RealMusic

Рецензия на музыкальный альбом В Берендеевом царстве

32 / 0 / 1 год 2 месяца
Альбом Геннадия Андреева «В Берендеевом царстве» включает 149 композиций. Все представленные в альбоме треки объединены единым жанром электронной музыки. Именно жанром, но не тематикой. Названия композиций удивляют своим многообразием: здесь и народная тема («Ай гусли, мои гусли, новые мои», «А я милую провожал аж до самой до зари», «На гусельках струночки серебряные», Собирайся народ кто на ярмарку идет» и сказочно – мифологическая - «Лесные нимфы», «Лесная сказка», «Волшебная лампа Алладина», «Музыка сказочного леса», и « вселенская» - Сквозь пространство», «Соцветие миров», «На звездном мосту», Земля и Космос», и философская - «Дыхание жизни», «Экзистенция и монументальность», «Творчество и энергия», «Познание», «Пассионарность», причем диапазон тематик перечисленным не исчерпывается.

Сразу привлекают композиции с необычными названиями. Например, «Музыка из лепестков роз». С первых секунд мы погружаемся в мир нежных высоких звуков, напоминающих переливы колокольчиков. Но вскоре улавливаем и совершенно другой звук – более длительный и низкий, похожий на удары пальцами по клавишам фортепиано. Вначале эти звуки воспринимаются как «инородные» - например, когда покой лепестка розы нарушил настойчивый шмель. Но уже к середине композиции мы ощущаем ее как единое целое- как некую идиллию, созданную прекрасными лепестками, их манящим ароматом. А может быть, это не шмель. а порывы ветра?..

Композиция «На Новогодней волне» начинается вступлением в спокойных классических традициях. Далее в музыке появляется тревожность, которая сменяется бурным музыкальным водоворотом. Как будто метет метель, и Дед Мороз спешит на санях, или это бушует время, вырываясь из космической воронки. после мы наблюдаем плавный переход от «буйства» стихий к торжественно- светлому отрезку- сначала пафосному, а потом переходящему в сказочный звон бубенцов. Бубенцы вновь сменяются тревожным отрезком. основную яркость которого создают звуки, похожие на орган. Далее музыка приобретает «космический» характер» но гулкие глубинные звуки тают, и мы слышим как будто детскую пьесу для фортепиано. Вероятно, этими звуками и ознаменовывается тот момент, когда Новый год уже вступил в свои права. Данный отрезок композиции ассоциируется с нашими надеждами на исполнение мечты, идущими из детства. Затем - что-то напоминающее ансамбль народных восточных инструментов –ассоциация с волшебством. Потом – вновь спокойная классика, перебиваемая более «въедливыми» звуками. Наконец, совершенно неожиданный синтез инструментов различной тембральной окраски. Это уже не эфемерные мечты, это уже начинающиеся в Новом году перемены. судя по настроению музыки - перемены к лучшему.

Не может не привлечь своим неординарным названием трек - «Влияние глобального вращения Вселенной на формирование Галактик». В самом начале композиции на первый план выходит шум, напоминающий пересыпание мелких шаров в барабане. Что же кроется за этим шумом? Хаотичные состояния материи, из которой, как паззлы, складываются галактики? Или точка сингулярности в момент Большого взрыва? В любом случае, эти звуки заставляют слушателя чего-то ожидать. Мы чувствуем, что это лишь отправная точка, за которой последует что-то грандиозное. Мы слышим что-то похожее на реальный взрыв. И вскоре музыка, насыщенная элементами мистики, в прямом смысле «накрывает» слушателя. Вы ощущаете себя песчинкой в центре Вселенной. На данном этапе музыка несколько статична. Возможно, Большой взрыв произошел, появилось пространство и время, горячая Вселенная начала остывать. Скорость разбегания галактик уже не так велика. И - череда то усиливающихся, то затухающих фантастических звуков. Отчетливо различаются «пики». Складывается ощущение, что это вырывающиеся из черных дыр световые волны резонируют между собой. И вновь- хаотичный шум. Кажется, что это опять процессы преобразования Вселенной, но уже на качественно новом уровне. Этот шум уже не похож на пересыпание шаров. Скорее, он отражает звук вырывающегося газа, находящегося под высоким давлением. Гулкий звук на заднем плане создает фон всего загадочного действа. в целом – композиция «тяжеловесная», она захватывает сознание слушателя и доминирует над ним.

