RealMusic

БОА

1988
Жанры
Легкий джаз Фьюжн Джаз Босса-нова Латин-поп Эйсид-джаз Авторская песня
Адрес страницы
https://www.realrocks.ru/bbooaa
Участники
Игорь Князев Лидер-вокал
Сергей Владимирович Серин Промоутер
Пресса
Интервью, данное дизайнеру и журналисту Алле Малыхиной для газеты «Берег» Игорь Князев – музыкант, автор и соавтор своих песен, человек, который помогает воплощать многие музыкальные проекты других, рефлексирующих в этой области «творческих индивидуумов». Если бы читатель мог услышать его голос, однозначно бы его узнал, он существует на всех наших радиостанциях, а вот лицо мы видим редко, наверное, для этого есть причина. Как-то лет пять назад, когда еще можно было услышать на УКВ радиостанцию «Маяк», была удивлена, что там, в далекой Москве, могли поставить в эфир один из шлягеров группы «Боа», идейным вдохновителем которой и является Игорь. Днем он занимается музыкой, вечером, дома, по его признанию, опять слушает или слышит музыку, а, может быть, и ночью его сны отстукивают ритм. Встретиться с таким «наркоманом» от музыки было не легко, очень занят. И вот, почти на бегу, без «чая, кофе и танцев», у меня в мастерской - состоялось... А.М. Вопрос суровый, сразу в лоб. В чем смысл жизни, начнем с твоей, бренной. И.К. Дай хоть отдышаться ... А.М. Этот вопрос существовал, существует, вставал ребром? И.К. Ребром нет. Чаще всего, когда оказываешься в ситуации, что дальше просто некуда идти, ты понимаешь - надо что-то менять, и менять прежде всего в себе. Есть глубокая уверенность, что жизнь человека такова, каков он сам, соответственно, все что с тобой происходит - следствие того, что ты делаешь с собой. Все тебе дается; если надо подправить что-то в себе - дается в этом направлении. В общем-то, слава Богу, у меня получается, вроде бы, все складно: я занимаюсь тем, чем хочется, и пока смысл состоит в том, чтобы делать это хорошо. Ответ выглядит общо и расплывчато, а может, слишком конкретно, но выходить сразу на философские максимы (типа приближения к абсолюту) для меня в данный момент является бессмысленным, потому что это дано далеко не каждому. А.М. Ты имеешь в виду приближение к абсолюту в буддистском смысле этого понятия, выхода из жизненного круга путем совершенствования духа. И.К. Именно так, как пел БГ: «Идет йогин на кладбище обрубать привязанности». Но вот обрубать привязанности пока совсем не хочется, именно не хочется, а с ними жизнь будет все равно нашей. А.М. Жизнь-то для тебя кайфовая, значит, заслужил? И.К. Заслужил - не думаю, наверное аванс, до поры до времени, пока не будет сказано: «То, что ты заслужил - ты прожил, давай-ка дальше наращивай усилия». От этого никто не застрахован. А.М. В твоем описании, что такое жизнь, я увидела такой момент: жизнь - это или кармический аванс, или кармический урок. И.К. Скорее урок. Зачем мы все приходим? Мы должны чему-то научиться, пройти испытание, и в зависимости от того, как мы с ним справляемся, станет ясно, что с нами будет потом. А.М. Переход в другой класс? И.К. Если брать духовную плоскость, то я практически уверен, что человек не один раз приходит в земную жизнь. А иначе зачем все? А.М. Знаешь, как ко мне пришло это ощущение? Мы по философии проходили диалектический закон перехода количества в качество, я задумалась над моделью человеческой жизни: человек живет, накапливает знания, опыт, приобретает галерею собственных картинок, а потом Бац... вторая смена, с позиций материалистов максимум - состоятся удобрением, а накопленное - в никуда? Нет, это нарушение какого-то большого космического закона. Помнишь, в физике закон сохранения энергии: «Ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда». Наверное, один из смыслов - в какой класс мы попадем после дороги данной жизни? И.К. В этом месте и в этом времени – наверное, да. А.М. А о человечестве, как о едином организме, ты задумывался, почему этот организм существует; нет представлений, что за начальная точка, как выглядит конечная? И.