«We are the many, 

Like drops of water, 

Alone we are nothing, 

Together we’re crushing. 

We are the many, 

Like a plague of locusts, 

Alone we are nothing, 

Together we’re crushing».

История музыки — вещь далеко не такая простая, как и, собственно, любая другая история. Запутанная, необъятная и неоднозначная. Особенно, когда дело касается такого вопроса, как жанровая классификация. Выучить всю жанровую матчасть не легче, чем зазубрить все правящие римские династии, а разобраться в ней ничуть не проще, чем в жанрах искусства изобразительного.

Если во времена появления оригинальных жанров мы ещё могли без сомнения сказать о том, что, к примеру, Игги Поп — отец панка, а Metallica — отцы трэш-метала, то со временем стилевое разнообразие лишь росло и наслаивалось как снежный ком. Жанры же, имеющие в названии окончание «кор» и получившиеся в результате смешений всевозможных музыкальных стилей и приемов, стали самым ярким приёмом того, что основной поток современной музыки представляет из себя практически лишь синхронизацию наследия прошлого, где тяжело разобраться что яйцо, а что курица, и кто и что было раньше.

Возьмём, допустим, металкор. В таких жанровых субпродуктах действительно непросто определить кто и в чем был первым. Хотя, собственно, мало кто и пытается. Говоря о металкоре, разумеется, никто и не вспоминает о группах типа Agnostic Front и Converge, которые заложили первоначальные основы жанра, а сразу вспоминают о коммерчески успешных командах нулевых в духе Killswitch Engage и Avenged Sevenfold, продвинувших металкор в мейнстрим. Но существуют группы, которые, появившись между первой волной и мейнстримом, не гнались за мировой славой, но, при этом, стали знаковыми для всего дальнейшего развития не только металкора, но и других близких жанров. И одной из таких групп являются Caliban.

Некоторые знакомые мне люди называют Caliban неинтересными, типичными и повторяющими за кем-то, совершенно не задумываясь о том, что на самом деле повторяют за ними, и это, как по мне, несправедливо и неуважительно. За немалую, почти двадцатилетнюю, историю существования группа успела пройти тернистый и разнообразный путь.

В отличие от многих металкор-групп, начинали они с нетипичного сырого дэт-звучания, первые альбомы же вообще были щедро приправлены оперно-оркестровыми аранжировками в духе старого-доброго британского дума. И, несмотря на то, что уже в нулевых Caliban отказались от такого направления, их музыка и по сей день, даже в самых мейнстримовых записях, не теряет той самой самобытной, возвышенной и немного величественной атмосферы.

В этом году группа приехала для того, чтобы представить свой свежий и аж десятый студийный альбом (и это не считая сплитов с земляками Heaven Shall Burn), который получил название «Gravity». Вообще, у России и этих товарищей своя история очень крепкой и взаимной любви. Нашу страну и наших фанатов, по обыкновению, любят все, ибо ещё никто не уезжал от нас без тёплого искреннего приёма, но, если обычно в ответ на это мы получаем лишь громкие слова о том, как нас любят и какие мы все крутые, Caliban показывают ответную любовь на деле, никогда не забывая включить Россию в очередной тур и приезжают в гости они чуть ли не каждый год. И приезжают не просто так, а с громадными персональными российскими гастролями, начиная от Калининграда и заканчивая Владивостоком. Для России и 3-4 концерта — это уже масштабно, а настолько широкий жест — вообще настоящий праздник, и музыкантов, которые устраивают что-то подобное, можно пересчитать по пальцам. Caliban и по европейским странам порой столько не катаются, так что эта самая взаимная любовь налицо.

В этот тур немцы прихватили с собой парочку молодых иностранных команд для саппорта, и в этот субботний вечер к пока ещё полупустому залу клуба ТЕАТРЪ  вышли чехи Sunset Trail. И, знаете, они были очень даже хороши. Тот редкий случай, когда разогрев получился действительно к месту и действительно разогрел. Казалось бы, ничего особенного, всего лишь очередная команда, играющая металкор, десятки подобных вырастают сейчас как грибы после дождя, но публику зацепить они вполне себе смогли. И дело даже не в тех, кому на таких мероприятиях в принципе плевать подо что скакать и слэмиться, потому что даже скептически относящиеся к разогревам индивиды, попивающие пиво или скучно бродящие туда-сюда, повернулись к сцене, чтобы посмотреть на этих ребят.

