Что хорошо в локальных фестивалях? Конечно же, то, что они близко.

Что в них плохого? Да всё остальное. По крайней мере, так можно было судить по рассказам очевидцев, которым есть с чем сравнивать, поскольку из впечатлений людей, которые нигде кроме Нашествия и не были, особо выводов не сделать.

Итого к моменту нашего заезда на Доброфест-2016 счётчик фестивалей европейских против российских был где-то 30 против 1: в позапрошлом году нам все же удалось посетить дебютный Alfa Future People. И хоть все на AFP было отлично, экстраполировать этот вывод на реалии рок-фестиваля было бы слишком оптимистично, электронные мероприятия всё же всегда отличались на порядок более вылизанной картинкой.

Была ещё одна робкая попытка получить первый опыт на неделю раньше, на Дикой Мяте 2016, но не сложилось.

Ок, значит дебютируем с Доброфестом.

Против оправданной настороженности выступали два бронебойных фактора — шикарная организация, которая заранее была видна просто на примере работы коммьюнити в vk.com, и совершенно бронебойный состав хэдлайнеров: мне бы и одних Skindred достаточно было, чтобы поехать на Доброфест. Ну а тот факт, что второй день закрывала моя любимая группа, Emil Bulls, заодно и снимал вопросы о том, на все ли дни фестиваля ехать: разумеется, на все!

Доставка из центра Ярославля более чем удобная: сел в маршрутку в центре города, у Кремля, и вылез уже у входа на фестиваль — лучше не придумать.

На входе все тоже очень продумано, никаких нареканий. Уже начинает устаканиваться ощущение, что приехал куда надо.

В Европе фестивали делятся по конструкции на два типа: либо где сцены и кемпинг отдельно (таких большинство), либо где все перемешано, ставь палатку под главной сценой, если себя не жалко, как на венгерском Sziget. Доброфест пошёл по второму пути, что лично мне очень сильно импонирует — никогда не любил ежедневные и многоразовые марш-броски по километровой дуге просто потому, что кофту забыл в палатке.

Весь этот большой плюс окружён маленьким, но прилипчивым минусом: все после вокруг палаток — сплошные буераки, сломать тут ночью пару конечностей — задача не из сложных. Но ок, явно не из вредности организаторов все это, так что просто смотрим под ноги и живём хорошо.

Изначально мы планировали приехать ровно к сету Anacondaz, но времени было с запасом, так что палатки наши были поставлены уже к моменту выступления группы Смех. Но ни они, ни последовавшие за ними Порнофильмы не впечатляли (как, честно говоря, и половина лайн-апа вообще). Можно даже смело сказать, что наша позиция по поводу набора групп была диаметрально противоположна самой распространенной: «Зачем так много панка» против «Что это за альтернатива всякая в хэдлайнерах? Не могли ещё панков добавить?».

Так что сойдёмся на том, что баланс групп — и нашим, и вашим. И это совсем не та цена, которую нельзя заплатить за возможность в 12-й раз увидеть Emil Bulls.

Ну и может показаться, что я уж очень сильно сгущаю краски, но нет, Порнофильмы очень даже хороши, и невероятно харизматичны. Можно даже сказать, что таких героев жанру не хватает.

Но мы все же ждём своих давних любимцев, группу Anacondaz, которые ещё ни разу не разочаровывали, да и не планируют, судя по всему.

Полторы недели назад Anacondaz отыграли на Maxidrom отличный, но коротковатый сет. На Доброфесте программа у них почти в два раза больше, и выбор треков намного разнообразнее, и даже живой дебют нового сингла «Поезда» — отличный фестивальный набор.

Ну и классические «фаера» под конец сета, по поводу которых фронтмен Emil Bulls Кристоф Фон Фрейдорф завтра восторженно скажет «У нас в Германии такое на концертах просто немыслимо. Ну конечно, если ты не группа Rammstein».

Вторая часть программы, которая нас сегодня интересует — это блок европейских групп на второй сцене, Sippin, Smash Hit Combo и Hope, разбавленные чудесными соотечественниками из Slime и Рекорд Оркестр. Да, мы явно пропускаем ровно все, что будет на главной сцене до Skindred, но это фестиваль, всегда приходится что-то выбирать.

Sippin очень молоды. В них огромный запас энергии, который бьет через край, но на этом все, пожалуй. Ну и совершенно ужасный звук. Но стараются, а учитывая, что посмотреть на французов пришло человек 50 от силы, хочется их от всей души поддержать: Smash Hit Combo ведь тоже не с самого начала были ТАКИМИ.

