6 апреля в московском Крокус Сити Холл состоялся концерт группы Аквариум, посвящённый 4000-летию группы. Состав мало чем отличался от двух предыдущих концертов в Москве. Борис Рубекин за клавишами, Игорь Тимофеев на гитаре, мандолине и духовых, Александр Титов почти весь концерт отыграл не на привычном басу, а на электрическом контрабасе, Андрей Суротдинов на электро-скрипке, конечно же, бесподобно фееричный Олег «Шар» Шавкунов на перкуссии, за барабанную установку вернулся отсутствующий на прошлом концерте Лиам Брэдли. Отдельные овации во время представления музыкантов сорвал всегда нежно любимый публикой флейтист Брайан Финнеган. Также в концерте приняли участие традиционная последнее время духовая секция из трёх человек и Бекки Тейлор из состава «Аквариум International», на ирландской волынке.

Отдельно хотел бы обратить внимание на зал, в котором проходило мероприятие. Ранее не приходилось в нём бывать, и первое впечатление сложилось двойственное. Почему-то про Крокус Сити Холл, кого бы я ни спросил, – всегда говорили, что им там не очень понравилось, слишком большой и далее как-то не могли сформулировать, что же там всё-таки ещё не так. Попав внутрь здания, действительно ощущаешь непривычные чувства от размеров помещения, но сам зал совсем не кажется большим, тот же Олимпийский куда больше по вместимости и, соответственно, дистанции до сцены и менее приспособлен для таких концертов. Танцпартер же в Крокусе вообще весьма мал, сцена расположена таким образом, что видно практически всё, создаётся ощущение, что ты сам вместе с музыкантами меняешь гитары, щёлкаешь педали эффектов и подтягиваешь разболтавшуюся стойку для микрофона. Во многом такой эффект помогает создать непривычно настроенный свет – видно тотально всё, даже в какой-то момент это стало немного отвлекать, т.к. постоянно бегающие техники не прятались, как обычно, где-то в потёмках, а были практически полноправными участниками концерта. А удалённость от сцены сидячих мест – дань комфорту, с которым можно слушать выступление. Хотя, конечно, наличие пары экранов не помешало бы, но это обычно дело выступающего коллектива, Аквариум почему-то экранами в отличие, например, от ДДТ, традиционно не пользуется, из оформления сцены – только свет и баннер с богиней Сарасвати.

Звук тоже вызвал у меня ощущение неопределённости, потому что был достаточно нетрадиционен для отечественного концерта. Плюс его заключался в отсутствии пробивающего всё и вся баса – таким образом, различимость остальных инструментов была на высоте, и, пожалуй, нигде так хорошо на моей памяти не был выведен вокал. Но эти же плюсы сыграли и в обратном направлении: тот же вокал из-за лучшей различимости показал и все недочёты, которые обычно за общим шумом сглаживаются. Отсутствие сильных низких частот резко убавило выступлению драйва, а также лично у меня вызвало неоднозначное отношение к барабанщику – я так и не смог определить, дело просто в звуке и психологии, или он действительно играл довольно слабо, как технически, так и с точки зрения подачи и моторики всего коллектива.

Сет-лист претерпел некоторые изменения, несколько сюрпризов Борис Борисович и компания всё-таки подготовили к юбилейному вечеру, неожиданно прозвучали «Максим-лесник», «Отец яблок», «Из сияющей пустоты», ну, и, конечно же, небольшой диковатый перфоманс «Термозубы (публичный беспорядок в 4 актах)» с поклонениями, вокализом Лиама Брэдли и плясками.

В целом праздничный концерт прошёл достаточно спокойно, без излишнего пафоса, просто ещё один, подаренный нам группой Аквариум, День Радости…

Текст: Михаил Башкиров

Фото: Валерия Ежова