Группа оказалась очень сыгранной и вполне профессиональной (недаром в качестве саппорта их выбирают многие другие группы, такие как, к примеру, Crossfaith и Texas in July, да и с сольными шоу в Европе Sunset Trail вполне себе успешно выступают). Здорово чехи и работали с залом — как и многие другие относительно молодые и зелёные группы, для которых каждый город и страна в новинку, они активно, бодро и без пафоса общались со зрителями, не скатываясь при этом до детского щенячьего восторга, приступы которого иногда случаются у непопулярных команд, когда они понимают, что никто не собирается их освистать.

Очень бодрый и энергичный саунд с добавлением ню-метала, речитатива и всевозможных ныне популярных в сведении фишек делает их вполне себе приятной командой на гребне модной волны, на которую, я думаю, было бы интересно посмотреть и в качестве хэдлайнеров. И, судя по множеству приятных отзывов, которые чехи до сих пор получают во всевозможных соцсетях, многие со мной согласны.

И вот, Sunset Trail закончили сет и поспешили пить пиво и общаться с новоявленными поклонниками у стойки с мерчем, и тяжёлый красный театральный (ну не зря же всё-таки клуб название своё носит) занавес опустился на сцену. Красивый, атмосферный и забавный приём всё-таки (забавнее только 3 звонка, которые в своё время давали перед концертами в ДК им. Горбунова). И в этот самый момент стало понятно, что Caliban давно уже выросли из подобных площадок и пора бы уже переместить их в клуб хотя бы чуточку больше, ибо к моменту выхода группы на сцену зрители уже чуть ли не на колонны лезли и не вставали друг к другу на головы. Хотя стоило долгожданным гостям наконец появиться, всё вокруг превратилось в такое невозможное и невообразимое месиво, что никакие лишние метры, сколько бы их ни было, не смогли бы спасти пришедших от творившегося безумия. Хотя неужели кто-то хотел бы спастись? Как моряки во время шторма не могут, несмотря на всю опасность, хоть на долю секунды не восхититься красотой стихии, так и здесь — неконтролируемо, травмоопасно... но, чёрт возьми, красиво же. 

Нулевые помнят их совсем юными и немного несуразными ребятами с подведёнными глазами и лаком на ногтях, сейчас же все возмужали, посему на сцену поднялись пятеро как на подбор статных и прекрасных мужчин в чёрном, которые всем своим видом давали понять, что приехали они не шутки шутить, а серьёзно так выбить из народа всю дурь, чтобы потом, в освободившееся место, вложить кусочек прекрасного и единящего.

Четверо из пяти отрастили внушительные густые бороды (гитарист Марк же, единственный не поддавшийся моде на лесорубов, вместо этого загнал под кожу столько чернил, что пустого места практически не осталось), фронтмен группы, Энди, так вообще появился в стильном строгом пиджаке, заставляя особо впечатлительных барышень почувствовать лёгкое головокружение. Короче говоря, выросли ребятки и заматерели, но это уже дело десятое, ибо главное то, что с первых звуков они выдали такое, что даже не скажешь, что по коже побежали мурашки, потому что мурашки эти со свистом сдуло и впечатало в ближайшую сцену. Бедняжки.

Начав с «Memorial», настолько мощной, что ей впору заканчивать концерты, чтобы оставлять зрителей с ощущением полного катарсиса, комом в горле и проступающими от эпичности слезами на глазах, эти невероятные музыканты смогли свести с ума всех, кто пришёл на них посмотреть. Представьте это состояние, когда вас изнутри разрывает от такого букета мыслей, ощущений и эмоций, что вы даже не можете понять, а что вы, собственно, чувствуете. Вам и весело и грустно, и хочется прыгать до небес и одновременно свернуться грустным калачиком где-нибудь в углу, вам хочется и обнять весь мир, но и чтобы весь этот мир обнял вас в ответ. И чем дальше, тем эпичнее.

Новая «Walk Alone», «Love Song» с одного из лучших альбомов во всём металкоре «Say Hello To Tragedy», агрессивно-печальная «Paralyzed», главный сингл «Gravity»... немцы стреляли в зрителей лучшими хитами с последних альбомов прямо в упор. И даже отвратительнейший кашеобразный звук не мешал им этого делать, потому что настоящий профессионализм, техничность и неприлично прекрасный вокал (как, объясните мне ну как Энди и Деннис умудряются настолько качественно совмещать экстрим-вокал и игру на гитаре с вокалом чистым). Про войну и немцев шутить — это, конечно, моветон, но ступили Caliban на нашу землю с твёрдыми намерениями завоевать все города на своём пути и взять в плен сердце каждого неравнодушного слушателя.

