... У Николая Заболоцкого ничего подходящего не нашёл. Но вот у Ивана Бунина попалось на глаза короткое стихотворение "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (1901). — Образ подходил, но текст требовал небольших правок, что и было сделано. Музыкальную форму (где и какие проигрыши) попросил аранжировщика изменить. На основе моих пожеланий он сочинил свой вариант. В итоге музыка слилась с поэзией в единой драматургии, и получился новый романс. — В нём объединены два стихотворения разных поэтов — "Можжевеловый куст" (Николай Заболоцкий, 1957) и "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (Иван Бунин, 1901). Можно сопоставить с оригиналами. — * Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: http://proza.ru/2021/03/16/1545
- Текст
- МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ
—
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
—
Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
—
Ту звезду, что качалась в холодной воде,
Огонёк, до рассвета дрожавший во тьме,
Под плакучей ракитой в безмолвном саду
Я теперь в небесах никогда не найду.
—
В старый дом, где я песни простые слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
В то селенье, где шли молодые года,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.
—
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим.
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!