RealMusic
группа_spainmusic
группа_spainmusic
четверг, 2 июля 2009 г., 11:35

Солер

Антонио Солер - известный испанский композитор. Родился в Каталонии. С 6-летнего возраста пел в хоре мальчиков монастыря Монтсеррат, в 15 лет (1744) назначен органистом в кафедральный собор города Сео-де-Уржель. В 1753 году Солер был официально посвящен в члены монашеского ордена Иеронима. Этот шаг отвечал не только его неуемной тяге к занятию музыкой как композитора и органиста, но и истинному стремлению к непорочной жизни. Он исполнял обязанности не только органиста, но и хормейстера, а также был учителем одного из членов королевской семьи, принца Габриеля. Жизнь падре Антонио была наполнена творческими поисками. В архивах Эль Эскориала находятся рукописи Солера - мессы, кантаты, мотеты, гимны, шесть концертов для двух органов, инструментальные ансамбли. Но в этом же архиве есть и рукописи многочисленных песен, а также музыка к небольшим музыкально-драматическим национальным жанровым сценкам - тонадильям. Постановку этих сценок осуществляли учащиеся-семинаристы. Они же нередко ставили и пьесы испанского классического театра. В 1760 году в Эль Эскориале состоялась премьера комедии Кальдерона "Дочь воздуха", музыку к которой написал Антонио Солер. Композитор обращался к любимым народом песням и танцам, один из которых вдохновил его на создание одного из лучших клавирных сочинений - "Фанданго". Высшим творческим достижением Антонио Солера являются его многочисленные клавирные сонаты. В них наиболее полно воплотились настойчивые поиски композитором самобытного национального стиля. Своей яркой образностью сонаты родственны тонадильям. Они пронизаны интонациями и ритмами испанского фольклора. Одно из лучших сочинений мастера, соната фа диез мажор, вдохновлена образами гордого и изящного болеро. С опубликованием в 1762 г. 'Llave de la Modulacion', Солеру пришлось вступить в серьезную дискуссию, связанную с необходимости отстаивания своих новых идей. В 1765 г., защищая свою работу, он ссылался на таких авторитетов музыки как Моралес, Палестрина, Гесуальдо, Кристофер Симпсон, Доменико Скарлатти и каталонских музыкантов Элиаса и Валлса. Как и И. С. Баха, Солера ценили как большого знатока устройства органа и часто приглашали для оценки качества новых инструментов. Cочинения Солера долгие годы были не известны потомкам. Фактически второе рождение Антонио Солера произошло только в XX веке. В результате поисков в рукописных фондах архивов Монтсеррата, Эль Эскориала, библиотек Мадрида, Барселоны, Лондона и Парижа было найдено множество сочинений Солера. В наши дни музыка этого мастера находит самый живой отклик у слушателей благодаря своей неповторимой самобытности
0