В зале же в это время творился настоящий первородный хаос. Очагов слэма и моша не наблюдалось, но это только потому, что весь зал, от начала до конца без исключений, был похож на гигантскую волну. В зале не было фотопита, поэтому эта самая волна выплёскивалась, разбиваясь о сцену. Казалось, что вот-вот, и деревянный пол клуба разверзнется, и весь этот филиал ада отправится прямиком в то место, чьим филиалом оно является. Очень символично с учётом того, что в это время на сцене находилась группа, названная в честь персонажа Шекспира, которого расценивают как олицетворение дьявола.

Буквально на пару минут я поднялась в вип-зону, но поспешила оттуда ретироваться, ибо все телодвижения толпы внизу выдавали такие подобные землетрясению вибрации, что казалось, что ещё чуть-чуть, и балконы рухнут прямо вниз. Много сёрклпитов и толп я повидала на своём веку, ничем меня уже и не удивить... но то, что я увидела сверху, определённо останется в списке самых сумасшедших и прекрасных в своей разрушительной силе концертных картин.

Когда Caliban заявили, что это самое невообразимое их шоу из тех, что они давали в России, я действительно им поверила. Нет предела безумию, которое может твориться в зале, со всеми этими висящими на колонках телами, и я лишь в очередной раз удивилась тому, как мы умудряемся выжить в подобных зубодробительных мясорубках. Наверное, мы действительно сумасшедшие.

Однако что до публики, то есть ещё одна вещь, и молчать о ней невозможно. Сейчас будет моё абсолютно субъективное мнение, которым я ни в коем случае не хочу никого обидеть. Мне не хочется показаться престарелым снобом, который только и может делать, что мычать себе под нос все вариации фразы «а в моё время», но уж что вижу. Знаете, сейчас на концерты действительно стало ходить намного больше людей, даже площадки и клубы становятся менее камерными в угоду размерам. Особенно это касается концертов альтернативных. Произошло это за счёт того, что за последние несколько лет среди молодого поколения особую популярность получил такой жанр, как пост-хардкор (со всеми своими всевозможными вариациями). Не тот самый пост-хардкор, который так же, как и первая волна металкора, вышел из хардкора и панка ещё в прошлом тысячелетии, а так называемый мейнстримовый пост-хардкор.

В один прекрасный момент в нулевых стали появляться десятки и сотни групп, в 2010-х же, как по мановению волшебной палочки, подобная музыка стала модной настолько, что даже далёкие от всего этого молодые люди ломанулись на концерты и облачились в модный мерч и узкие штаны с драными коленками (правда здесь уже не ясно, музыка ли повлияла на моду или же наоборот).

Нет, никто не будет спорить с тем, что увеличение концертной аудитории и расширение обывательского музыкального вкуса — это здорово и вообще прекрасно, разумеется. И дело даже не в том, что, как уже говорилось, такие люди не особо вдаются в подробности «кто отец, а кто нет», не всем же, в конце концов, строить из себя музыкальных нердов, винить людей за такое — как раз снобизм. Дело в том, что многие из таких людей приходят на концерт не потому, что любят группу и её творчество, и даже не потому, что просто любят концерты и всё что с ними связано, а потому, что это просто круто и модно, нужно быть в тренде. Наплыв вот таких вот людей с отсутствием какой-либо концертной культуры и вызывает либо проблемы, либо неудобства, потому что мало кто понимает как себя вести. Никто не говорит, что на концерты нужно приходить только тогда, когда ты сумасшедший фанат, к тому же готовый хоть умереть на танцполе прямо здесь и сейчас, но, чёрт возьми, уважайте вы остальных. Всё это длинное рассуждение ради, собственно, того, что происходило в тот вечер.