К. О финальной - точно нет. Как говорят умные люди, существуют какие-то задачи, которые там, на неземном уровне, решить невозможно; вот мы и попадаем сюда, и проживаем, вырабатываем. Значит, там тоже не все совершенно, невозможно жить одним духом, иначе бы мы все давно перешли туда. Посему конечная точка не ведома. Вроде того, что каждый достигнет духовного совершенства и окончательно туда прибудет... хм - это какой-то упрощенный вариант. А.М. Может, это просто невыполнимая задача, потому что существует и Бог, и не бог, свет и тьма, и их вечное противостояние? И.К. Честно говоря, у меня несколько расплываются мысли, может, состояние не совсем медитативное, чтобы я только об этом и думал, наверное, нужно еще достроится в этом направлении. А.М. А человечество идет тем путем? И.К. «Я не в восторге от нашего календаря», вернее пути, которым идет человечество в целом, или, скорее, та его часть, в которой я живу. Может, в Тибете все и по-другому. У нас же - огромная волна насилия и противодействия свету, хотя света все равно очень много, уравновешивает. Когда не станет этого равновесия, все и рухнет. Телевидение, газеты – это все на чаше разрушения. А.М. Я поняла из этого небольшого фрагмента нашей беседы, что для тебя именно человеческая жизнь, вне пути духа, имеет большую ценность. Можешь описать картинками ту радость, которую ты берешь от жизни? И.К. Да сплошь и рядом. Вот в твоем окне – просто фантастика, такой желтый каштан. Очень много потрясающих картинок и переживаний, важно их замечать, накапливать. Очень много счастья кругом. Вообще я примитивен, что вижу - о том и пою. А.М. Ты человек радости? Радость - это один из важных осознанных моментов проживания твоей жизни? И.К. Безусловно, но это не значит, что я, как идиот, всему радуюсь непрерывно. Как говорил Остап Бендер: таковы суровые законы жизни, или жизнь диктует нам свои суровые законы. Естественно, периодически происходит то плохое, что заставляет оценить хорошее, что позволяет не относиться к хорошему, как к обыденности. А.М Я вижу, что у тебя построена более или менее стройная система взаимоотношений с внешним миром. Как в ее контексте ты выстроил отношения с социумом? И.К. Есть круг людей, с которыми мне приятно общаться, и все остальные контакты как-то сами собой сводятся к минимуму. А.М. Вышел последний ваш альбом «Взрослые мальчики в штаны не писают». Название - уже знак вопроса? И.К. История появления этого названия была забавной и естественной. Давай посмотрим на эту фразу с другой стороны: если ты взрослый – старайся. Это попытка показать, что какая-то степень взрослости нами достигнута. Это продукт, за который на текущую секунду времени нам не стыдно. А.М. У меня есть ваш диск «Кафешантан». Этот, который ты мне подарил сейчас, какой по счету? И.К. Вот у тебя наш первый, а этот, в аккурат, второй. Семь лет спустя. Все могло бы появляться гораздо чаще, но не сложилось у нас шоу-бизнеса, не сложилась музыкальная инфраструктура, или тусовка, где все это кому-то надо. С одной стороны «можешь не петь - не пой», вроде могли не петь, делали другим людям музыку, какие-то кусочки себя отщипывались, что-то удовлетворялось. А для собственного удовольствия сподобились только на два, хотя альбомов, не изданных на СD – больше. А.М. Как бы ты определил творчество в контексте нашей беседы, осмысления пути? И.К. Творчество - прежде всего диалог с кем-то, иначе каждый держал бы спокойно все внутри и никому не показывал. Ведь если даже кто-то пишет в стол - это диалог с Ним. В основе любого творчества лежит момент сильного напряжения, надрыва или надлома душевного; пока этого нет, пробиться к другим очень сложно. Поэтому понятно, что мелкой монетой не отделаешься, нужно найти что-то такое, что пробьет безразличие. А.М. Для человечества творчество придумано зачем, что это за штучка такая? И.К. (смеется): Можно говорить шаблоном, что человек этим и отличается от собаки; какая-то высшая форма активности. А.М. По улице ходят, в основном, собаки или творцы? И.