В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной, один инопланетный корабль как-то взял и решил нанести нам ответный визит. Зашли его пассажиры в дешёвый кинопрокат, взяли первую попавшуюся кассету, на которой оказался фильм «Ночной народ» Клайва Баркера, и сели смотреть. «Everything is true. God’s an Astronaut. Oz is Over the Rainbow, and Midian is where the monsters live», — сказали им с экрана, и тут же у их до этого безымянного корабля появилось имя. И кто знает, с чего эти самые гости из других галактик решили начать музицировать и изучать речи Черчилля, но после его фразы «Now this is not the end, it is not even the beginning of the end. But it is, perhaps, the end of the beginning» у них появилось и название для дебютного альбома. И вроде бы было это всё совсем недавно, но как-то задержались товарищи на нашей крошечной планетке, и тут вот бац — и 15 лет прошло, а God Is an Astronaut уже давно как одна из самых влиятельных и успешных пост-рок групп 21 века, относящаяся к пласту команд-популяризаторов жанра, которые смогли вытянуть его на новый уровень популярности и размера площадок. 

В 2010 году ирландцы ещё ютились в крошечных клубах а-ля уже давно почившая «Икра», приклеивая крошечные сет-листики прямо на гитарные педалечки, сейчас же им уверенно покоряется YotaSpace. Притом не в первый раз. И даже не во второй. Кто-кто, а God is An Astronaut Россию своим вниманием не обделяют. Такими темпами и до Stadium Live, знаете ли, недалеко.

Кто бы мог подумать, что подобная инструментальная музыка получит на наших просторах такую вот популярность, но это уже факт. Тем, кто говорит, что пост-рок мёртв и уже никому не нужен, явно нужно было заглянуть на огонёк, чтобы убедиться в обратном — плотный косяк как матёрых фанатов, приходящих по старой памяти или же в которых ещё теплится эта юношеская робкая любовь к жанру, так и молодых адептов, преданно ждал выхода виновников торжества. Отделял их от этого небольшой сет разогрева, которым стала московская группа The Moonlight Whisper. В предыдущий приезд ирландских гостей разогревала публику всеми любимая и по отечественным меркам предельно успешная команда Around The World In 80 Days, в этот же раз людей, знающих саппорт, в зале оказалось на порядок меньше. 

The Moonlight Whisper пока не могут похвастаться огромным количеством студийных работ и нескончаемым списком концертов, но на же деле они оказались достаточно приятной классической пост-роковой командой, творчество которой явно испытывает на себе немалое влияние хэдлайнеров вечера. 15 лет — уже возраст, настоящий подростковый юбилей, прошедший же недавно День Космонавтики только ещё прибавил вечеру некоторой символичности. Именинный торт и свечки, конечно, музыкантов не ждали, но оглушительная встреча зала была явно более важным и значимым подарком. 

Если «Британское вторжение» было слишком давно, то вот вторжение ирландское мы можем наблюдать своими глазами — один раз захватив сердца всей российской публики, «Астронавты» их больше не отпускают, а с каждым своим визитом лишь сильнее и сильнее привязывают к себе всех, кому посчастливилось увидеть их живьём. Раз и навсегда. На сцену поднялся бессменный квартет музыкантов, однако чувство было такое, будто к тебе навстречу вышли старые-добрые и очень родные друзья, и это независимо от того, какой по счёту раз ты видел всех этих людей живьём. 

Братья-близнецы Торстен и Нильс Кинселла, самые, казалось бы, непохожие близнецы на свете, музыкальная и родственная химия и небывалая преданность делу которых дарит каждому концерту то самое тёплое и искреннее послевкусие. Отдельно хочется вспомнить о том, что иногда в тур с группой отправляется особый продавец мерчендайза, и продавец этот — отец близнецов. Да, именно так. Улыбчивый и забавный дедуля радостно продаёт футболки и общается с фанатами детей, а в морозные вечера выходит к этим самым фанатам на улицу перекурить («Вам тут скучно, наверное, давайте я с вами тут помёрзну!»). 