Caliban, как и любые другие незазвездившиеся музыканты, вполне себе приветствуют стейдждайвинг и краудсёрфинг, всячески при этом агитируя на них зрителей. И, разумеется, круто наблюдать за тем, как люди, забирающиеся на сцену, получают не пинка от охранника и испуганные взгляды музыкантов, а улыбку и дружеское объятие. Правда, в этот раз прозвучавшую со сцены фразу «Ребята, чувствуйте себя свободно, не стесняйтесь» некоторые зрители восприняли слишком буквально. И если кто-то просто без конца и края курсировал между сценой и танцпартером, то некоторые товарищи решили не заморачиваться и просто оставались наверху. Кто-то, конечно, скромненько стоял по бокам и совсем не мешал ни музыкантам, ни зрителям, но были и такие, кто вставал впереди планеты всей, откровенно мешая людям и играть и наблюдать.

Обнимашки, поцелуйчики, танцы с вокалистом и прочие прелести — это действительно прелести, вызывающие умиление и улыбки. Но только тогда, когда этому всему есть мера. Но наш менталитет вообще с этой самой мерой плохо уживается, что обычно создаёт только проблемы. Ну залез ты на сцену, ну пообнимался со всеми, ну сделал селфи и потрепал кого-нибудь за бороду, ну молодец, мы все оценили, прыгай в толпу и веселись с нами дальше, зачем ты ещё полчаса торчишь на этой самой сцене (и то ли совсем сходишь с ума, то ли стоишь посередине как столб, и непонятно что из этого хуже). Какой бы ты ни был красивый и замечательный, люди пришли посмотреть не на тебя. Тем более, музыкантов это отвлекает, чтобы они там не говорили (хотя когда они говорили о том, что ты можешь делать что хочешь, они не имели в виду то, что ты можешь весь концерт ходить по проводам на собственных ушах, поверь). Так что вся эта ситуация немного мешала наблюдать за происходящим и получать удовольствие от музыкантов, что, если честно, оставило не очень приятный осадок у многих пришедших в тот вечер и немного смазало впечатления. Дестрой, рок-н-ролл и все дела, конечно, но чуточку меры и уважения к остальным никогда не помешает. Такая вот ложка дёгтя в огромнейшей бочке свежайшего и вкуснющего мёда.

Но Caliban действительно искренне любят своих поклонников, что было видно по их искренним детским улыбкам во время каждого объятия и каждого хлопка по плечу, которые они дарили всем желающим, поднявшимся к ним на сцену. И хотя через какое-то время невооружённым глазом стало видно, что широты души немецкой не хватает на широту русскую, и что музыканты испытывают небольшой, но всё же дискомфорт от такого наплыва желающих разделить с ними подмостки, они не перестали радостно подавать руки тем, кто отчаянно пытался выбраться из толпы. Только в один момент Энди настоял на том, чтобы сцену немножечко освободили, но без капли грубости или недовольства. 

Но вся эта доброта и великодушие, исходящие от группы, царят не только на сцене, но и в жизни. Хоть убейте, когда артисты милы с поклонниками не только во время концертов, охотно общаются с ними, да даже когда банально реагируют на сообщения в социальных сетях и ставят лайки на фотографиях с инстаграме — это здорово и подкупает.

Нет, Caliban, конечно, не сэр Пол Маккартни, Бейонсе или кто-то ещё с миллионами бегающими за ними фанатами, чтобы каждый их открытый жест в сторону простых смертных воспринимать как манну небесную или что-то из ряда вон выходящее, но тем не менее. Хотя, может быть, это и нелепо судить по такому критерию.

Наверное, есть какой-то юношеский максимализм, а, может быть, и детская глупость в том, чтобы иметь предвзятое отношение к творчеству из-за личности того, кто этим творчеством занимается. Многие говорят о том, что, мол, ну какая разница, что из себя представляет тот или иной музыкант в реальной жизни, судить нужно то, что он выставляет на всеобщий суд под видом своего творчества. Не знаю как вы, а я всё никак этому не научусь. В моей голове то, что делает тот или иной артист, неразрывно связано с его личностью, и я не могу в полной мере наслаждаться и проникаться творчеством, если мне неприятен человек, который этим творчеством занимается.

Истинный музыкант, даже если его музыка носит чисто развлекательный характер и не содержит в себе какого-то великого посыла, должен так или иначе вдохновлять и сеять разумное, доброе, вечное. Только наоборот эта схема уже не такая действенная — если песни о великих свершениях и надеждах заливает в ваши уши человек ужасный внутри, то это уже лицемерие, а на нём, как и на лжи, искусства не построишь. Но всё это точно не про Caliban, ибо все без исключения участники группы настолько открытые и искренние люди, что хоть они будут детские песни перепевать или начнут писать артхаусно-абсурдные тексты на придуманном языке, всё равно от них будет идти волна вдохновляющей энергии, и будет хотеться и равняться на них, и чтобы подобные люди окружали тебя каждый день.

