Первыми на сцену последнего 5-го дня Kubana вышли молодые хип-хоперы Anacondaz. Отличительная черта группы: выступая с живым составом, Anacondaz равноправно появляются как на рок-фестах, так и на хип-хоп мероприятиях, получая одинаково теплый прием у совершенно разной публики. Так получилось и в этот раз — острословие и ядовитая ирония вперемешку с позитивом, исходящие от Сергея «Сеги» и Артема «Тома», пришлись по вкусу присутствующим на Kubana, сменившим традиционные «козы» на соответствующие хип-хопу жесты. Особенно фееричным стало появление Noize MC для совместного исполнения трека с непечатным названием, но, судя по реакции публики, весьма актуальным содержанием.

Вышедший следом коллектив SunSay во главе с бывшим участником 5’Nizza Андреем Запорожцем исполнил гораздо более спокойную, но не менее соответствующую летнему опен-эйру программу. Неторопливое и размеренное звучание SunSay вкупе с пронзительным вокалом и харизмой Андрея пришлись как нельзя кстати немного уставшей от 4-х дневного буйства публике. Апофеозом сеанса расслабляющей терапии от SunSay стало исполнение нашумевшего хита «Солдат», вышедшего еще во времена группы 5’Nizza.

Впрочем, расслабляться пришлось недолго: следующие участники феста группа Louna были настроены более решительно, как в музыкальном, так и в содержательном плане. Музыканты выходили на сцену поочередно под вступительное интро, а выбежавшая вокалистка Лусинэ Геворкян с первой секунды начала по-боевому раскачивать публику. По своему посылу Louna имеет нечто общее с Ляпис Трубецкой, только, в отличие от последних, между песнями Лу старается общаться со зрителями не стихотворениями, а более прямолинейными монологами. «Пока мы отдыхаем, в стране творятся вещи, о которых стоит задуматься. Мы должны бороться и делать это вместе», — декламирует Лу. Завершился сет все же на позитивной ноте — трек «Сделай Громче» был исполнен не без помощи фанов, получивших возможность устроить традиционное буйство впервые за пятый день.

Одним из главных выступлений наступающего вечера стало появление ансамбля Ленинград во главе с неизменным маэстро Сергеем Шнуровым и не менее яркой вокалисткой Юлией Коган. Образ Шнурова был выдержан как никогда элегантно: музыкант в красных семейных трусах, синих гетрах и панаме в характерной развязной манере исполнил множество хитов как из старого репертуара («Дачники», «День рождения») так и записанных после реюниона группы («Любит наш народ», «Почем звонят колокола»), а также много общался с публикой. Не менее колоритно выделялась и Юлия Коган, исполняющая с блестящим джазовым вокалом песни с, мягко говоря, далеко не джазовым содержанием и вводя тем самым мужскую часть зрителей в определенное смущение. Впрочем, праздничная феерия все же удалась и собравшиеся в огромном количестве слушатели единогласно пели опусы Ленинграда вместе с группой. «Всем пока, встретимся в аду!», — нежно попрощался Шнуров в конце сета.

Предпоследние участники феста Тараканы отыграли непродолжительный по времени, но заряженный не меньшей энергией сет, состоящий преимущественно из быстротемповых боевиков разных лет. Отдельным моментом стал несколько минутный и достаточно эмоциональный монолог лидера группы Дмитрия Спирина по поводу нашумевшего дела Pussy Riot. Прокомментировав несколько разных точек зрения, музыкант дал понять, что считает сложившуюся ситуацию несправедливой, за что и был встречен аплодисментами. Исполненная после монолога премьера под названием «Мешки с костями» стала последней песней, и группа молча покинула сцену. Как выяснилось позже, причиной тому стал сдвиг в выступлениях за день.

После ухода Тараканов зрителей ждала почти часовая подготовка сцены, после чего на ней, наконец, загорелся знаменитый логотип The Offspring, предвещающий скорое появление американских панков. Судя по всему, люди решили встретить последних хедлайнеров максимально горячо: с первой же песни фаеры не уставали вспыхивать, а фаны устраивали слэм как в своем стихийном проявлении, так и в так называемом круговом circle pit. К слову, на сцене в этот момент царила на удивление противоположная атмосфера: вокалист Декстер Холланд (Dexter Holland) двигался достаточно мало, неторопливо исполняя партии и иногда прохаживаясь по сцене от одной стойки к другой. Апатичное поведение также контрастировало и с исполняемым материалом, представлявшим собой исключительно быстрые треки, между которыми музыканты либо молчали, либо одаривали фанов банальными фразами. С другой стороны, американский квартет не упрекнуть в профессионализме, да и все главные хиты прозвучали в этот вечер со сцены — Pretty Fly, Original Prankster, Why Don't You Get a Job? и Want You Bad. Конец пятого дня был встречен под звуки эпохальной Self Esteem и традиционного салюта в честь завершения фестиваля.

Очевидно одно: Kubana в этом году побила все возможные рекорды отечественных опен-эйров и вплотную приблизилась к уровню зарубежных фестивалей. Об этом говорят не только заявления выступающих артистов, но и официальные факты: 150 тысяч посетителей, 46 абсолютно разножанровых команд со всего мира, выступавших на протяжении 5 дней. Кроме того, за время фестиваля продюсер мероприятия Илья Островский постоянно контактировал как с журналистами в пресс-центре, так и с публикой со сцены, что заслуживает отдельного уважения. По словам Островского, заданная планка будет не только поддерживаться, но и повышаться: в следующем году Kubana грозится побить собственный рекорд продолжительности и пройти уже целых 7 дней!

Текст: Андрей Ронди.

Фото: Валерия Ежова.