«This is the time of no regret, 

In a forward momentum race 

We leave in our wake 

What is broken, forgotten and gone».

Как в христианстве существует учение о триединстве Бога, так и у любителей мелодичного дэт-метала есть свой аналог. Правда вот вместо Отца, Сына и Святого Духа такие группы, как At The Gates, Dark Tranquillity и In Flames. И если Отец давно уже вышел на пенсию, окончательно упустив все шансы снова вернуться в форму, а Святой Дух (не будем показывать пальцем кто это, но dы и так всё знаете), как и положено духу, беззаботно летает непонятно где, то сын в лице Dark Tranquillity (который вообще ничуть не младше остальных) вполне себе достойно держит лицо. Группа находит правильный баланс между данью уважения старым традициям и экспериментами, грамотно смешивая как в музыке, так и лирике, классику и современность. 

Конечно, в каком жанре и в творчестве какой группы не наступают переломные моменты, когда все начинают говорить о том, что это закат всего и пути назад нет, и шведский мелодик-дэт также получил свою немалую дозу подобных выводов. Однако из всей этой братии именно DT получали меньше всего критики от слушателей. Конечно, критика эта была и есть, и особенный всплеск её пришёлся на период после выхода «We Are the Void», альбома 2010 года, но ничего смертельного в реакции слушателей наблюдать не приходилось. Настроенных кардинально отрицательно фанатов было не так много, новые же всё прибывали и прибывали, и вот, группа, которая в своё время скромно выступала на площадках уровня клуба «Точка», уже собирает целый YotaSpace, в котором она и представила свой новый полноформатник «Atoma», который уже успел получить похвалу как и от старых фанатов, так и от всевозможных новомодных рейтингов.

Хорошей тенденцией последнего времени стала практика привоза иностранного разогрева, вот и в этот вечер к заполняющемуся залу вышли неизвестные широкому кругу зрителей (но зато заграничные) музыканты, которыми стали финны Marianas Rest, играющие сплав мелодик дэт- и дум-метала, который как ничто другое подходил для того, чтобы немного погреть публику в этот момент. Товарищи эти явили себя как очень явные представители музыкальной тяжёлой сцены своей страны. Очень финны. И очень металлисты. Во главе с вокалистом, злобно тыкающим в толпу пальцем с выражением лица, в котором явно читалась фраза «я вырву из тебя твою душу и съем её». Ну классика же. Публика же очень даже прониклась каноничным финским мелодиком — вздёрнутые к потолку кулаки, «козы» и крики «Хэй-хэй» этому в подтверждение. Подобные метал-концерты всегда отличались тем, что, помимо той части зала, которая играет во многими любимую игру «опусти саппорт», всегда находилось значительное количество людей, которые добродушно и энергично поддерживали разогревающую команду. Кто знает, происходит это из-за мучительного желания наконец-таки поскакать, льющегося рекой пива, интересного материала или всего вместе, но факт остаётся фактом — приём финны получили очень и очень достойный. 

Стоит заметить, что концертные площадки стали отличаться заядлой пунктуальностью, и старые-добрые проблемы в виде часовых задержек, которые явно знакомы концертным посетителям со стажем, давно уже превратились в пережиток прошлого, вызывающий лишь ностальгические улыбки. Посему не стало удивлением, что ровно в 21:00 на боковых экранах появились статные львы с флага Гётеборга, элегантно обрамляющие собой всего две буквы — DT. Виновники торжества появились на сцене под грозящий снести стены клуба рёв изнывающих без хлеба и зрелищ фанатов, которые сразу же с первой песни получили и то, и другое. Более чем.

Уже во время второго трека, которым стала песня «The Lesser Faith», пристальное внимание зрителей привлёк видеоряд на экране сцены, в котором мелькали три скелета, иллюстрирующие выражение «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Именно концертный видеоряд группы стоит выделить отдельно, ибо это не просто нарезка рандомных кадров или анимации, а настоящее произведение искусства, являющее собой интеграцию визуального и музыкального творчества группы. Зрительный аспект и оформление вообще всегда играли важную роль в творчестве шведов, тем более что ответственным за это дело является неизменный Никлас Сандин (который в очередной раз не доехал до России, видимо, оставляя нам возможность не отвлекаться на его великолепную игру, чтобы оценить новых музыкантов группы). 

