RealMusic
Город и его балконы
Год:2003
Студия: Кошачий Корм запись
Описание:Об этом альбоме (кстати, довольно давно записанном - 2002 год) и об этой группе написано достаточно много: идеологи проекта красиво и яростно пиарят сами себя. В принципе, оно и хорошо – пока сам себя не похвалишь, местная общественность не встрепенется. Даже какой-то невнятный стереотип сложился – мол, «Штрих Кот» играют этакий дивный синти-поп («Но кошмарный, кошмарный – так делать нельзя!» - абстрактно кричал мне один критик-пурист) и поэтому уникальны. Лично мы все это дело пропустили – и за возможность наконец-то послушать этот мистический продукт, сами понимаете, ухватились. Первое впечатление – тихое и аккуратное восторженное удивление. Действительно – здесь такую музыку больше никто не играет, и это понятно. Возможно, уникален человеческий фактор (группа на момент записи – дуэт Иры «Дэви» Александрович и Алексея Халецкого, профессионально представляющегося как Synth). Возможно, такое тонкое сочетание музыкальной легкости и эмоциональной пафосности без кошмарных кренов в ту или иную сторону вообще удается крайне редко. И еще (самое главное!) - тут замечательные мелодии, такие текуче-тревожные, и жутко трогательная манера исполнения – вроде как все там не от мира сего. Вся эта прогрессивная электронная загадочность тут – скорей штрих, а вот сам кот – это песни. Кот этот ужасно теплый, гибкий и лунный – вся харизматичность прячется именно тут. Поэтому рассуждать о технической стороне этого диска – не очень интересно. Вообще, лучше просто качать песни и радоваться: они действительно очень хорошие. Фрагментов и осколочков, которые стоит отдельно подсветить, тут ужасно много. Вступительная и очень стильная «Эта любовь убьет меня» (напомнившая годы юности смурной и альбомы такой депрессивно-легкой британской электро-поп группы “Dubstar”) – до неловкости пафосная и беззащитная, в духе старых советских фильмов. Ну, таких – кружевных, пахнущих заграничными духами, с белоснежными локонами и беспомощно-бездонными широкоглазыми взглядами. И еще совсем детских фильмов каких-нибудь, манерно-безумных – вроде какой-нибудь «Мэри Поппинс» (эстетика такая же, о да!). Дальше все звучит очень по-разному, но все равно ощущение этой задумчивой и юношеской прозрачности остается (вот как вы в 16 лет стихи о лете писали – таком лете, которое в конце августа пахнет чем-то печальным и горелым), и альбом, несмотря на то, что там все же очень современно все – скрэтчики, спазмики, пластинчатое потрескивание и синтезаторчики – звучит очень ностальгично и этак восьмидесято. Черт его знает, почему. Возможно, вокал в данном случае действительно идеален для этой заигрывающе-задумчивой музыки – лишенный ярких тембров и визгливых радуг, меланхолично-льдистый и совершенно отстраненный (вот почему ужасно напоминает “Dubstar”). Из песен, как ни странно, запоминаются не хитово-зажигательные (вроде разухабистой “Аллы”, с уже культовым и даже где-то цитируемым “придурком Сережей” или праздничной, как кремовый торт, “Очень лень”), а такие буддийские, диковато-холодно-печальные, в духе «На восток» (там такие трогательные подвальные скрипочки, аккуратненькие ритмы и немного режущие диссонансные бэк-вокалы). «Интеллигент» начинается довольно оскомно и штампованно (в духе «у нас тут чиллаут», с acid-jazz’овой трубой-цитатой), но дальше – очень хорошо и спокойно. Единственный пугающий момент – в замечательной тревожной такой песенке «Мастер» на пятой минуте начинаются любопытные замашки а-ля «вот какие мы продвинутые электронщики», что ужасно плохо отражается на колонках, искренне воспроизводящих диск. Я уверена, что «Штрих-Кот» не горели желанием портить аппаратуру ближнего своего, так что это, наверное, технические накладки. Вполне хитовая и подростково-весенняя «Просто» (чувства-чувства, все ненавязчиво, ненадолго и от этого страшно прет, хо-хо!)– действительно, очень просто, красиво и мило. «Последняя фиеста» - наверное, самая гармоничная на альбоме. Разве что немного пугают текстовки-речевки Синта на заднем плане – на общем фоне они кажутся какими-то издевательски-циничными и самовлюбленно-невнятными (впрочем, может, оно так и нужно – а мы недопоняли). Ожидаемая позитивность («Старый друг») – впечатляет, но не запоминается. Запоминается то, что звучит немного неловко, немного невнятно – диковатая и прекрасная «Бард», к примеру (там что-то вибрирует якобы терменвоксом, плещется старенькое пыльное пианино, контрасты и внезапные ритмы). Там, где получается неосознанный lo-fi, и вовсе неимоверно хорошо. Даже вдруг захотелось, чтобы группа не заморачивалась на точности и техничности звучания, а была такая вот… немного растрепанная, как будто никто толком не знает, как сводить вместе звуки и трэки, а креатив сквозь этот дождь все равно хлещет, искрит и трещит электричеством. Кстати, об электричестве – в этой музыке ужасно аккуратная пунктуация. Все эти точечки-запятые, мягкие скользящие тире, упругие двоеточия, гибкие дубль-скобочки, четкие и острые ямки-пробелы. Эта легкость очень многослойная – и хочется переслушивать, и это правильно.