К. Конечно, не собаки; может, они дома такое выпиливают лобзиками, глянешь - ошизеешь, хотя потом выйдут и по голове треснут. Не исключено, на то и Достоевский. А.М. Ты очень часто упоминаешь Его, Бога, наверное. Что это - понятие, ощущение, философская категория? И.К. Скорее, закон, которого мы не знаем и знать не можем. В виде личности это невозможно представить, хотя, конечно, такой соблазн всегда был, и в истории реализован неоднократно. Возможна реализация в личностях, но над этим все-таки стоит закон, который всем правит. По-моему, на эту тему могут быть только догадки, хотя и догадываться особо не хочется. В одной из песен БГ поется: «Все, что есть у нас – это радость и страх; страх за то, что мы хуже, чем можем, и радость, что все это в надежных руках». Вот и все. А.М. У тебя путь прихода к этой информации, представлениям был осмысленный или чувственный? И.К. Абсолютно не осмысленный. Я с мыслью вообще не очень-то дружу. Сумма каких-то мелких отдельных возмущений и дает представление. Не хочется умом это постигать, ощущаю, что это невозможно. Вот вижу стену - и мне не хочется через неё пройти, тем более с разбегу. А.М. Традиционный финальный вопрос, как последний штрих. Пять главных слов, не думая. И.К. Свет, любовь, добро, радость ....ммм..... музыка (смеется), как ни странно, на последнем месте! Интервью в сентябрьский номер журнала «Хочу! купить». Колонка главного редактора Елены Сериной Сегодня по причине глубокой личной симпатии, длительного, тесного знакомства и где-то даже легкого родства я злоупотребила служебным положением и пригласила в гос-ти к журналу «Хочу! купить» и его читателям незаурядного человека и парохода, харизма-тичную, не побоюсь этого слова, личность, музыканта и философа Князева Игоря. Краткая справка: Князев Игорь Васильевич – лидер и бессменный вокалист известной воронежской группы БОА, знатный звукорежиссер – один из основателей студии Black Box, заядлый гон-щик на немецких автомобилях, классический полиглот, библиофил и меломан, почетный гурман и сверхактивный потребитель. Формальным поводом для нашей встречи послужил выход нового долгожданного (мною) альбома группы БОА. О том, что я являюсь давней и преданной поклонницей их творчества, говорить излишне, и даже как-то нескромно. Скажу лишь, что последняя ра-бота группы вновь порадовала меня чудным миксом незаурядного юмора, зрелой «правды жизни» и мелодичной романтики. Безупречный звук, в меру эзотерические тексты, как все-гда, потрясающая энергетика и шквал самых приятных эмоций. Особенно созвучны моему нынешнему настроению две песни: «Спроси у слепых» и «Молчать или петь». Впрочем, пе-ресказывать музыку дело глупое и бесполезное, ее нужно слушать, а поговорить лучше с че-ловеком, имеющим к этой музыке непосредственное отношение. Е.С. «Взрослые мальчики в штаны не писают», - так называется новый альбом БОА. Что это: глубокомысленное заключение мужчины критического среднего возраста или точно просчитанный эпатирующий маркетинговый ход? Это жизненная позиция. Вырос – будь добр, в штаны не писай, делай свое дело настолько хорошо, насколько можешь. Ну и маркетинговые ходы просчитывай. А за название – особое спасибо маленькому Леше Шацкому (и вечное большое спасибо большому Игорю Шацкому, за все). Е.С. Игорь, какая из песен, на твой взгляд, главный хит в новом альбоме? Почему? Кто бы сказал – в ножки бы поклонился. Разным людям нравятся разные песни – просто бе-да… Точнее, счастье. Е.