Фестиваль Kubana, состоявшийся в этом году с 1 по 5 августа около поселка Веселовка под Анапой, рискует стать не только наиболее масштабным летним фестивалем, но и одним из самых значимых событий в музыкальной сфере за этот год. Факты говорят сами за себя: 5-ти дневная продолжительность, 46 разножанровых коллективов из 13 стран и около 150 тысяч человек, посетивших фестиваль за время его проведения.

Музыкальное наполнение фестиваля распределялось между двумя сценами: дневной и ночной. На дневной сцене, именуемой El Dia Kubana, с 17 часов вечера и примерно до полуночи выступали коллективы, исполняющие преимущественно живую музыку во всех ее проявлениях: от панк-рока и ню-металла до ска и даже хип-хопа. В то время как участниками ночной сцены La Noche Kubana, открывающейся после 12 часов вечера, стали артисты более электронно-танцевального и экспериментального жанров.

Первой группой, открывавшей дневную сцену, стала легендарная ямайская ска-формация The Skatalites, которая дала старт фестивалю в спокойном темпе, но с достаточно радостным настроем. Зрители, постепенно подтягивающиеся к сцене, не спеша пританцовывали под размеренные ритмы музыкантов, сдобренные позитивными мелодиями духовых инструментов. Наиболее ярые ценители творчества The Skatalites сконцентрировались в первых рядах, где вскоре возник флаг с изображением Боба Марли.

По окончании сэта ямайцев постепенно скапливающуюся публику продолжила разогревать уральская команда ТТП (Alai Oli), тяготеющая к традиционному поп-року, но акцентирующая на себе внимание посредством острых текстов и яркой харизматичной вокалистки Ольги Маркес. Эти два момента беспроигрышно отразились на теплом приеме: некоторые части песен зал пел вместе с группой, а напор фронтвумен, активно прыгающей как на сцене, так и со сцены, нашел оправданный отклик среди толпы.

Первым наиболее ярким по энергетическому градусу стало выступление Noize MC, который в отдельном представлении не нуждается. Известный своей любовью к фристайлам, Иван Алексеев заявил, что в прошлый раз сорвал голос за этим занятием, а потому предпочел начать сэт с полноценной песни. Отличным саундтреком к набирающему обороты веселью стали боевики-ремейки «Фанк соул браза» и «Танцы». Во время исполнения последнего за спиной у Нойза появилась синхронно двигающаяся массовка, добавившая динамичности исполнению песни. «Ласковая звездочка» — нежно назвал происходящее на сцене Noize MC.

Питерские романтики Animal Jazz, сменившие Нойза, добавили лиричного контраста в атмосферу вечера, исполнив попурри из своих хитов. Музыканты находились в отличном расположении и много двигались, а вокалист группы Александр «Михалыч» Красовицкий выкладывался на сцене в характерной для себя надрывной манере и радовал слушателей продолжительными запевами. Уместным визуальным дополнением стало наступление вечера и искры пиротехники со сцены, ставшие наиболее ярко смотрящимися в наступающей темноте. Атмосфера поддерживалась не только музыкальной и визуальной составляющей: в середине трека «Стереолюбовь» «Михалыч» продекламировал эмоциональный монолог о духовности и своем отношении к богу. Сэт завершил кульминационный трек «3 полоски», от начала и до конца спетый фэнами вместе с группой.

Вторые за этот день иностранные гости The Subways вернули настроение фестиваля в формат крупномасштабной вечеринки, на этот раз принявшей окрас рок-н-ролла и инди в своем английском проявлении. Творчество трио The Subways знакомо массовому российскому слушателю преимущественно по саундтреку к фильму «Рок-н-ролльщик» (песня Rock’n’roll Queen) и одному из рекламных роликов. К слову, свое участие в звуковом оформлении фильма с таким названием группа полностью оправдывает! Нарочито винтажное звучание, драйвовые риффы и неистово скачущая по сцене с гитарой блондинка Шарлотта Купер (Charlotte Cooper) уже к середине сэта полностью раскачали публику, собравшуюся у сцены уже в достаточно большом количестве. «You guys are amazing!», — не уставали благодарить слушателей музыканты. Несмотря на то, что в сэте группы отсутствовали медленные или даже среднетемповые композиции, фэны упорно не хотели отпускать артистов, а потому выступление неугомонных британцев не обошлось без выхода на бис.

Закрытие первого дня Кубаны доверили джипси-панк ансамблю Gogol Bordello, под предводительством фронтмена Евгения Гудзя. «Гоголи» достаточно регулярно радуют нашу страну своими появлениями, последнее из которых состоялось незадолго до Kubana — на разогреве Red Hot Chili Peppers в Москве. Заданная ранее атмосфера праздника и вечеринки на этот раз достигла своего апофеоза уже в цыганско-панковском ключе. Стоит отметить, для самого Евгения Гудзя вечеринка началась еще до выхода на сцену. Во время пресс-конференции музыканту задали вопрос, не намерен ли он посетить мастер-классы по латиноамериканским танцам, которые будут проводиться на территории фестиваля. В ответ на это Гудзь заявил, что сам может их легко продемонстрировать, что и сделал прямо на столе, спровоцировав прессу на множество фотовспышек. Характерная особенность Gogol Bordello: Евгений Гудзь, будучи главным энергетическим катализатором группы, каждый раз отрывается на сцене, будто в последний раз, и тем самым легко заряжает своим настроем присутствующих на шоу. «Давай, Кубана-мама», — провозглашает Гудзь, и воздух взрывается от цыганских ритмов ансамбля. На этот раз снова не обошлось без выходов на бис: нарастающее скандирование после ухода музыкантов со сцены, сподвигло их вернуться и продолжить сэт. «Ну конечно, друзья! Неужели мы ехали в такую даль ради трех песен?», — отшутился фронтмен и продолжил выжимать из публики остатки энергии.

По окончании выступления на дневной сцене для зрителей открылась ночная, главным событием на которой стало появление возродившегося пару лет назад коллектива Atari Teenage Riot. Немецкое трио, ставшее культовым еще в 90-х, исполняет симбиоз из так называемого digital-hardcore, техно и всякого рода брутальной электроники, которые подкрепляются социальными манифестами в текстах. Словом, группа полноценно попадает под определение панка в его электронном воплощении. Во время перфоманса троица постоянно менялась местами: один участник находился за пультом, а двое остальных работали с публикой. При этом все музыканты одновременно скандируют (пожалуй, именно так можно охарактеризовать вокальные партии Atari Teenage Riot) тексты на социально-политическую тему. «Перегруженная» бочка, частые смены ритмов и обработанное гитарным перегрузом трехголосье составляют основу живого выступления команды. Большой неожиданностью стало появление на сцене японского гитариста-виртуоза Miyavi, который, несмотря на то, что его выступление было заявлено лишь на следующий день, исполнил несколько песен с Atari Teenage Riot на ночной сцене. Скоростные гитарные партии Miyavi отлично сочетались с ритмом немецких электронщиков, а по агрессивной подаче музыкант ничуть не уступал своим соседям по сцене.

Таким образом, в первый день Кубаны на фестивале можно было услышать совершенно противоположные жанры музыки: от традиционных форм рока до ска, цыганского панка и панка в его электронном проявлении. И это далеко не все сюрпризы Кубаны — в следующие дни зрителей ждала не менее впечатляющая подборка разноплановых коллективов на обеих сценах фестиваля.

Текст: Андрей Ронди.

Фото: Валерия Ежова.