3 декабря, всего через несколько дней после дня рождения Бориса Гребенщикова, в клубе Arena Moscow состоялся концерт группы Аквариум. На афишах название программы значилось как: «Архангельск», что подготавливало слушателей к восприятию недавно вышедшего диска. Обычно концерты в поддержку нового альбома проходят по системе: играем новый альбом, затем любимые вами песни. Но в случае с Аквариумом все не так банально – музыканты сами выложили свои записи в свободный доступ и поэтому на концерте решали задачи скорее художественные, нежели коммерческие. Структура концерта полностью, как мне показалось, поддерживала лирическую концепцию альбома. Жесткое начало, с места в карьер – рок и все, что с этим связано, груз проблем, затем словно бы размышления и ход вещей и, под конец, полный любви катарсис.

Состав музыкантов для последнего периода был вполне обыкновенен. Все люди нового Аквариума 3.0 были на месте. И, конечно же, Брайан Финнеган со своей волшебной флейтой. Еще к группе присоединились барабанщик Лиам Брэдли, духовая секция и девушка из состава Аквариум International. Энергетика этого вечера пробивала все вокруг. Игорь Тимофеев под конец так разошелся, что чуть было не порушил стоящее вокруг себя оборудование…

Сетлист за счет своего объема не укладывался в рамки проблематики, затронутой на «Архангельске», конечно, в прямом общении со слушателями Гребенщикову было важнее просто донести до людей больше света, соприкоснуть с чудом, не заставляя задумываться о чем-то грустном и сложном. Начался концерт песней «Скорбец» в достаточно тяжелой для Аквариума обработке, затем еще несколько песен в подобном духе: «Трамонтана» и, собственно, «Назад в Архангельск». Можно назвать их даже агрессивными, насколько это вообще возможно по отношению к БГ. Да и сам Гребенщиков весь вечер был в таком немного неожиданном для многих настроении – задиристом, залихватском, словно он поддерживал дух рок-концерта, и даже ради этого немного вышел из своего состояния равновесия с миром. В основной части выступления прозвучали песни разных периодов, не обошлось без относительных сюрпризов, таких как «Я – Змея», «Чай» – единственная песня, где БГ играл на гармошке. Были и веселые рок-н-роллы «Она Может Двигать», и регги «Zoom Zoom Zoom», и оттеняющая, тоже вроде бы в стиле близком к регги, новая песня «Огонь Вавилона». А ближе к концу, верные заданной линии, «Дубровский», «Небо Становится Ближе», и в финале, конечно же, «День Радости». Счастливые люди обсуждали рядом со мной: «Эта песня, что можно еще написать после этой прекрасной песни, что еще можно сказать…»

А Борис Борисович и не стал больше ничего говорить. Он подарил людям чудесный вечер. Как истинный учитель, он не пытался увещевать и рассказывать, как жить – он просто показал, как эта самая жизнь прекрасна, даже со всеми ее трудностями.

Текст: Михаил Башкиров

Фото: Валерия Ежова