Музыка речи. Пел соловей. Лермонтов и Бунин (Часть 1)
Музыка речи | Пел соловей | Лермонтов и Бунин (Часть 1)
Пел соловей. Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин, р.1954)
Его песни, как неразрывная молитва, одна за другой входят в сердце не только каждого православного человека, но и любого,чья душа способна воспринимать истинную красоту человеческих творений. Иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин-Правдин) — поэт, автор стихов и песен на религиозную тематику, член Союза писателей России.
Пел соловей, ах, как он пел, И тишина ему внимала. Как я хотел, чтоб он допел О том, что не начать сначала.
А он свистал весь день и ночь, А он выделывал коленца, Как будто мне хотел помочь Хотя б немного отогреться.
И плыл туман живой водой, Стога, стога в тумане плыли. И даже звёзды песне той Небесным отраженьем были.
А воздух травами пропах, И я стоял в предверьи рая, А он свистал в своих кустах, Людскую славу отвергая.
Я понимал, настанет тишь, Луна застынет горьким комом. Ты улетишь и прилетишь, Но пропоёшь уже другому.
Пел соловей, ах, как он пел, И тишина ему внимала. Как я хотел, чтоб он допел О том, что не начать сначала.
—
Руслан Богатырев. Немного о своей творческой лаборатории. О чём это произведение? И о чём ключевая фраза — "Как я хотел, чтоб он допел о том, что не начать сначала"?
Глядя на пламя свечи, один может видеть всего лишь будущий огарок, другой — просто горящую свечу, а третий — совсем иное... Можно пытаться искать этот скрытый смысл автора (если он действительно есть, о чём мало кто достоверно знает), можно подбирать свои ключи.
Немалую роль при анализе имеет вероисповедание и мировоззрение как объекта анализа (речь о поэте), так и субъекта анализа (речь об исследователе/литературоведе). Если человек, исповедующий веру, отличную от веры автора, или неверующий человек пытается со своих позиций (напр., светских) анализировать текст, он в духовных произведениях будет просто скользить по поверхности смысла. Духовное произведение вполне может внешне выглядеть чисто светским, как в случае с "Пел соловей" (с моей точки зрения!). Раскрывать его на светском уровне, отталкиваясь лишь от текста, — банальность.
Меня в меньшей степени интересует реальный скрытый смысл, который вкладывал сам автор (если нет объективной возможности это установить). Меня (как исполнителя) интересует именно тот скрытый смысл, который лично сам для себя вкладываю в данное произведение, когда ищу свою интерпретацию. Это куда честнее, нежели на глазок устанавливать близость к авторскому замыслу.
Почему певцу важно искать свою интерпретацию, а не пытаться исполнять произведение так, "как задумал автор"?
1. Вряд ли в точности известно, как автор задумал, даже если тот оставил документальные свидетельства и не раз его сам исполнял. Можно строить свои предположения, пытаясь постичь, какой смысл явный и тайный он вкладывал. Но они так и останутся предположениями.
2. Вторичность. Копия хуже оригинала. Хотя эхо часто прекраснее голоса, который оно повторяет.
3. Если произведение глубокое, оно пропитано верой, мировоззрением, ментальностью автора. Это слепок его души. Петь с чужого голоса — большой риск изменить себе и своему восприятию мира.