Земную жизнь пройдя по половины,

Я очутился в сумрачном лесу.

(Д. Алигьери «Божественная комедия»)

Почти три года от законодателей готического дума, столпов шведской сцены, Tiamat не было слышно никаких вестей. Пока, казалось бы, вечный двигатель формации Йохан Эдлунд пребывал в забвении (алкогольном, психологическом или еще в каком), группу окутывала тишина — и за ее пелену пробиться было ой как непросто. Но вот вспышка — и новая надежда на возвращение тех, на чьих песнях выросло целое поколение (без шуток). Концерты, фестивали, туры: России повезло, и тихий сентябрь должен был увидеть возвращение мастеров на наши земли.

До Москвы был Минск и Питер: своеобразным приветом из Северной столицы стала «капитанка» на голове Йохана, когда тот неспешным шагом вышел на сцену к неистовствующей московской публике. «Проглотив» невнятный разогрев, звездным часом которого был кавер на Burzum в конце сета, плотно набившаяся в клуб Volta толпа практически содрогалась от нетерпения — призывы к группе оглушали и вызывали мурашки по коже. Сливаясь с окружающими в экстатическое единство, мы ждали не полуторачасового сета, а действа, способного сдвинуть привычные нам жизненные распорядки.

Работая в крайне профессиональной команде (музыканты Tiamat «родом» из Dark Tranquility, Avatarium, Katatonia и других именитых шведских команд), у Эдлунда в некотором смысле нет права на ошибку. С другой стороны, он будто раздвигает творческое пространство вокруг себя, и в результате в воскресный вечер мы имели удовольствие наблюдать шоу практически уникального характера. Традиционная открывашка «Will They Come?» сменилась на «Thunder & Lightning» с последнего альбома (незаслуженно единственную с него), чтобы набрать обороты и развернуться в полную силу на таких шедеврах от группы, как «Prey» и «Amanethes». Композиции вроде «Nihil» и «Wings of Heaven» знают все и подпевают все в некой лихорадочно бьющейся меланхолии, чтобы потом не менее лихорадочно биться в экстатическом рейве под «Vote for Love» или «Cold Seed». Рейв, причем в некоторые моменты рейв почти психоделического толка, — вот главный лейтмотив воскресного вечера: каким еще ему быть, если Йохан, облаченный в одеяние нестареющего посетителя готических вечеринок, подает вполне понятные жесты в толпу? Толпа внимает, толпа воспринимает, толпа впитывает. Яростный крик в пустоту, завершающий «Misantropolis», или почти дарк-фолковая грусть в «Phantasma De Luxe» приобретают символическое значение — бродя по кругу в сумрачном лесу, мы вполне можем не найти путь назад.

И все же есть в этом эфире что-то человеческое: прервав на середине «Until the Hellhounds Sleep Again», Йохан обещает разбить свою гитару о лицо какого-то мужчины, «если тот не оставит девушку в покое». Поступок настоящего джентльмена заставляет охранников встрепенуться, и они выводят грубияна из зала.

Бис у Tiamat новизной не блещет, но от этого не менее любим: сочетание монументальной «The Sleeping Beauty» и размеренной «Gaia», которая в этот раз получила звучание с налетом 69-го, заставляет трепетать все самые нежные струны глубоко внутри. Пока такая музыка как записанный и почти овеществленный поток энергии не кончается, будут и незабываемый концертный опыт, и безграничная благодарность к труду Артиста и Художника.

Сет-лист Tiamat:

1. Will They Come?

2. Thunder & Lightning

3. Nihil

4. Wings of Heaven

5. Thirst Snake

6. Vote for Love

7. Divided

8. Cain

9. Misantropolis

10. Until the Hellhounds Sleep Again

11. Phantasma De Luxe

12. Cold Seed

Бис:

13. The Sleeping Beauty

14. Gaia

Выражаем благодарность Spika Concert Agency за предоставленную аккредитацию.