We’re all just sheep among the sheep,
Staring down the barrel of a gun in disbelief.
Российский менталитет — материя тёмная и непонятная, неподдающаяся каким-то внешним воздействиям и факторам и существующая в собственном отдельном вакууме, и понять природу её настолько же сложно, как настоящую тёмную материю. Но вот описать присущий нашей стране менталитет довольно просто, и для этого потребуется всего одна неотягощённая мудрёной терминологией фраза. И фраза эта: «Недовольными мы были, недовольные мы есть и такими навсегда и останемся». И нет, никто не собирается говорить о бесконечных политическо-экономических прениях, коих и так достаточно на каждой кухне нашей необъятной страны, мы же не для этого здесь собрались.
Дело в том, что всё это очень даже напрямую касается индустрии концертной. Как? Да очень просто. Ещё году в 2008-м российский концертный зритель страдал от недостатка внимания со стороны интересных ему команд, ибо, грубо (очень грубо) говоря, кроме отечественной альтернативы во всех её ипостасях и товарищей со Скандинавского полуострова, смотреть было особо не на что и ходить было особо не на кого за редкими исключениями. Конечно, не берём в расчёт артистов более крупных и мейнстримовых, выступающих на площадках крупных, ибо music for the masses — это разговор отдельный. Но время шло, Вселенная плюнула на спасательный подорожник и приложила его к тому месту на карте, где находится наша необъятная Родина, и дела стали налаживаться.
Лично для меня отправной точкой, неким катализатором для происходящего стал приезд в Россию легендарной группы My Dying Bride в 2011-м году. Затащить этих британцев в нашу страну казалось невыполнимой миссией, но то, что это всё-таки произошло, видимо, вдохновило и воодушевило многих, посему зерно веры в лучшее в души ненасытных меломанов было посажено.
И вот, на дворе 2016-й, школьники по паспорту и в душе каждую неделю бегают на модных корщиков, не стремящиеся впихнуть в свои гаджеты все популярные ныне музыкальные изыски также не обделены вниманием любимых артистов, да и, в общем, мир концертный по сравнению с тем, что происходило ещё лет 8 назад, цветёт и пахнет, и нам, согласитесь, уже даже есть из чего выбирать.
Да, мы всё ещё не можем дождаться Coldplay и Avenged Sevenfold (тут встаёт вопрос рентабельности, что вообще странно), а Radiohead и The National своими политическими принципами и вовсе исключают возможность концертов у нас чуть более, чем полностью (если первые даже никогда не давали надежду, то вторые же отменили российские концерты чуть ли не накануне, объяснив это тем, что «у нас тут везде война»).
В этом месте хочется взорваться огромным количеством букв на тему лицемерия в музыкальной индустрии. А то, понимаете ли, сначала мы с невинными лицами вещаем со всех трибун во все стороны о том, что музыка для человечества — панацея, которая способна вылечить от всех болезней, а потом сами же плюём на поклонников из-за того, что дядьки в правительстве страны N сказали что-то не то/борщ — это, наверное, невкусно/ветер не с той стороны подул и так далее. Но в противовес этому случаи получения российского гражданства сами знаете какими музыкантами и трогательные и согревающие речи от артистов адекватных и искренних. Короче говоря, концертный железный занавес давно перестал быть таким железным, просторы нашей страны медленно, но верно, подобно достижениям в видеоиграх, становятся unlocked для артистов, и, казалось бы, нам только и остаётся, что радоваться, благодарить судьбу и людей, которые занимаются подобного рода мероприятиями, и счастливо ходить по концертным площадкам, устраивая артистам приятные солдауты...
Но нет, нам снова всё не то и не так. Вечно недовольные, о чём и был разговор. Разумеется, не все концерты не окупаются и уходят в минус, но, к сожалению, такая участь настигает многие действительно стоящие события. Мы хотели больше самобытных и интересных в определённых кругах артистов, нам этих артистов дают, мы на этих артистов не ходим. Феноменальная логика. Вся эта долгая преамбула, собственно, к тому, что прошедший 2 ноября в клубе Volta концерт группы Thy Art Is Murder стал очень ярким для этого примером.