После «The Ocean’s Heart», которую в оригинале на новом альбоме группа исполнила с очаровательной синеволосой вокалисткой Arch Enemy Алисcой Вайт-Гласс, музыканты покинули сцену, но вернулись практически мгновенно, устроив зрителем ещё более потовыжимающий и голосоубивающий бис аж из пяти песен. Непонятно откуда у людей ещё находились силы на прыжки и сингалонги, которые ничем не уступали запеваниям стадионным, но они находились, и в таком же безумном темпе пролетели «King» и «Mein schwarzes Herz» («С немецким у вас, может быть, не очень, но плевать, сделайте вид, что вы его знаете, и пойте с нами»).

Полным апогеем происходящего стала каноничная визитная карточка группы «We Are The Many», во время которой, кажется, толпа орала с такой силой, что после кому-то, да наверняка пришлось выплюнуть собственные лёгкие за ненадобностью. Чувство полного единения. Вот то самое главное и сокровенное, что может подарить тебе музыка. И когда вокруг тебя стройный хор выводит «We are, we are, one voice, one heart», ты, будучи даже самым одиноким и печальным человеком на Земле, можешь почувствовать себя так, будто стоишь в окружении не просто лучших друзей, а настоящей семьи, которая дарит тебе всю свою силу и поддержку.

Казалось бы, всё, сил больше нет ни у кого, но второму дыханию пришлось открыться, потому что со сцены заиграла «Sonne». Да, той самой группы. И последняя песня как контрольный в голову. Пиф-паф, ты мёртв. Мёртв, чтобы заново родиться. «Nothing Is Forever», во время которой Энди снова приглашает всех на сцену, чтобы спеть вместе с ними. И буквально за считанные секунды уже было невозможно понять, а где, собственно, группа, и что вообще происходит. Чуть ли не половина зрителей бодро переметнулась из зала под прожекторы. Нет, правда, внизу даже стало возможно дышать и шевелиться. Пели из всех последних сил и стоящая на сцене толпа, повисшая на музыкантах как маленькие дети виснут на родителях, и полностью убитые и изнемождённые люди в зале. Отлаженным хором и в обнимку. Как будто последнюю песню до конца света. И вот в ушах уже не перегруженные басы, а звон барабанных перепонок, и пока кто-то слезал со сцены, а кто-то пытался отдышаться, группы уже и след простыл. А в голове лишь единственный вопрос: «Что это было?».

После, конечно же, были прыгающие на одной ноге товарищи, безысходно ищущие по всем углам потерянные кеды/телефоны/кошельки/мозги/честь и достоинство (нужное подчеркнуть/обвести сердечком), и всё, что можно и нельзя потерять в таких случаях. Пословица про то, что платье надо беречь снову, а честь смолоду, в контексте концертов не работает, тут уж никто ничего не бережёт и каждый раз в бой как в последний раз.

В бесконечной очереди в гардероб шли интеллектуальные разговоры о том, что раньше всё было лучше, а кто-то пытался вспомнить срок, который дали Тиму Ламбезису из As I Lay Dying за попытку заказать киллеру собственную жену. Ох уж эти классические светские концертные беседы, иногда такого наслушаешься, что впору книжки писать.

А Caliban тем временем уже прыгали в автобус, чтобы продолжить штурмовать необъятные просторы нашей Родины, чем они до сих пор и занимаются. Поездка по разбитым дорогам через деревни и сёла — то ещё пропитанное колоритом испытание для европейских товарищей. Но они идут на это испытание снова и снова, каждый раз по своей воле. И, без сомнения, сделают это опять. Вот она, идеальная лав-стори. У нас с этими ребятами взаимно. 

 

Сет-лист: 

1. Memorial

2. Walk Alone

3. Love Song

4. Paralyzed

5. Devil’s Night

6. Inferno

7. nebeL

8. Davy Jones

9. The Ocean’s Heart

Encore:

10. King

11. Mein schwarzes Herz

12. We Are the Many

13. Sonne (Rammstein cover)

14. Nothing Is Forever