В противовес скромным и чаще всего немногословным близнецам — гуттаперчевый мальчик Джейми Дин, который на фоне остальных участников смотрится как вечно восторженный ребёнок, который постоянно улыбается, рассыпается в благодарностях и целыми днями лайкает в Instagram фотографии фанатов. Почти все разговоры с залом и интервью он, как самый юный и экстравертный из четвёрки, берёт на себя. Его же можно поблагодарить и за резкий приток поклонников прекрасного пола — с тех пор, как он появился в группе, дам в концертных залах прибавилось, что действительно видно даже невооружённым глазом. Ну что ж поделать, если он такой обаятельный красавец (недаром что Джейми Дин — это ж ну почти даже Джеймс Дин), а законы рок-н-ролла для всех одни. И, конечно же, барабанщик Ллойд Ханни, милый как плюшевый медведь и надёжный как скала. Такие непохожие и совершенно разные, казалось бы, обычные ребята, а вместе же, как оно обычно и бывает, волшебная, необычайно искренняя и талантливая команда мечты. 

Несмотря на то, что с момента последнего визита полноформатных альбомов у ирландцев не выходило (тут ничего удивительного, ведь последний раз группа приезжала к нам чуть больше года назад), многие ожидали неожиданных сюрпризов, ведь концерт был приурочен к годовщине группы, а такие шоу, по обыкновению, включают в себя какую-то особую программу Best Of. Однако сет-лист не так уж и сильно отличался прозвучавшего на предыдущем концерте «Астронавтов», который они отыграли за пару дней до последнего московского концерта Maybeshewill

С учётом того, что в Москве только-только отгремел концерт 65daysofstatic, от которого некоторые явно ещё даже не отошли, то напрашивается вывод, что почему-то мастодонты пост-рока к нам только парочками и катаются. Чтобы уж наверняка зрителей добивать и совсем их без чувств оставлять, видимо. 

В сет-листе практически нетронутыми оказались треки с двух последних студийных работ, однако изменения всё же были — к примеру, что касается классики, то после редактуры были зарезаны всеми любимые «Zodiac», «Route 666» и «Remembrance Day», но зато по сравнению с тем же прошлогодним концертом на смену им пришли «All Is Violent, All Is Bright» и «Fragile» с уже культового для жанра альбома с одноимённым с первым треком названием, а также «Age of the Fifth Sun». Ну и, разумеется, не обошлось и без «Snowfall», «Echoes» и «Forever Lost» — если бы кто-то посягнул и на них, то фанаты уж точно бы полезли с кулаками на того, кто вообще посмел на святое руку поднять. 

Но всё это было совершенно неважно, правда. Как человек, который смотрел на них живьём аж в четвёртый раз, могу с уверенностью сказать, что если кто-то и может хоть каждый раз играть одно и то же, то это они. God Is an Astronaut нельзя причислить к категории групп, на которые ходишь только для того, чтобы систематически оценить звучание новых песен и заняться аналитикой, нет. Сказать так было бы даже настоящим преступлением. Ты приходишь на них совершенно с другими целями и совершенно за другими вещами, и всё это ты безоговорочно получаешь. Хоть в четвёртый раз, хоть в десятый, хоть в сотый — всё будет так же свежо, остро и откровенно как в первый, и по-другому никак. И неважно кто ты — фанат до мозга костей или скептически настроенный критик, только и апеллирующий фразами в духе «Последние альбомы вообще ни о чём» и «А раньше было лучше». Сдаются все.

Космос. Космос. Космос. На небе только и разговоров, что о море, в беседах о пост-роке же только и разговоров, что о космосе. Все эти типичные отсылки, быть может, и надоели всем уже хуже горькой редьки, а удивить уж точно никого не удивят, но что поделать, если больше не существует ничего такого, что могло бы достойно выдержать сравнение с музыкой настолько неземной и прекрасной. 

Концерт God Is An Astronaut, как, впрочем, и любой их отдельно взятый альбом и любой их отдельно взятый трек — самостоятельное путешествие по глубинам Вселенной. Той огромной, в которой мы все плаваем, или же своей, внутренней. Недаром система нейронов головного мозга человека так схожа с моделью Вселенной, а клетки мозга так похожи на чёрные дыры. Неспроста это всё, неспроста, все эти пост- и прочие спейс-рокеры ну явно что-то знают. И не скажешь о том, что зритель получает эмоциональное опустошение или полный катарсис — все эти понятия слишком приземлённые, тут же дело выходит на уровень уже более высокий. Вечный круговорот космоса между зрителем и исполнителем — он тебе на голову свой космос, а ты ему свой в ответ. Звучит прямо как описание энергетической практики. Какая-то прям концертная йога получается, от которой не только чакры очистятся, но и третий глаз на затылке запросто откроется во время самого пика обмена этим самым космосом. Словно читать учебник по астрономии, перегруженный обилием терминов и формул, а вслед полировать всё это классическим романом о любви и прочих человеческих переживаниях — тебе сложно, иногда слишком больно, но при всём этом интересно. Хотя слово «интересно» — это, наверное, всё же не то слово. Но музыка слишком сложна для того, чтобы описывать её при помощи человеческой речи. И как несправедливо, что мы должны рассуждать о ней при помощи слов, садясь при этом в лужу, а она ломает языковые барьеры без слов вообще.