Второе пришествие австралийцев на российскую землю — очень приятный сюрприз. Приехать они должны были ещё аж в 2014-м году, но концерт был даже не отменён, а подвешен в воздухе без каких-либо точных прогнозов на будущее. Организаторы даже не устроили процедуру возврата билетов, пообещав привезти группу в очень скором времени, но это самое скорое время затянулось настолько, что фразу «когда мёрдеры приедут» стали приравнивать к той самой фразе, главными героями которой являются гора и свистящий рак.
Но анонс, к большому удивлению, всё же состоялся... Правда теперь за TAIM взялось совершенно другое концертное агентство. Только после этого, к слову, предыдущие организаторы решили вернуть зрителям деньги за билеты, посеяв при этом нехилую панику, объявив об окончательной отмене концерта. Старого. А народу же только дай повод для того, чтобы понервничать раньше времени, окончательно не разобравшись в ситуации. Так что проблем и волокиты с данным привозом было более чем достаточно. Также никто и предположить не мог, что Thy Art Is Murder почтят нашу страну своим присутствием именно сейчас хотя бы потому, что в данный момент они катаются по Европе в очень мощном и плотном Impericon-туре «Never Say Day» с такими группами, как Whitechapel, Carnifex, Fallujah, Obey the Brave, Make Them Suffer и Polar.
Очень и очень редко исполнители вот так вот срываются в отдельно взятую страну, которая, казалось бы, ну никак не может вписаться в концертный график даже с точки зрения логистики. Тем более, из большого фестивального тура, который они делят с другими командами (те же Fallujah, кстати, тоже скоро нагрянут в Россию, но будет это уже после окончания европейского тура). Так что по всем параметрам и австралийцы и организаторы сделали нам действительно приятный подарок.
Начался вечер не без юмора. Подходя вечером к клубу Volta, многие могли прийти в недоумение из-за того, что невооруженным глазом можно было заметить стремящийся к концертной площадке плотный косяк чрезвычайно молодых людей. Проще говоря, к клубу надвигалось какое-то невообразимое количество школьников, большинство из которых даже вряд ли получили аттестат об основном общем образовании.
«Знала я, что молодёжь у нас нынче прогрессивная, но не настолько же! Похвально, похвально...», — подумала я и начала рисовать в голове не очень здоровые картины того, как весь этот неокрепший морально и физически молодняк будут мутузить в неадекватном мошпите. К сожалению или к счастью, весь данный контингент направлялся в другой зал клуба (коих нынче стало уже 3), наслаждаться каким-то русским рэпом не самого первого сорта, что, однако, не мешало более зрелым зрителям, пришедшим на Thy Art Is Murder, всячески подкалывать проходящих мимо с испуганными глазами детей. Что ни говори, а снобские шуточки на тему школьников с субъективно ужасным музыкальным вкусом — один из трёх китов, на которых зиждется всё музыкальное мироздание и зрительское единение (сюда же относятся шутки о новом альбоме Tool и воссоединении Oasis).
А вообще, дорогая молодёжь, если вы вдруг это читаете, простите. На самом деле мы, старики, просто завидуем вашей молодости и юношескому задору, не серчайте уж. Шутки шутками, конечно, но стоило зайти в клуб, и весь боевой настрой терялся со скоростью бластбитов из норвежского блэк-метала 90-х (подсказка — очень стремительно) — взору открывалась небольшая группа людей, которая будто бы совершенно случайно забежала пропустить по стаканчику, и закрытый зал, из которого доносились звуки только-только начавшегося саундчека.
Бодрости и энтузиазма такая картина ну никак не придавала. К тому моменту, как двери в зал наконец-таки открыли, ничтожно малая группа собравшихся уже медленно стекала по стенам, лениво и недовольно обсуждая пришедшие из Петербурга слухи о сетлисте в 8 песен. Положение вещей немного наладил разогрев в лице московской команды Human Device. То ли я постарела и, следовательно, подобрела, то ли они действительно были хороши. Но со мной, судя по реакции, согласились и остальные зрители. Согласились настолько, что даже не устроили сакральный ритуал встречи саппорта путём массового закатывания глаз с витающей в воздухе фразой «за что», и даже смогли немного проснуться и подать некие признаки жизни.