После Sippin — предводимая Колей-Позитивом группа Slime. Относиться к этой музыке серьезно точно не стоит, на 90% состоящие из нецензурной лексики тексты на это прямо указывают. Но, черт возьми, все равно качают Slime в разы круче, чем предшествовавшие им французы. Весело и качает. Что ещё нужно для радости? Ну и с таким фронтменом — вообще отличное развлечение.

Рекорд Оркестр, как и Anacondaz, были замечены последний раз на Максидроме. И ровно так же сет у них в это раз в 2 раза больше. Только в этом случае такое расширение — это как раз минус, к сожалению. Практически все песни группы, достойные внимания, содержатся на их последнем мини-альбоме. Весь же остальной материал на порядок скучнее, и очень хочется скипать такие треки, но на концерте это невозможно. Очень хотелось бы, чтобы группа, нащупав явно нужную нишу, отказалась от попыток смешивать новый материал со старым, вероятно, любимым самими музыкантами, но намного более безликим по сути, и сконцентрировалась на том, что у них получается лучше всего.

В перерыве слышны доносящиеся с главной сцены звуки группы Бригадный Подряд, и очень хочется сбегать на пару песенок, но нельзя же просто так взять и пропустить начало сета Smash Hit Combo.

И это очень правильное решение, потому что SHC сейчас просто на пике своей формы. Предыдущий раз мы видели их 5 лет назад, и хоть это и тогда было очень впечатляюще, за прошедшую пятилетку музыканты явно умудрились прыгнуть выше головы: два безумных вокалиста вытворяют что-то невероятное, постоянно висят на ограждениях во время исполнения своих партий, а под конец сета к ним присоединяется и гитарист. Пока — однозначно лучший концерт фестиваля. Но впереди ещё поляки Hope, а потом и валлийцы Skindred, у которых сборная как раз начинает сейчас играть со сборной Бельгии в матче за выход в полуфинал Евро2016.

Но странным образом Hope не впечатляют совсем. Ожидания, что они будут так же необузданы, как и их соседи Overhype, терпят крах. Группа, студийные записи которой звучат очень круто, живьём не впечатляют совсем.

Поэтому перемещаемся обратно на зелёную сцену и перед сетом Skindred встречаем их вокалиста Бенджи, а поскольку телефоны у нас уже разрядились, спрашиваем, как сыграла их сборная. Бенджи отвечает, что Уэльс в полуфинале (да! мы верили!), но ему вообще-то пофиг, он футбол не любит. Ну ок, главное, чтобы на сцене не подвели.

Но единственное, что подводит на сцене, это звук. Он ооооочень далёк от идеального, зато вот Skindred просто в прекрасной форме. Как и всегда. И даже несмотря на то, что последние пара альбомов — пластинки очень в себе, даже не самые сильные свои песни Skindred могут живьём вытянуть на одном драйве и бескрайней харизме своего фронтмена.

Шикарный концерт для завершения первого фестивального дня, но основной день для нас — завтра.

Из палатки нас выгоняет субботнее солнце — погода на Доброфесте явно решила отыграться за последние пару лет, когда, говорят, от воды некуда спрятаться было: пекло спозаранку, и ещё до начала всех концертов пора бежать искать тень, пока всё не заняли.

Открывает субботнюю программу группа Пилот, которая полгода как откатала свою олдскульную программу «Пилот уже не тот» и теперь восстанавливает баланс новым материалом, который, мягко скажем, нравится далеко не всем. Но сегодня же фестивальный сет, может быть, всё же...? Но нет, Илья Чёрт явно не готов идти на поводу у аудитории, и песнями «Неродина», «Рок» и «Сибирь» все экскурсы в старый материал и заканчиваются. Группа выступает просто отлично, но выбор песен явно не для фестиваля и подавляющая часть аудитории просто зевает. Добавить в этот сет ещё пару старых песен, например, «Маму», или на крайний случай «Шнурок», который, кстати, звучал на саундчеке — была бы уже не такая грустная картина. Но музыкантам самим решать, что играть, мы же уходим от сцены немного разочарованные.

Ну а поскольку группа Игрушки отыграла одновременно с группой Пилот, до самого вечера нам только и оставалось, что изучать территорию фестиваля.

Ещё один огромный плюс Доброфеста — он невероятно компактный. При этом всё расположено крайне удобно, все необходимые развлечения, находятся ровно между сценами, и крайне удобно перемещаться от концерта к концерту, периодически останавливаясь у очередного тента то с провиантом, то с играми.

Сложно представить, где бы все прятались, если погода была как в предыдущие годы, но желающих спрятаться от солнца явно было не так много, как если бы вместо зноя был проливной дождь, поэтому провести большую часть времени под различными навесами не составляло никакого труда.

