В минувший четверг вечером в клубе Arena Moscow драматург Гришковец и ансамбль Бигуди представляли публике новый, четвёртый по счёту совместный альбом Радио Для Одного. Концерт начался с опозданием на полчаса. Видимо, музыканты тянули время в ожидании большего числа людей в зале. Но огромная Арена так и осталась заполненной от силы наполовину, самые преданные поклонники уже давно толпились возле сцены, остальные же зрители, в массе своей офисные служащие за 30, планомерно и не спеша потягивали дорогие коктейли в баре. В VIP-зоне тем временем плюнуть было негде - почти все столики были оккупированы дорого одетыми почтенными парами и разношёрстными компаниями людей, напоминающими одноклассников, собравшихся по случаю 20-летия окончания школы. Молодёжь и студентов можно было пересчитать по пальцам: на Гришковца в последнее время ходят в основном стареющие романтики обоих полов.

В уже ставшей привычной манере постоянно как бы извиняться за всё перед зрителями Гришковец начал с того, что попросил заранее прощения за возможные накладки - дескать, альбом настолько свеж, что даже толком и не отрепетирован. В доказательство тому артист вышел на сцену со шпаргалкой и, исполняя впервые песню Километры, не стеснялся шуршать бумажными листочками перед микрофоном. Ему б очки да портфель - и вылитый Михаил Жванецкий получился бы, в лучшие свои годы притом. А и правда ведь, с одной стороны, альбом симпатичный получился, судя по исполненным композициям. Но с другой, это скорее заслуга первоклассных музыкантов группы Бигуди, сочиняющих какие-то совершенно потрясающие волшебные мелодии к текстам Евгения Гришковца. Сам же автор, судя по всему, всё дальше и дальше уходит от бытовой жизненной лирики в сторону сентиментального описания глубоких чувств взрослого, состоявшегося и уже успевшего изрядно устать от жизни мужчины.

Тут и про офисный планктон песня есть - Мужчины У Мониторов, и вечная тема «о любви к Ней» - о том, как мужчина может ждать, дрожащими руками писать дурацкие сообщения, переживать и терзаться, словно ему опять тринадцать. Песня Настоящий Мужчина как раз о тех седеющих рыцарях, которые знают цену любви и дружбе, не стесняются плакать над романтическими фильмами, а высшим смыслом всех жизненных устремлений и средоточием самых глубоких чувств считают, как и полагается, собственных детей. Одним словом, про идеального мужчину песни, про принца на белом коне.

Отсюда и обилие молодых женщин в первых рядах, с громкими визгами ловящих комканные шпаргалки Гришковца, игриво выкидывающего их в толпу, словно барабанщик - палочки. Мужская лирика ближе им, женщинам, мечтающим о принцах, мужчины же в зале лишь снисходительно улыбаются.

Вперемежку с новыми песнями прозвучала и очередная серия бесконечного сериала Настроение Улучшилось, и хитовые На Заре и Секунда, во время исполнения которых автор скакал по сцене, высоко подпрыгивая, словно какой-нибудь Дима Билан. Даже маечку пришлось сходить переодеть в середине концерта, пока «Бигуди» изображали на сцене умпопомрачительную танцевальную композицию в стиле раннего Armin van Buuren.

Маечка, кстати, как оказалось позже, была не просто маечкой. «Нет-нет, вы не подумайте, мы ничего с этого не имеем, но бесплатно вам раздать их не можем, к сожалению! Вы можете их купить прямо здесь, на входе», - смущённо объяснил её происхождение артист. В перерывах между песнями Гришковец много общался со зрителями и между делом ненавязчиво призывал купить то «экслюзивный» диск с четырьмя каверами известных композиций, то новую книгу Сатисфакция. А под конец вот ещё и маечку. В народе давно уже ходят слухи о неискренности драматурга. Старинные поклонники прочно разделились на два враждующих лагеря. Одни умиляются его творчеству, искренне считая, что в нём Гришковец делится самым сокровенным, не стесняясь изливать на слушателей личные половые трагедии и заветные мечты. Другие считают его просто удачливым бизнесменом, делающим деньги на рассказах о том, о чём другие обычно просто пишут в блогах.

А сложно сказать, как там на самом деле. Он ведь и общается точно так же, как и «поёт». Как будто что-то недоговаривает, как будто комплексует, стесняется и не может подобрать слова... Но в то же время весьма строг со зрителями, требователен и раним, хоть и смущается вроде бы после каждой песни, и зачем-то просит прощения по поводу и без. Но мы-то с вами знаем, что частые извинения и излишняя скромность — это просто ещё один способ напроситься на комплименты. А в случае артиста — сорвать очередную порцию бурных оваций. Чтобы настроение — улучшилось.

Текст: Евгения Лобачёва

Фото: Сергей Вассерман