Human Device оказались очень бодрыми ребятами с очень харизматичным и совсем даже не аморфным вокалистом, который и годовщину смерти Митча Лакера вспомнил перед тем, как исполнить кавер на Suicide Silence, и в толпу в конце сета спустился, чтобы быстренько пробежать по кружку. Хоть как-то реанимировать такой зал уже дорогого стоит, так что, москвичи, давайте дневник, отлично. Обычно после того, как разогрев заканчивает сет, зал начинает стремительно заполняться жаждущими хлеба и зрелищ. Особенно, когда концерт попадает на вечер буднего дня, как в данном случае. Однако особого чуда не произошло, и толпа спешащих с работы зрителей не ворвалась в клуб, стремительно расталкивая всех боевым клином. Люди подтягивались медленно и лениво, пока из колонок доносилась лёгкая и спокойная музыка в духе Simon and Garfunkel, а техники медленно строили сетап.
Иногда благодаря всей этой атмосфере казалось, что концерт-то уже и прошёл, и пора отправляться восвояси. Но в начале десятого всё это казавшееся нескончаемым ожидание, от которого только ленивый или изрядно принявший на грудь не хотел начать печально скулить, наконец-таки подошло к концу, потому что Thy Art Is Murder наконец-то явились взору зрительного зала и, подобно нежному взмаху арматурой по темечку, резко разбудили и взбодрили даже самых унылых забитых в углах зрителей.
В нынешний век, когда всё музыкальное сообщество с замиранием сердца следит за тем, что же будет дальше, и какие новые звуковые формы принесёт нам будущее, вся жанровая классификация давно превратилась в непроходимое болото. Мы находимся в некотором промежуточном состоянии, когда в почёте всевозможные смешения жанров и кроссоверы, потому что сейчас музыка в большинстве своём только и существует благодаря всем мыслимым и не очень смешениям стилей и стиранию границ между жанрами.
А проблематичнее всего определять точную жанровую принадлежность во всём, что имеет окончание «кор». Самые нешуточные споры возникают именно во время обсуждений этой музыкальной ветви. Но среди всех этих самых «коров», дэткор остаётся, наверное, наиболее близким к своим корням жанром, ибо если исполнители, которые относят себя именно к нему, и экспериментируют со стилевой составляющей, то влияет это только на общую картину, основные же каноны не перевираются и не заменяются чем-то совершенно левым (разумеется, разговор не идёт о группах, в музыке которых в итоге потерявших границы экспериментов от дэткора только одно название и осталось).
Сейчас дэткор является одной из определённых констант тяжёлой музыки, неким непоколебимым столпом. От этого жанра никто не ждёт развития, потому что развиваться уже некуда (ну, только если полностью не менять вектор, что вызовет банальную смену стиля).
Хотя правильнее будет сказать, что развития этого, в принципе, никто и не хочет. Дэткор же он и в Африке дэткор, и он должен быть таким, каким и для чего его задумали. И Thy Art Is Murder успешно соответствуют этому требованию. Всю историю своего существования австралийцы являются неким серым кардиналом жанра — они никогда не выходили на лидирующие позиции и не становились во главе всего движения, но, и это несмотря на небольшой послужной список записей, всегда оставались и остаются стабильным коллективом с качественным материалом, который хоть и приобретает со временем более мелодичный окрас, всё равно не теряет каноничной техничности и тяжести.
Скажу серьёзно, очень тяжело подобрать какие-то эпитеты или любые другие речевые фигуры, чтобы достойно описать впечатление, которое производят Thy Art Is Murder живьём. Почему-то не хочется использовать фразы в духе «гитарные запилы поражали своей неуёмной энергией, а ударные партии сбивали с ног всей своей концентрированной злостью и агрессией», хотя, конечно, так оно всё и было. Но в этом случае хочется избежать каких-то чересчур избитых гипертрофированных описаний, коих полно в каждом отчёте с каждого концерта. И сделать это хочется из уважения перед музыкантами. Потому что, чёрт побери, единственное слово, которое приходит в голову, когда ты смотришь на них на сцене, это слово «мощь».
Они не бегают по сцене как розовые кролики из рекламы, но во всей их статичности мощи и энергии в десятки раз больше, чем в любых прыгающих выше головы неуёмных пацанах. Их техничность, сила и напор буквально заставляют смотреть на них не отрываясь, гипнотизируя подобно тиканью часов, пронизывая тело электричеством с головы до ног, до мурашек.