К главной сцене мы вернулись уже к связке Stigmata/Amatory. Да, что те, что другие — отличные, драйвовые и сыгранные команды, ничего не скажешь. Звучат прекрасно, но не цепляет, к сожалению, совсем.

А потом мы отправляемся в пресс-центр и встречаем своих старых друзей, Кристофа, Джима, Энди и Стефана из Emil Bulls, а поскольку не виделись мы с ними почти 2 года, вероятность посмотреть выступления оставшихся групп на зелёной сцене стремится к нулю. Тем не менее мы предпринимаем попытку выйти к сцене на сет Кукрыниксов, куда немецкие гости также в скором времени подтягиваются. Их комментарии по поводу дымовых шашек относятся как раз к этому концерту — в России визуализация такого типа, начавшаяся, вероятно, всё же с концертов Алисы, а теперь используемая на каждом втором концерте, уже воспринимается как нечто вполне естественное, иностранных музыкантов же это более чем впечатлило.

Но понимая, что до следующей встречи с Emil Bulls может легко пройти ещё год, а то и два, решаем пожертвовать сетами ко-хэдлайнеров, групп Louna и Наив, и просто пообщаться с ребятами из Мюнхена, а заодно посмотреть с ними важнейший матч Германия-Италия.

Матч оставляет нас на самом интересном месте: после основного времени ничья, а группе пора уже на сцену.

Описать ощущения от концерта любимой группы — это за пределами моих возможностей. Мне удалось побывать и на их выступлениях и в клубах на 150 человек, всё равно при этом полупустых, и в их родном Мюнхене, где площадка в 5 раз больше просто трещала по швам, и везде эти пятеро ребят — просто боги сцены.

Самое сложное — это, конечно, выбрать, где стоять: под сценой или подальше. Толкаться под сценой, когда Кристоф на каждой песне даёт тебе микрофон (ура-ура!), или же плюнуть на эти порывы единения и посмотреть на всё со стороны, а не только из-под сцены на одного вокалиста.

К счастью, наличие фотопита и доступа в него решает все вопросы — уйти отсюда было бы преступлением, да и, в конце концов, последний раз под сценой я был на них 3 года назад, а это было ещё в эпоху предыдущего альбома, Oceanic. Песни с Sacrifice To Venus мы вместе ещё не пели, так что решено, я под сценой.

Ну а дальше — просто 12 песен, которые я знаю наизусть. От и до. В исполнении их гениальных авторов, которые при этом настолько открытые и дружелюбные, что ты смотришь на сцену, и думаешь: «Вот выступают мои друзья из Мюнхена. Офигеть». И остаётся завидовать тем, кто видит это в первый раз. Я после первого своего концерта Emil Bulls, в далёком 2008-м, приходил в себя очень долго.

Ну а потом и новость о том, что Германия всё же тоже прорвалась в полуфинал (а может быть, как и со Skindred, это требование было прописано в райдере артистов...?). А потом и провожания, вот это всё...

Ладно, будущие концерты Emil Bulls впереди, а мы пока на Доброфесте и завтра нас ждёт третий день.

Самый большой минус третьего дня — то, что он неполноценный.

Мы уже с годами привыкли на европейские фестивали приезжать в четверг вечером и уезжать в понедельник утром.

Тут же приходится весь день разрываться между концертами и сборами.

В итоге делим так: Good Times и Кожаный Олень слушаем, потом План Ломоносова и Distemper променяем на сборы. Мамульки-Бенд и Волга-Волга — слушаем и совмещаем с прощальным обедом.

Good Times действительно очень хороши. Приз зрительских симпатий получили вполне заслужено: материал не самый оригинальный, но достаточно свежо звучит, что уже многого стоит. Явно стоит повторить при возможности.

Кожаный Олень — наши давние любимчики, прекрасны во всём, и, наверное, идеальная музыка под солнце в зените.

Про группу Trubetskoy могу сказать только одно — распад не пошёл на пользу никому, ни им, ни группе Brutto. Очень и очень слабо, к сожалению. Тот случай, когда стоит с нетерпением ждать реюниона.

Солнце уже садится, все прощаются и разъезжаются, и максимально оптимистичный саундтрек совместного сета групп Мамульки-Бенд и Волга-Волга — просто идеальная кода для уикенда.

Не знаю, как так получилось, но по поводу первого же своего российского рок-фестиваля могу с лёгкостью сказать: это было просто великолепно! Повторить однозначно, можно даже без Emil Bulls. Но лучше с ними, конечно же.