RealMusic
Свастика
Год:1990
Жанр:Рок
Студия: Студия Всесоюзного радио
Описание:Альбом родился как результат логического развития экспериментов группы со звуком и формой. Определённой концепции у него изначально не было, но постепенная наработка музыкального материала привела к тому, что совокупность вещей стала приобретать программный смысл. К сложившейся концепции можно отнести во-первых, полуакустический характер композиций, отсутствие вокала и барабанов (основная ритмическая нагрузка как раз легла на партию акустической гитары) и, главное, совершенно новый характер звучания, обусловленный широким применением натуральных флажолетов. Этот пространственный звук с чрезвычайно длительным сустейном, свободный от всяческих искажений, присущих всем формам нелинейной обработки, является фирменным саундом этого альбома. Основной вклад в разработку этого "языка" внёс Павел Ишханов. К особенностям этого музыкального языка также необходимо отнести стройную ладовую структуру, основанную на натуральном звукоряде. При этом каждый новый (музыкально значимый) звук может быть представлен как некая новая (не просто целочисленная, а п р о с т а я по номеру) гармоника мотива - того спектрально-динамического зародыша, из которого впоследствии вырастает всё произведение. На этом можно оставить этот краткий курс теории музыки и перейти к собственно анализу альбома. Альбом характеризует новый этап развития группы. Конечно, само по себе название «свастика» («коловорот» в переводе на санскрит) несёт в себе элемент эпатажа, на наш взгляд просто необходимый, чтобы сразу отделить существо дела от возможных толкований. Этот древний русский символ естественной последовательности явлений природы – круговорот – просто наиболее точно соответствует как содержанию, так и форме исполненных произведений. Здесь в явном виде представлена эстетическая доминанта - состояние души (исполнителя или слушателя – всё равно, подразумевается полное взаимопонимание). Наблюдение за этим состоянием и есть содержание первых трёх опусов альбома. Минимализм инструментальных средств не означает скромности в выразительности. Напротив, отсутствие барабанов, как оказывается, расширяет диапазон понятий крещендо – диминуэндо применительно к слабо модулируемым щипковым инструментам. Следует также обратить внимание на финал композиции op#1: всё очень размеренно и логично подходит к маятнику мажор-минор (одноимённый), но этим не заканчивается – исключение всего одной ноты из музыкального текста примиряет и объединяет и мажор, и минор, эмоции уходят полностью. Остаётся истина. Если уж заговорили об истине – то op#3 представляет её в полной мере – очень трудно представить себе более гармоничную и ритмически вариативную (при этом одновременно сбалансированную) тему, совершенно фундаментально развитую и завершённую. Вообще анализ этих трёх композиций из «Свастики» (ops##1,2,3) – задача отдельного исследования. Лично я с удовольствием бы этим занялся, поскольку люблю творчество Павла Ишханова. Здесь оно раскрыто в достаточно полной мере - свойства ударных Паша раскрывает аккомпанементом на акустической гитаре, занимается и гармонией и контрапунктом с равным успехом, в общем, с н и м а ю ш л я п у, Павел. Семь кругов - вещь концептуальная, но несколько незавершённая, в силу некоторых объективных обстоятельств: так сложилось, что завершать запись нам с Витей Черновым пришлось в отсутствие Павла Ишханова и Александра Воронина. Поэтому утрата одной дорожки соло и пр. привела к слегка усечённому варианту произведения. Однако даже и так выполняется главное – непрерывность связи первой и последней вещи альбома. The last – бассо остинато – постоянный бас – и это всё? Технически да. А на самом деле, все ли прислушиваются к своему постоянно бьющемуся сердцу? Конечно, нет. А вот случай, когда оно остановится. Что будет? Собственно, описанием этого процесса (смерти) и является эта вещь. Пока бьется сердце мы живы. Алексей Петров - гитара, Павел Ишханов - акустическая гитара, Виктор Чернов - бас-гитара.