Вот что бывает, когда ты уверен в себе и в том, что ты делаешь — просто выходишь на сцену со сталью в глазах и просто и безоговорочно сражаешь всех до единого. Пришёл, увидел, победил. И никаких пленных. Вот и австралийцы пришли и сделали то, что от них требовалось — без лишнего пафоса и жеманности разнесли всех в пух и прах одним только профессионализмом и концентрированной ненавистью.
Едва ли не главной интригой вечера было то, как группа будет смотреться без Криса МакМахона. После выпуска крайнего альбома группы «Holy War» и записи сплита «The Depression Sessions», вокалист (который, кстати говоря, тоже был не первым) покинул группу. На его место временно пригласили фронтмена Molotov Solution Ника Артура, и, разумеется, многие «великие музыкальные критики» раньше времени успели откритиковать американца вдоль и поперёк. Ну, haters gonna hate же, ничего удивительного.
Но в этот раз товарищи критикующие опростоволосились более чем полностью, потому что Ник был прекрасен. Хотя непонятно откуда на счёт этого могли взяться сомнения, но, видимо, многие просто не видели Артура в действии с его основной группой и банально поспешили принизить его достоинства просто из принципа. Мощнейший великолепнейший суровейший мужичина, вокал которого вкупе с, кстати, очень даже неплохо отстроенным звуком, превратили его в совершенную машину для убийства особо впечатлительных личностей с неподготовленными барабанными перепонками, которая ревела как разом все грешники из преисподней и окрапывала первые ряды потом с кудрей и накаченных мышц, будто священник прихожан святой водой, что особо иронично с учётом антирелигиозной направленности лирики группы. Лично я буду очень рада, если Нику предложат стать постоянным участником группы, потому что кандидата лучше себе и представить нельзя.
Приём группа получила не настолько плохой, насколько можно было предположить исходя из количества пришедших. Их было мало, но все они были явно в теме (если не брать во внимание любителей мошпита, половина из которых, уж будем честными, и в половине случаев знать не знают на что они пришли ногами махать), так что, в принципе, свою порцию аплодисментов и скандирования лирики в редких местах группа получила. Порция эта, конечно, не дотягивала до необъятного грозного величия австралийцев, которые своей неземной мощью и великолепием достойны поклонения (как бы громко это ни звучало), но, опять же, ожидания были хуже.
Уже упомянутым товарищам из мошпита, кстати, хочется передать отдельный привет, потому что сказать, что ребята творили какой-то невообразимый гиперхаотичный первородный ад — это ничего не сказать. Степень травматичности концерта и неубиваемости мошеров, как по мне, к критериям удачного приёма музыкантов можно отнести только частично (если уж совсем цепляться к тому, по какой причине люди пришли на определённый концерт — просто повеселиться или же целенаправленно на артиста), но в зале было так же люто, как в этот же момент на сцене. Если не хуже.
Так что атмосфера хоть как-то спасалась, а малое количество пришедших маскировалось хаотичным движением тел. И впервые на моей памяти в круге, который очень так нехило растянулся от практически первых рядов и чуть ли не до выхода, наблюдалось какое-то подобие уважительного отношения друг к другу — люди не только отвешивали друг другу живительных лещей, но и вежливо помогали окружающим подняться после. И никакого стейдждайвинга. Перед сценой в фотопите даже не было охраны, потому что успокаивать было попросту некого. И лично я так даже и не поняла, хорошо это или плохо. Но точно странно.
При всей своей агрессивной энергетике и посыле австралийцы оказались очень добродушными и вполне себе милыми ребятами, что, в принципе, и не вызвало никакого удивления. Бескомпромиссная и антиобщественная направленность лирики и материала не мешает музыкантам блаженно закатывать глаза от удовольствия во время игры и шутливо переговариваться с залом на ломаном смешном русском между песнями.
Стандартная ситуация, которой совсем не удивить человека, адекватно оценивающего творчество, посему понимающего, что тот продукт, который предлагает тот или иной артист, не говорит о его истинной сущности. Всё очень просто. Берём абстрактную группу, которую бабушки у вашего подъезда назвали бы каким-нибудь сатанинским отродьем — один человек является примерным семьянином с тремя детьми, второй на досуге пописывает диссертацию об эмерджентной эволюции, третий на выходных ездит в приюты кормить бездомных животных, четвёртый держит фонд для помощи жертвам насилия.