В отличие от предыдущей композиции, «Элегия» - гораздо более легкое произведение. Создается впечатление, что играет ансамбль смычковых. Музыка распространяется волнами- то вверх, то вниз. Самой яркой и запоминающейся является партия контрабаса. Трек отличается динамикой и выраженной мелодичностью. Грусть присутствует, но это светлая грусть.

В композиции «Скрипка и черный квадрат» слушатель, приготовившийся к пению скрипки, будет удивлен: скрипка там если и участвует, то молча. А вот образ черного квадрата - статичного, доминирующего, возведенного в абсолют - выражен точно и даже немного пугающе. Трек достаточно однообразный, но он не позволяет слушателю скучать. Мощная энергия, исходящая от квадрата, обволакивает всецело.

Композиция «Сквозь пространство» отражает покорение космоса экипажем космического корабля. Легкость и непринужденность музыки навевают мысль о том, что космонавты не отягощены проблемами во время полета и имеют возможность любоваться красотой космоса, открывающегося им в иллюминаторе.

Оригинальностью идеи характеризуется композиция «Тихий вечер после бурного дня». Трек и динамичен, и статичен одновременно. Статичен- потому что во время прослушивания кажется, что кардинальных событий не происходит. Мы видим одну и туже картинку. Причем в этой музыкальной картинке совмещаются сразу два образа: тихого вечера в виде высоких звуков, напоминающих перезвон колокольчиков, и полифонии нескольких электронных инструментов. Ощущение «одной картины» не покидает слушателя на всем протяжении прослушивания композиции. Что касается динамичности, то она проявляется в постоянном изменении образа дня. Дихотомия вечера и дня остается, а вот сам день - в непрерывном движении. Следует отметить, что такой подход автора - совмещение двух образов (когда как слушатель ожидает ознакомиться с ними поочередно) - и делает эту композицию новаторской и ни на что не похожей.

«Увертюра золотой осени» - скорее, моноинструментальная (если так можно выразиться применительно в электронной музыке) композиция. Протяжные звуки, отзывающиеся эхом, создают объемное воздушное пространство. Как будто теплый ветер кружит срывающиеся с деревьев золотые и багряные листья. Здесь нет ни резких переходов, ни доминирования одного звука над другим, ни «первого» и «второго» планов. Электронная музыка льется спокойно, задумчиво. Это солнечный день, клонящийся к вечеру. Вечный круговорот времен года, дня и ночи. Отсутствует как ярко выраженное вступление, так и очевидный финал. Эта музыка не имеет ни начала, ни конца- она как бы замыкается в круг.

Композиция на гусельках струночки серебряные – одна из самых жизнеутверждающих в альбоме. Фолковые мотивы и настойчивый ритм, слегка напоминающий восточный, гармонично переплетаются и создают цветистое музыкальное полотно. Иногда вклинивается более протяжный звук, напоминающий пастуший рожок. Базовая основа микса не отличается бурной динамикой. Это, скорее, атмосферный трек, без претензий на глубокомыслие и позволяющий слушателю почувствовать совершенно нестандартный синтез разных культур в электронном обрамлении.

Композиция «Оратория Жизнь вечная Песня золотого дракона» - это, по сути, один только электронный орган. Музыка захватывает своей мощью. Она не подойдет в качестве расслабляющего фона. Масштаб и глубина музыки чувствуются в каждом звуке. Местами волны нарастают, местами- немного успокаиваются. Но в целом это не «сюжетная» композиция, это- музыка состояния. Она отражает нечто фундаментальное и непостижимое. Не возникает ассоциаций с конкретными земными образами. Это - сгусток пространственно - временного континуума, данности, в которой мы живем. Во второй части композиции наблюдается больше динамики, встречаются неожиданные повороты в виде нарастания напряжения до предела- и данный прием ассоциируется с бифуркационными точками, когда система вот- вот должна перейти в обновленное качество.

