Стивен Уилсон (Steven Wilson) приехал в Россию в третий раз, но объективности ради можно отметить, что проект Blackfield, посетивший Москву летом 2011-го года, — не только, и не столько его детище; это полноформатная коллаборация с Авивом Геффеном, так что по большому счету Человека-Porcupine-Tree ждать пришлось 7.5 лет.

С того концерта, приуроченного к релизу 9-го (и, как уже теперь известно, предпоследнего) альбома Porcupine Tree, Fear Of The Blank Planet неутомимый Стивен успел написать и финальную пластинку Porcupine Tree The Incident, и 4.5 сольных альбома, последний из которых так и называется 4.5 (потому как он — EP), ну и попутно создать ещё 4 пластинки в рамках Bass Communion, Storm Corrosion и, собственно, Blackfield. Понятно, что в плане продуктивности со Стивеном мало кто может сравниться… Ну разве что Майк Паттон.

Но, как уже было много раз подчёркнуто и фанатами, и прессой, да и самим музыкантом, практически каждый поклонник его творчества всё равно в первую очередь ждёт возрождения Porcupine Tree, а потом уже всего остального. Только вот возрождение это явно не светит.

Так что для тех, кто не был в 2008-м в Б1 Maximum, это по сути первый концерт маэстро. Так чего же ждать? И сколько будет песен Porcupine Tree, наконец?

Ждать нужно в первую очередь звука, который изумляет с первых же нот. Стивен, как известный аудио перфекционист, просто не смог бы допустить, чтобы на его концерте звук был не идеален, поэтому можно смело сказать, что такого мы здесь не слышали.

А звучит в этот момент клавишное соло Адама Хольцмана из First Regret, открывающей альбом Hand.Cannot.Erase. Музыканты постепенно выходят на сцену, а появляющийся последним Стивен поясняет, что из материала с Hand.Cannot.Erase и будет состоять все первое отделение (боже мой, рок-концерт из двух отделений и с антрактом, какой шик!), ну а во втором акте — уже по хиточкам.

Ну а поскольку все песни Hand.Cannot.Erase связывает единая сюжетная канва, аудиоряд дополняет также связанный видеоряд, прерывающийся только в одном месте — на песне Routine, когда в качестве видеоряда уже выступает видеоклип на песню. И смотреть его без слез не получается даже на YouTube, уж с surround-звуком и живой игрой музыкантов — это чистый катарсис.

Но Routine — только 5-я песня, впереди ещё как минимум 15 (при том, что композиции длиной по 10-12 минут — далеко не редкость в арсенале Уилсона).

Второй апогей первого акта приходится на многими любимую Ancestral, совершенно невероятную вещь, переходящую в Happy Returns (а это уже личный фаворит).

Во время финальной Ascendant Here On… музыканты по очереди растворяются, оставляя на сцене одного Адама с его клавишными: круг замкнулся.

Сам антракт затянулся на добрых полчаса, но зато выход из него был очень резким и впечатляющим: немногие ждали услышать сегодня Open Car, песню с одного из лучших альбомов Porcupine Tree, Deadwing, но именно она и открыла второй акт.

Дальше программа была такой: по одной песне с каждого из трёх более ранних сольных альбомов Стивена; три трека с EP 4.5, которая хоть и вышла уже после Hand.Cannot.Erase, состоит из материала, записанного во время сессий к Hand.Cannot.Erase, а также более ранних композиций, в том числе и кавера на свою же Don't Hate Me; ну и ещё нескольких треков Porcupine Tree, куда же без них. Куда же без Lazarus, наконец.

На последние две композиции перед бисом, Vermillioncore и Sleep Together, картинка неожиданно расширяется, и к экрану за музыкантами присоединяется полупрозрачное полотно перед сценой, на которое проецируется отдельный видеоряд: зрелище неописуемое, но чтобы проникнуться им в полной мере, нужно переместиться ближе к концу зала, по центру, в то время как мало кто готов покинуть свои места — музыка-то как втоптала в землю, так и не отпускает.

И только когда этот светлый человек возвращается на сцену на бис, после того, как методично душил меланхолией весь зал 2.5 часа, возникает чувство невероятной лёгкости, и даже кавер на Space Oddity Дэвида Боуи, по идее должный быть скорбным, выходит невероятно воодушевляющим.

Заканчивают же концерт The Sound of Muzak, один из основных хитов из каталога Porcupine Tree, и The Raven That Refused to Sing.

После концерта требуется очень много времени, чтобы всё это переварить, ну и просто в очередной раз осознать факт того, что музыку можно не только просто играть, как делает большинство групп, а ещё и создавать её каждый раз заново, что с явным удовольствием и демонстрирует волшебник Уилсон.