Но многих это не волнует, ведь «дядьки-то страшные, и музыка тоже страшная». И, несмотря на 2016-й год, мы до сих пор страдаем от этого глупого и дурацкого стереотипа. На концертных афишах, кстати, с эмблемы группы даже предусмотрительно убрали пентаграмму. На всякий пожарный, видимо. А то стали бы Thy Art Is Murder второй группой Behemoth, и погнали бы их восвояси.
Сыгранный сетлист вполне можно назвать отличной программой Best Of, ибо группа исполнила все-все свои главные хиты со всех своих пластинок (с учётом их количества это было совсем нетрудно). Одно но. Видимо, несмотря на то, что российские концерты не были привязаны к европейскому туру, австралийцы решили из этого состояния тура не выходить, что сказалось на сетлисте. После десяти песен последовал бис, во время которого зрители ожидали ещё 3-4 композиции, но, исполнив свой классический каноничный трек «Whore to a Chainsaw», группа поспешила завершить выступление и быстренько, пока никто ничего не понял, покинула сцену. Разумеется, чтобы потом выйти и очень по-дружески и открыто пообщаться с поклонниками.
48 минут. Ровно 48 минут прошло с начала и до конца сета. Грубо говоря, народ и вспотеть особо не успел и не понял, что вообще произошло. Но, ладно уж, чего душой кривить, эти 48 минут были действительно шикарными. Поверьте, если бы они действительно не были таковыми, я бы беспощадно проехалась по группе за то, что играть так мало — это полное неуважение к заплатившим за концерт поклонникам. В этом вопросе я всегда ратую за справедливость. Однако подобные речи я оставлю для групп типа Bring Me The Horizon и соло-исполнителей а-ля Sia, которые не только играют непозволительно короткие шоу, так ещё и делают это будто из-под палки.
Thy Art Is Murder же показали, что мало — не всегда значит плохо. И, несмотря на то, что после окончания концерта я ещё некоторое время стояла с лицом, отягощённым размышлениями в духе «где ж меня нагрели», после я тщательно переварила всё, что происходило в тот вечер на сцене, и никаких претензий к группе у меня не осталось. Чего не сказать о публике, разумеется. Нет, те, кто пришёл, выстояли как герои, и каждый отрабатывал как минимум за троих, ну а остальные-то что? Стыдно, товарищи, стыдно.
Знаете, если Thy Art Is Murder не захотят к нам возвращаться, ну или же никто из организаторов не решит привезти их снова — я пойму. И даже ни на кого за это не обижусь. Очень-очень расстроюсь, но не обижусь. В этот раз мы не оправдали звание «самой благодарной, сумасшедшей и отзывчивой публики» (которое с незапамятных времён всегда разделяли со зрителями из Латинской Америки и Японии) и объективно не заслужили того, чтобы артисты отчаянно рвались вернуться на российские подмостки. Хотя пришедшие, конечно, старались. Но как ни стараться, в данном случае количество влияет на качество. Ну на троечку, ребята, на троечку же.
Вот когда в следующий раз захочется поднять тему того, что «ах, bandname всё к нам не едут»... подумайте, а стоит ли? Трезво оцените ситуацию. Поддержат ли этого исполнителя? Если нет, то действительно ли вы искренне любите этого артиста и его творчество, если хотите, чтобы он приехал и наблюдал пустой зал? Думаю, нет.
Противоречия, может быть, и заставляют Вселенную существовать, но слабый приём сильного артиста — не то противоречие. Спасибо Австралии за кенгуряток и качественную музыку; Thy Art Is Murder за концентрированный жир и надежду на то, что современный дэткор — это ещё не насилие над трупом жанра, а вполне себе ещё трудоспособная единица; а Delta Mekong Concerts за то, что до сих пор остаются концертным агентством, которое не предаёт собственные принципы и всё ещё может удивлять.
И да будут holy war и absolute genocide только в песнях злых снаружи, но добрых внутри дядек и наших плеерах. Прям тянет на хороший тост. И за всех девиц лёгкого поведения, которых рубят бензопилой в каждой третьей песне жанра дэткор. Не чокаясь.
Сет-лист:
1. Holy War
2. Light Bearer
3. The Purest Strain of Hate
4. Shadow of Eternal Sin
5. Absolute Genocide
6. Coffin Dragger
7. Emptiness
8. Dead Sun
9. Doomed from Birth
10. Reign of Darkness
Encore:
11. Whore to a Chainsaw