Художественные образы, использованные в оформлении последнего альбома, сменялись отрывками из клипов, стилистически вписанными строчками из песен и всевозможными артхаусно-авангардными кадрами и нарезками, которые дарили доносящимся со сцены историям дополнительные краски и поводы для интерпретации. Оторваться от экрана было практически невозможно. Вкупе с музыкой группы, которая завораживает тебя классическим сплитом мелодичной ярости и беспокойной нежности, происходящее на сцене гипнотизировало окончательно и бесповоротно. При этом всё оборудование и бесконечные провода были расставлены и попрятаны в специальные стилизованные стойки таким образом, чтобы ничто не мешало наслаждаться визуальной картинкой. Ещё один грамотный пример того, что группа идёт в ногу со временем, но и при этом не перебарщивает со второстепенными аспектами — всё было красиво, лаконично, эффектно, но при этом в меру. Повзрослели и проапгрейдились любимые всеми дяденьки по полной программе, но в качестве при этом не проиграли. На зависть многим.

Именно после второй песни ровный строй пришедших поклонников начал с такой силой и мощью скандировать название группы, что музыканты не то что не могли начать играть дальше, но и даже банально скрыть искреннее удивление, замешанное с детской радостью. Как будто они в первый раз не только в России, но и вообще на сцене. И за весь концерт происходило подобное и не раз и не два. Группу просто связывали по рукам и ногам искренней фанатской волной любви, которая, казалось бы, даже делала воздух вокруг тяжелее. «Привет, Москва, как же здорово снова вернуться!», — поприветствовал зал главный кудряш всея дэт-метала, великий и совсем не ужасный Микаэль Станне, который, кажется, с годами становится только харизматичнее и солнечнее, как бы ни странно звучало это слово по отношению к такому человеку. 

Пока молодые модные подростки, играющие кор-музыку, лишь толстеют и плохеют, Микаэль становится лишь лучше, стройнее и обаятельнее (никаких узкачей, только брюки-клёш, только дэт-метал!). И это несмотря на страсть Станне к пивоварению (между прочим, у DT недавно вышел собственный сорт пива, который вокалист сам и сварил, подтверждая тот факт, что талантливый человек талантлив во всём). При просмотре видеоклипов группы может показаться, что швед знатно постарел, но, видимо, всё дело в цветокоррекции, потому что перед зрителями предстал всё тот же неуёмный и до неприличия энергичный и завораживающий своей подачей и голосом музыкант. Нет, ну он же явно прячет где-то в студии портрет, стареющий вместо него. Пока коллеги по команде по-скандинавски точно и по-гётеборгски мощно выдавали один за другим треки с последних альбомов, перемешиваемые хитами постарше (такими как, например, «Terminus (Where Death Is Most Alive)» и «Monochromatic Stains»), Микаэль носился по сцене как заведённый, не обделяя вниманием ни один угол зала, не забывая параллельно с этим отправлять воздушные поцелуи и заматываться в шведский флаг. Ух, суровые угрюмые скандинавы. На «The Silence in Between» же душа поэта не выдержала и потребовала уже физических выражений любви и обожания, посему вокалист поспешил спуститься со сцены и прошёлся по первому ряду, дружественно пожимая руки, улыбаясь при этом так, будто бы он вернулся к своим старым товарищам.