С. Есть музыка для танцев, музыка для любви, музыка для быстрой езды, для меди-тации…. Если абстрагироваться от жанровой принадлежности нового альбома, как ты охарактеризуешь музыку, которую делаете вы? Для чего она? И для кого? Сейчас появился довольно прикольный термин – лохопоп или лоходэнс. Так характеризует-ся наиболее востребованная "в народе" музыкальная продукция. Так вот, нам жутко захоте-лось отойти от этого жанра как можно дальше, желательно за пределы видимости. Вот мы и изобрели понятие антихит. Ведь мы много лет занимаемся музыкой, знаем, что хит – запи-сывайте! – это: а) не более четырех – пяти аккордов в песне (чтобы любой кореш мог сыг-рать под пивко или косячок); б) фраза-крючок (очень хорошо, если матом), которую с перво-го прослушивания ничем не вышибить; в) ритм прекрасно передается тремя буквами. В смысле, умц – и еще много-много раз умц. Мы, значит, сыграли в такую игру. С одной сто-роны – часть правил игры соблюдаем (например, любим красивые мелодии и гармонии, и не стесняемся этого). С другой – делаем резкие скачки в сторону. Но все равно стараемся, что-бы не было занудно. В общем, это музыка для тех, кому не нравится знать наперед, что будет через секунду, через минуту, через песню. Е.С. Группа БОА большую часть своего существования являла собой (и являет до сих пор) студийную команду, работающую, как правило, с сессионными музыкантами. Нет ли мысли выйти из подполья и материализоваться на концертных площадках? Сейчас рассматриваются варианты с московскими клубами. Если договоримся, тогда, в лю-бом случае, сначала "обкатаем" программу дома, в родных стенах и на open air. Е.С. Некоторые строки текстов песен БОА «тянут» на афоризмы. Например, «…Деньги на дорогу займи у нищих, а куда идти – спроси у слепых». Достаточно сложно, наверное, искать «своих» слушателей и рассчитывать на массовую популяр-ность? Афоризмы - это заслуга наших поэтов – Сергея Серина и Владимира Родионова. Но, по-скольку, взрослые… в штаны… и вообще, то деваться некуда – своих надо искать все равно. Эй, ребята, отзовитесь! Кто нас слышал, пишите на ящик bbooaa@box.vsi.ru . Артистам это важно! Они без этого мруть. Е.С. Одни музыканты сетуют на то, что приходится приспосабливаться к, скажем так, не всегда взыскательным потребностям публики. Другие – кичатся своей «элитарно-стью» и считают, что их просто «не догоняют». Игорь, насколько извечный антаго-низм «самовыражение – коммерческий успех» касается лично тебя и как отражается на творчестве группы БОА? Коммерческого успеха хочет каждый музыкант. Просто не хочется ради этого все дорогое топтать. Наша-то музыка уж любому студенту точно доступна, об элитарности речь не идет. Разве что всяких студийных заморочек побольше, чем обычно. Е.С. Жизнь в кайф, работа в кайф, музыка в кайф… - своего рода философия. На-сколько она согласуется с установкой «Есть слово ХОЧУ, а есть слово НАДО»? А что, уже есть идеи по поводу нового журнального брэнда? Вот просто "НАДО! купить" – и все тут! Хошь-не хошь, а без елочки не возвращайся. Вообще-то, по серьезному, если надо – значит надо. Берем и делаем. Но чтобы все сказали: "Ка-а-а-айф!" Е.С. Тема взаимодействия души и тела оранжевым канатом проходит сквозь многие песни БОА и «выходит наружу в районе пупка, жизнь задев слегка…» (цитата). А вот ты, Игорь, человек духовный или материальный? Душа без тела на этом свете не существует, разве что во сне. Тело без души может, но вы-глядит довольно погано. Так что, как говорил Веничка Ерофеев, все дело в пропорциях. Но в любом случае, души много не бывает. Е.С. Есть вещи, привычки, пристрастия, без которых ты не мыслишь своей жизни? Есть! Хорошие люди и музыка (поэтому спасибо всем нашим музыкантам, особо – Андрею Антимонову). Читать тоже люблю. Е.С. В каких взаимоотношениях ты находишься с миром потребления, и как он влияет на твою повседневную жизнь и на тебя, как личность? Считаешь ли ты себя активным потребителем? И в чем проявляется эта активность? Потребляю со страшной силой. Но не все. Водку не люблю почему-то. Умом понимаю, что вкусная, а душа не принимает. И курево никак, даже на халяву. Еще телевизор выбросил много лет назад - ничем не лучше других наркотиков. А так – конечно, потребляю! Е.С. Мне очень нравятся слова Ричарда Баха о том, что «ни одно желание не дается тебе отдельно от силы, позволяющей его осуществить». В связи с этим… чего ты хо-чешь? В идеале – как у Стругацких – "счастье для всех…и пусть никто не уйдет обиженный". А во-обще – хорошо быть нужным. И тут я с Бахом полностью согласен.
