RealMusic
1 год 11 месяцев

Заболоцкий, Бунин. Можжевеловый куст

3:59
14 22%
Лицензия
Над треком работали
аранж. Сергей Каминский
Автор музыки
Александр Суханов
Автор текста
Николай Заболоцкий, Иван Бунин (авт. ред. Р.Богатырев)
Исполнитель
Руслан Богатырев
История создания
Это первый романс, давший жизнь идее кармен-романсов (январь 2018) и методу поэтической инкрустации. — История его необычна, стоит рассказать. У Александра Суханова есть замечательный романс "Можжевеловый куст" на стихи Николая Заболоцкого. Четыре катрена (четверостишия) положены на прекрасную запоминающуюся мелодию. Текст в точности, как в оригинале. — Сколько слушал этот романс, всё время коробили металлический хруст и смертоносная игла. Подумал: раз это новое (музыкальное) произведение, о котором Заболоцкий и не подозревал, почему же непременно надо следовать в точности тексту стихотворения? — Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, при этом требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия: экранизация литературных произведений), они вполне могут носить характер не только косметический, но и даже менять драматургию миниатюры. — Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы? — Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности "дыхания" поэзии, возможности пауз и музыкальной "тишины". Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова. — Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. Печатное слово веками постигало искусство своего оформления. То, что принято называть типографикой. — Эрмитажная музыка... Медитативная и созерцательная лирика в уединении. Светлая грусть. Элегия... Эрмитажность музыки диктует свои правила композиции романса (где и как делать отбивку текста). — Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки. — Возвращаясь к романсу... У Николая Заболоцкого ничего подходящего не нашёл. Но вот у Ивана Бунина попалось на глаза короткое стихотворение "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (1901). — Образ подходил, но текст требовал небольших правок, что и было сделано. Музыкальную форму (где и какие проигрыши) попросил аранжировщика изменить. На основе моих пожеланий он сочинил свой вариант. В итоге музыка слилась с поэзией в единой драматургии, и получился новый романс. — В нём объединены два стихотворения разных поэтов — "Можжевеловый куст" (Николай Заболоцкий, 1957) и "Ту звезду, что качалася в тёмной воде" (Иван Бунин, 1901). Можно сопоставить с оригиналами. — * Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: http://proza.ru/2021/03/16/1545
Текст
МОЖЖЕВЕЛОВЫЙ КУСТ

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст.
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон лёгкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.


Ту звезду, что качалась в холодной воде,
Огонёк, до рассвета дрожавший во тьме,
Под плакучей ракитой в безмолвном саду
Я теперь в небесах никогда не найду.

В старый дом, где я песни простые слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
В то селенье, где шли молодые года,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.


В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим.
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!