О Жанне Агузаровой трудно рассуждать всерьёз. Любое упоминание об этой певице вызывает улыбку. Странная, противоречивая, эпатажная, эксцентричная и своевольная артистка всегда отличалась непредсказуемым поведением на сцене, а главной интригой её выступлений вот уже много лет остаются умопомрачительные наряды. Можно даже не пытаться угадывать, какую роль она сыграет в очередной раз, в каком настроении выйдет к зрителям и чем их будет удивлять. Любое предположение окажется неверным. Что-что, а удивлять Агузарова умеет. Удивила и в этот раз, кто бы сомневался. Один только тот факт, что певица, которая уже несколько лет не выпускает альбомов и не пишет новых песен, собрала в "Крокус Сити Холле" приличную толпу совершенно разного рода людей, уже говорит о многом.

В эпоху грандиозных концертных шоу, когда зритель видел, кажется, уже всё, что только можно придумать, и обленился и заскучал, когда большинство артистов, привлекая к себе внимание, экспериментируют со светом, лазером и видеорядом, приглашают кто симфонический оркестр, кто балетную труппу, кто пиротехников, королева рок-н-ролла не изменяет себе и делает ставку на самое главное своё орудие - знакомый каждому магический голос, не сдающий позиций вот уже четверть века и в представлении не нуждающийся.

Она у нас одна такая. Она сама себе и свет, и звук, и лазерная пушка. Такое ощущение, что она была всегда. Земфира ещё таблицу умножения зубрила, а Леди Гага вообще писалась в пелёнки, в то время как Агузарова стала уже звездой межпланетного масштаба. Ею и осталась, несмотря на сложную судьбу, окутанную тайнами личную жизнь и противоречивое во всех смыслах творчество. Никто о ней толком ничего не знает, но её боготворят, ею восхищаются, ей аплодируют стоя и солидные мужчины в дорогих костюмах, и дамы в мехах и бриллиантах, и маленькие дети.

Королева в этот раз была меланхолична и как будто бы чем-то опечалена. В гробовой тишине как-то жалобно и пронзительно прозвучали первые песни "Ты Мой Любимый", "Прикосновение к Есенину", "Холодная Земля" и "В Москве Дождик", сопровождаемые скромными аплодисментами застывшей неподвижно в креслах публики. Шикарная и укомплектованная по последнему слову техники концертная площадка с первых аккордов превратилась в полуподпольный дом культуры начала 80-х с пыльными деревянными полами и потрескивающими динамиками видавших виды колонок. Жанна спряталась от всех за своими фирменными тёмными очками в виде звёзд. За очками спрятались и её музыканты. Состав группы певица меняет не реже своих нарядов, кажется. Странные юноши на бэк-вокале, барабанщик, гитарист, басист и клавишник выглядят как будто бы лишними, а может, просто оттеняют своим присутствием королеву, не затмевая её яркость и создавая некий размытый фон, на котором певица выгодно выделяется, забирая на себя все сто процентов внимания публики.

А зрителям только лишь кажется, что ей грустно. Её душа - потёмки. Она приподнимает на лоб очки, хитро улыбается и приветствует зрителей вопросом: "Ну что вы печалитесь-то? Давайте петь! Нас сейчас слушают в космосе!" И вот уже люди потихоньку начинают вскакивать со своих мест, выходить в проходы между рядами и танцевать под "Жёлтые Ботинки", петь хором "Старый Отель", "Соколов" и "Чудесную Страну". К сцене подтягиваются поклонники с шикарными букетами, Жанна не устаёт благодарить публику за то, что пришли, без конца теребит ярко-рыжую шевелюру во время своих странных танцев в стиле старушки Шапокляк и постоянно как будто бы иронично пародирует сама себя.

Но ей, кажется, мало внимания. Публика, по её мнению, слабо аплодирует, вяло танцует, дарит мало цветов и совершенно, ну абсолютно не умеет петь. И Агузарова опять становится сама серьёзность, исполняет лиричные композиции "Папа" и "Над Тобой Горит Звезда", в перерывах между которыми рассказывает о любви. О любви к хорошему джазу, о любви бога к человечеству и своей собственной давно ушедшей юношеской любви. И зрители опять ведутся и принимают правила её игры. А она внезапно исчезает со сцены, оставляя всех в недоумении мучаться чувством вины, а добившись от публики того, чего хотела, вылетает из-за кулис, переодевшись в длинное блестящее платье, в образе Красной королевы из "Алисы в Стране Чудес" и, явно довольная произведённым эффектом, лихо отплясывает под хиты времён группы "Браво".

Закончив представление "Чёрным Котом" на бис, королева несколько раз кланяется перед своими подданными и спешно покидает сцену. Ей пора. Никто так ничего и не понял в очередной раз. Грустно ей или весело, смеётся она, плачет или просто морочит всем голову - науке это неизвестно. Космос и правда таит в себе много загадок, но хочется верить, что нас там действительно внимательно слушают. И мы верим.

Текст: Евгения Лобачёва

Фото: Сергей Вассерман