История
Группа Боа – немного истории. Воронежская группа «Боа» была создана друзьями по жизни и двоюродными братьями Игорем Князевым и Сергеем Сериным весной 1988 года. Идея нового проекта созрела в процессе оживленной переписки между родственниками, когда Сергей служил офицером Советской Армии, а Игорь работал инженером в одном из воронежских НИИ и параллельно играл в легендарной воронежской группе «Фаэтон». В первом составе «Боа» было пятеро музыкантов. Трое из них вышли из только что распавшейся команды «Фаэтон» – это бас-гитарист Дмитрий Погребнов, ударник Евгений Левов и лидер-вокалист Игорь Князев. Дополнили группу Сергей Серин - гитарист, автор большинства текстов и музыки вместе с саксофонистом Всеволодом Болдыревым. Осенью того же года группа пополнилась клавишником Сергеем Русиновым, а Евгения Левова заменила им же приобретенный драм-бокс. В течение нескольких месяцев музыканты репетировали новую концертную программу в студии «Black Box», после чего отправились на свои первые гастроли по городам и весям Воронежской области. Вскоре был записан первый студийный демо-альбом «Гаденыш». Тогда композиции «Боа» в большинстве своем носили некий социальный характер и имели легкий налет этакой «сумасшедшинки» («Полковник Полковников», «Желтые сны», «Посвящение ОБЭРИУ», «Люди любят играть» и другие). Недостаток профессионализма с лихвой компенсировался нестандартностью идей и яркой мелодикой песен. Одним из наиболее ярких живых выступлений группы в 1990-м году стал мини-концерт «Боа» в многотысячном зале «Юбилейного» на разогреве у «ДДТ». В тот день Шевчук написал музыкантам «Молодцы! Держитесь, братки!». В 1991 году группа по разным причинам прекращает концертную деятельность и существует в основном в качестве студийного проекта. Из группы уходят Сева Болдырев и Сергей Русинов, продает свой красный «Lead Star» Сергей Серин (хотя и продолжает периодически писать новые вещи для группы). Дмитрий Погребнов эмигрирует в США. Лидер группы Игорь Князев работает в качестве звукорежиссера студии «Black Box», сотрудничая с лучшими воронежскими сессионными музыкантами. Вскоре к нему присоединяется великолепный гитарист-клавишник-аранжировщик Игорь Шацкий, который впоследствии становится постоянным членом команды и соратником по борьбе. В 1993 году выходит альбом «Банана-джаз», в котором уже начинает просматриваться знакомый сегодняшнему слушателю имидж группы. Несмотря на очевидную «антишлягерность», некоторые вещи с этого альбома попадают на центральные радиостанции Москвы и Питера. В 1995 году «Боа» входит в двадцатку лучших начинающих российских исполнителей поп- и рок-музыки и приглашается на самый престижный в то время телевизионный конкурс «Поколение-95», проводимый московской компанией «Art Pictures Group». Достаточно сказать, что среди 20 участников было всего 5 нестоличных команд, а победителями конкурса тогда стали малоизвестные «Сплин» и «Текила джаз». Участие в этой тусовке придает группе новый творческий импульс. В 1996 году в Швеции издается первый компакт-диск группы – альбом «Кафешантан». Великолепные мелодии, нестандартные тексты, достаточно высокий профессиональный уровень всех исполнителей, очень качественная работа звукорежиссера, богатые аранжировки, а главное, свой, неповторимый стиль (коктейль из латины, рок-н-ролла и джаза) позволяют назвать этот CD одним из лучших российских поп-альбомов на тот момент. Композиции «Боа» входят сразу в несколько воронежских и российских сборников. К сожалению, отсутствие грамотного промоушена не позволило группе как следует раскрутиться в столице и стать действительно популярной в широких народных массах. Тем не менее, группа снова начинает репетиции, готовясь к концертным выступлениям. В ее состав вливаются сразу несколько отличных профессиональных музыкантов. Бас-гитарист Александр Рязанов – играл в самых сильных джазовых коллективах Воронежа, барабанщик Денис Маранин – работал в постоянном составе Воронежского симфонического оркестра, Сергей Бурцев – клавишник – в свое время полмира объездил с питерским оркестром народных инструментов им. Андреева, получил консерваторское образование. С 1999 года «Боа» постоянно выступает на лучших концертных площадках и в ночных клубах в Воронеже и других городах. Песни группы периодически звучат на волнах «Русского Радио», «Радио 101», «Борнео» и других FM-станций Воронежа. В то же время продолжаются эксперименты в студии. Князев и Шацкий тратят иногда по нескольку месяцев на запись какой-то одной композиции, добиваясь идеального результата. Параллельно «Black Box» становится лучшей тон-студией города, в которой пишутся самые известные воронежские исполнители. Работая в качестве саунд-продюсеров и аранжировщиков других артистов (например, гр. Волшебники Двора (L.E.T.O), Ольга Play, СашаЧ, Виталий Гасаев, Александр Хамов, Урюпинск Форева и т.д.), лидеры группы начинают трудиться над разработкой своего нового, более современного звука. К основному составу присоединяется супер-саксофонист и кларнетист Андрей Антимонов. Материал для исполнения подбирается с особой тщательностью. Кроме Сергея Серина над текстами и мелодиями работают Игорь Князев, Владимир Родионов и Игорь Шацкий. Последний альбом группы «Боа» записывался в студии в течение пяти лет (1998-2003), хотя основной материал был готов в течение последнего года работы. Летом 2003 года альбом «Взрослые мальчики в штаны не писают» выходит на компакт-диске. Помимо этого, авторскому дуэту Шацкий – Князев принадлежат саундтреки к компьютерным играм “Kreed”, “Goldenland (Златогорье)”, разработанным компанией “Burut”, а также музыка к цирковому шоу династии Майхровских.
Владелец страницы
boa
Обновлено 2007-12-09 12:43:36