Единственным минусом происходящего можно назвать не очень хороший звук, хотя, казалось бы, по сравнению с площадками, на которых шведы выступали ранее, в этом аспекте всё должно было стать именно лучше. Видимо, не привык клуб к настоящему духу старой школы, который заставлял колонки и микрофоны фонить от тонн идущего в них звука. Да и вообще, тот самый дух старой школы витал в воздухе как диккенсовский Дух Прошлого Рождества. Скажете, такая большая площадка убила всю камерность и душевность, присущие живым более мелким выступлениям группы? Да как бы не так. Плохой звук? Есть. Ужасный душащий дым, прям как раньше? Есть. Настоящие тру-фанаты, будто живущие в каком-то вакууме и оттого совсем не меняющиеся из года в год, орущие каждую строчку и готовые хоть ночью их разбуди продекламировать от начала до конца даже самый старый и неизвестный трек группы? Конечно же есть. Так что, несмотря на уже меньшую интимность площадки, все каноны настоящего и такого близкого сердцу многим пришедшим метал-концерта были безоговорочно соблюдены. 

Бис же прошёл не без приключений. Ну, чтоб жизнь нам мёдом не казалась, а то уж больно складно и радужно всё получалось. Стоило музыкантам только начать вступление к «State of Trust», ноутбук, отвечающий за видеопроекцию и музыкальную подложку, приказал долго жить. «Ой, как неловко-то», — сразу начал отвлекать публику Микаэль, рассыпаясь в объяснениях того, что они просто хотят, чтобы всё было идеально, а для этого им и нужны эти дурацкие компьютеры, которые постоянно ломаются. Пока зал шутил про фанеру, а Станне устроил мини-стендап, пытаясь отвлечь и развлечь фанатов, техники усердно колдовали над электронным другом. Правда, и вторая попытка сыграть данный трек с треском провалилась. Группе не оставалось ничего, кроме как вычеркнуть из сет-листа ещё и стандартно идущую следом «Through Smudged Lenses». Так что на бис мы получили всего одну песню. Но зато какую! Саму «Misery's Crown», которая занимает особое место в сердце каждого истинного фаната Dark Tranquillity. После этого же группа покинула сцену, не забыв сделать перед этим групповую фотографию, а Микаэль снова поспешил к первым рядам, чтобы ещё раз искупаться в лучах неподдельной искренности, которую он, впрочем, тоже отдавал сполна. По-моему, нельзя представить себе зрелища более умилительного и приободряющего, чем легенда шведского метала, которая с раскрасневшимся лицом и растрёпанными кудряшками бежит к тебе обниматься.

В зале — взрослая суровая и адекватная (в большинстве случаев, конечно же) публика с минимальной концентрацией неокрепшей молодёжи, на сцене — прямое доказательство того, что шведская школа ещё жива и ещё может знатно так наподдать как зрителям, так и коллегам по индустрии. Что ещё нужно для полного морального удовлетворения своего собственного внутреннего металхэда? Да ничего. Даже если вы старательно прятали этого самого металхэда. Да даже если вы думали, что этого металхэда давно уже больше нет, и пошли на концерт якобы лишь из  чувства ностальгии. В этот вечер довольными остались все без исключения — фанаты старые, фанаты новые и вообще не фанаты; те, кто пришёл посмотреть на шведов в очередной раз, и те, кто лишь в первый. Хотя многие, конечно, жаловались на звук и из-за сокращения сет-листа грозились подать на организаторов в суд. Но вечно недовольных в расчёт можно не брать — такие люди, кажется, никогда не поймут истинную прелесть живых выступлений. А заключается она в отдаче и искренней радости артиста, которая каждый раз как в первый заставляет его глаза гореть. Даже если он выходит на сцену уже почти 30 лет. И как можно быть недовольным, когда ты наблюдал перед собой именно это? И да поднимем же бокалы за великую российско-скандинавскую музыкальную дружбу. Как вино — с годами только лучше.

Сет-лист:

1. Force of Hand

2. The Lesser Faith

3. Atoma

4. The Treason Wall

5. The Science of Noise

6. Forward Momentum

7. Terminus (Where Death Is Most Alive)

8. The Silence in Between

9. The Pitiless

10. What Only You Know

11. Monochromatic Stains

12. The Wonders at Your Feet

13. White Noise/Black Silence

14. Neutrality

15. Final Resistance

16. ThereIn

Encore:

17. Misery's Crown