Музыка действительно объединяет всех и вся. И это не просто старые истории в духе того, как блюз объединил белых и чёрных, это всё актуально и по сей день. Вертишь головой, а вокруг люди всех полов, возрастов и социальных статусов. Спереди совсем маленький мальчик встаёт на носочки, чтобы стать выше ограждения хотя бы на один глазок, а сзади скромно ютится пожилая парочка. Слева кто-то танцует, справа кто-то прыгает, а посередине кто-то бессовестно ревёт навзрыд до такой степени, что сил кричать и хлопать между песнями у него даже не остаётся. Без преувеличения. Лично я совершенно отчётливо помню тот момент, когда я, будучи зелёным подростком, первый раз осознанно заплакала на концерте — и это был концерт вот этих товарищей. 

В одних ирландцы пробуждают всё вот это самое разумное-доброе-вечное, про которое в книжках пишут, возвышенное до каких-то недоступных человеческому сознанию высот, в других — все самые потаённые страхи и запрятанные куда-то глубоко-глубоко личные переживания и страдания. Итог один — наружу из тебя рвётся такое количество, казалось бы, несовместимых эмоций, что, если не дать им какого-либо выхода, то разорвёт тебя до состояния мельчайшего космического мусора. 

Вот тебя и швыряет весь концерт из режима «грустно растёкся по стене как мороженка» до «лыблюсь до хруста челюсти». Долю особой атмосферы, конечно же, прибавлял и свет, который у God Is an Astronaut всегда на высоте, однако снова нашлись те, кому не хватало видеоряда и инсталляций. Техническое поколение, что поделать. Но и без видеоряда, ровно так же, как и без слов, в головах всех без исключения присутствующих, даже самых последних антиромантиков и людей совсем без фантазии, рождались красочные истории о том, как умирали звёзды и рождались Вселенные, пока ирландский квартет продолжал крутить ручку невидимого кинопроектора. И так бы хотелось, чтобы сказка не кончалась, но её нужно отпускать, чтобы она шла по планете дальше, так что после биса, во время которого прозвучали «Agneya» и «Suicide By Star», «Астронавты» взорвали в голове каждого зрителя по последней звёздочке и покинули полностью эмоционально опустошённый зал, чтобы, конечно же, практически сразу спуститься к зрителям. 

Кто-кто, а они никогда не уедут без того, чтобы щедро пообниматься со всеми, кто только попадёт в их поле зрения. Но не прощаться, нет. С ними мы никогда не прощаемся. Может быть, именно поэтому даже на самых ярых фанатов и на самых впечатлительных личностей пост-концертная депрессия после визита «Астронавтов» не нападает. Потому что все без исключения знают, что они вернутся, и если какие-то слова не сказаны, то возможность ещё представится, и будет это быстрее, чем мы успеем соскучиться. Хотя нет, скучают по ним все и всегда. Тот самый маленький мальчик радостно пританцовывал рядом с папой, какой-то парень пронёсся рядом с затяжным криком «Вухууууу», куча счастливых и одухотворённых лиц, которые, казалось бы, видели что-то, во что раньше не верили — идеальная без лишних слов картина. Булгаков писал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!». Меняем слово «любовь» на слово «Бог» и получаем наш случай. Наглая ложь это всё, короче говоря. Потому что кто бы что ни говорил, а Бог есть. И Бог этот — Астронавт. И в такого Бога я верю. Я видела его, он играл мне свои нечеловеческие песни. Это даже не вера, это секта. Секта, в которую попадаешь с первого прослушивания и которую никогда больше не покидаешь. И если вы не в этой секте, то вы просто не видели God Is An Astronaut живьём. 

Сет-лист:

1. Age of the Fifth Sun

2. Pig Powder

3. Echoes

4. Snowfall

5. Vetus Memoria

6. Worlds In Collision

7. Helios | Erebus

8. Red Moon Lagoon

9. All Is Violent, All Is Bright

10. Fragile

11. Centralia

12. Forever Lost

13. From Dust to the Beyond

Encore:

14. Agneya

15. Suicide by Star