RealMusic
Руслан Богатырев
Руслан Богатырев
суббота, 7 апреля 2018 г., 19:02

Музыка речи. Пел соловей. Лермонтов и Бунин (Часть 1)

Музыка речи | Пел соловей | Лермонтов и Бунин (Часть 1)

Пел соловей. Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин, р.1954) 

Его песни, как неразрывная молитва, одна за другой входят в сердце не только каждого православного человека, но и любого,чья душа способна воспринимать истинную красоту человеческих творений. Иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин-Правдин) — поэт, автор стихов и песен на религиозную тематику, член Союза писателей России. 

Пел соловей, ах, как он пел, 
И тишина ему внимала. 
Как я хотел, чтоб он допел 
О том, что не начать сначала. 

А он свистал весь день и ночь, 
А он выделывал коленца, 
Как будто мне хотел помочь 
Хотя б немного отогреться. 

И плыл туман живой водой, 
Стога, стога в тумане плыли. 
И даже звёзды песне той 
Небесным отраженьем были. 

А воздух травами пропах, 
И я стоял в предверьи рая, 
А он свистал в своих кустах, 
Людскую славу отвергая. 

Я понимал, настанет тишь, 
Луна застынет горьким комом. 
Ты улетишь и прилетишь, 
Но пропоёшь уже другому. 

Пел соловей, ах, как он пел, 
И тишина ему внимала. 
Как я хотел, чтоб он допел 
О том, что не начать сначала. 

— 

Руслан Богатырев. Немного о своей творческой лаборатории. О чём это произведение? И о чём ключевая фраза — "Как я хотел, чтоб он допел о том, что не начать сначала"? 

Глядя на пламя свечи, один может видеть всего лишь будущий огарок, другой — просто горящую свечу, а третий — совсем иное... Можно пытаться искать этот скрытый смысл автора (если он действительно есть, о чём мало кто достоверно знает), можно подбирать свои ключи. 

Немалую роль при анализе имеет вероисповедание и мировоззрение как объекта анализа (речь о поэте), так и субъекта анализа (речь об исследователе/литературоведе). Если человек, исповедующий веру, отличную от веры автора, или неверующий человек пытается со своих позиций (напр., светских) анализировать текст, он в духовных произведениях будет просто скользить по поверхности смысла. Духовное произведение вполне может внешне выглядеть чисто светским, как в случае с "Пел соловей" (с моей точки зрения!). Раскрывать его на светском уровне, отталкиваясь лишь от текста, — банальность. 

Меня в меньшей степени интересует реальный скрытый смысл, который вкладывал сам автор (если нет объективной возможности это установить). Меня (как исполнителя) интересует именно тот скрытый смысл, который лично сам для себя вкладываю в данное произведение, когда ищу свою интерпретацию. Это куда честнее, нежели на глазок устанавливать близость к авторскому замыслу. 

Почему певцу важно искать свою интерпретацию, а не пытаться исполнять произведение так, "как задумал автор"? 

1. Вряд ли в точности известно, как автор задумал, даже если тот оставил документальные свидетельства и не раз его сам исполнял. Можно строить свои предположения, пытаясь постичь, какой смысл явный и тайный он вкладывал. Но они так и останутся предположениями. 

2. Вторичность. Копия хуже оригинала. Хотя эхо часто прекраснее голоса, который оно повторяет. 

3. Если произведение глубокое, оно пропитано верой, мировоззрением, ментальностью автора. Это слепок его души. Петь с чужого голоса — большой риск изменить себе и своему восприятию мира. 

(Окончание следует)

Пел соловей: https://www.youtube.com/watch?v=lykNApkq2ZE

0