Композиция «Воспоминания о войне» начинается с протяжных обрывистых свистящих звуков, достаточно однообразных. Ассоциации со свистящими пулями и летящими снарядами возникают сразу. Но через некоторое время мы видим развитие в сторону насыщенного батального музыкального полотна. Наслоение звуков друг на друга - более высоких и более низких, звонких и глухих, грандиозных и локальных, доминирующих и проявляющихся на втором плане, но пронзительных в своей структурной целостности - не может оставить слушателя равнодушным. Ткань композиции – плотная, насыщенная. Картины меняются, но неизменно держат нас в напряжении. Композиция представляется не всеобъемлющей, а конкретно- исторической: кажется, что здесь показан определенный эпизод войны. Логические части трека крепко связаны единой нитью. Финал композиции символизирует не окончание войны, а лишь завершение ее некоторого отрезка.

«Подводный мир» проникнут тревожностью и загадочностью. Основной гулкий звук олицетворяет океан. Звуки на втором плане постоянно меняются- то глубинное эхо, то характерный шуршащий звук маракасов. Общий саунд масштабен и динамичен. В нарастании звучания видится развитие захватывающей картины морской жизни. Неожиданной авторской находкой является создание иллюзии колокольного перезвона. Трек фантазийный: каждый из его отдельно взятых фрагментов (с любого произвольного момента) можно рассматривать как фундамент для короткой сюжетной зарисовки обитателей подводного мира. Начало и финал композиции генетически взаимосвязаны. При этом вступление интригующе – доминантно по сравнению с более мягким и теплым финалом, более богатым на звуковую палитру и выступающим как разноцветный фейерверк тех эмоций, которые сопровождали слушателя на протяжении всего ознакомления с треком.

«На звездном мосту» - мощнейшая музыка с оттенком «оркестровости», присущей классическим композициям. С удивительными неоднократными турбулентными нарастаниями, каждое из которых можно принять за кульминацию. Каждое из таких нарастаний ассоциируется с рискованным и где-то даже опасным перемещением по космической реальности.

Достаточно прослушать несколько случайно выбранных композиций- и вывод о жанрово- стилистическом многообразии напрашивается сам собой. Здесь и эфемерно- прозрачная композиция «Мечты», и витиевато-настойчивая «Пассионарность», и лаконичная, но экспрессивная «Тропа жизни», торжественно - грандиозный оркестровый трек «Свет рождения», созданная будто бы для ритмичного быстрого танца «Пушистая звезда».

Заглавных композиций в альбоме две - «В берендеевом царстве - 2» и «В берендеевом царстве – 6». Эти композиции совершенно особенные и отличаются в плане музыкального решения как друг от друга, так и от других композиций альбома. Но именно в них заложен тот «генетический» материал, из которого произрастают все прочие произведения. Это неброские, но наполненные мудростью композиции. Прослушивание альбома несомненно, будет интересно поклонникам современной электронной музыки. Альбом можно назвать смелым экспериментом.

Возможно, некоторые композиции покажутся сложными для неподготовленных новичков, а нетипичные музыкальные приемы вызовут споры среди профессиональных музыкантов. Но именно дискуссионность альбома повышает его ценность как одного из новаторских явлений в музыке 21 века. Композиции альбома, такие разные и одновременно объединенные общим философским духом, не расставляют все точки над «и».
Более логично здесь поставить многоточие, чтобы каждый слушатель создал свое акмеологическое кредо, сконцентрированное вокруг прослушиваемого трека. Альбом непрост для восприятия, требует работы ума и высокой сосредоточенности. Каковы будут итоги его интеграции в музыкальное пространство – покажет время. Потенциал альбома позволяет предполагать получение самых неожиданных результатов.

Юлия Силкина (авторская страница: www.chitalnya.ru/users/yulechka/)

Музыкальный альбом "В Берендеевом царстве"
представлен на авторской странице Геннадия Андреева:
www.realrocks.ru/gennadygvc/music/
Краткое описание
Рецензия на музыкальный альбом Геннадия Андреева "В Берендеевом царстве"