7-го октября 76-летний канадский прозаик, поэт, внук раввина, битник и музыкант с большой буквы, кумир нескольких поколений, несравненный Леонард Коэн (Leonard Cohen) впервые посетил Москву, дав единственный в России концерт в Государственном Кремлевском дворце в рамках своего завершающегося европейского турне. Никаких слов не хватит, чтобы перечислить все почести и регалии Коэна, которыми его наделила народная любовь не только рядовых граждан, но и поклонников теперь уже не менее известных, чем сам Леонард, среди которых Ник Кейв, Мартин Гор, Джуди Коллинз, Виктор Пелевин и многие другие.

В тот знаменательный вечер народная тропа была проторена через Кутафью башню прямиком во Кремлевский дворец разнообразнейшей публикой от 35 и старше: банкиры, клерки, раввины, иностранцы и в виде исключения небольшые кучки пенсионеров и стойких студентов околоинтеллектуалов, поборовших возникший sold out и непомерно высокие цены на билеты. Начался перфоманс с одной из самых известных песен Dance Me To The End Of Love - и даже те, кто не знаком с творчеством Коэна с легкостью узнали знакомый мотив, благодаря умеренному плагиату Софии Ротару в песне Лаванда.

Вообще же весь сет-лист, как и хорошее вино, выверенный многолетними турне Леонарда Коэна & Co, состоял в основном из golden hits: The Future, Everybody Knows, Waiting For The Miracle... The Future Is The Murder (Будущее - это убийство), - слышится со сцены чистый с хрипотцой голос Леонарда, подкрепляя этой мыслью геодонистическую философию и восхваляя великую силу любви одной из возможных трактовок: "Прошлое не вернуть, будущее ужасно, и любовь - единственное, что дает нам силы выжить" ("love's the only engine of survival").

Перед приближающимся антрактом и завершением первого отделения Коэн с пиететом снимает шляпу, представляя своих музыкантов и награждая их эпитетами в превосходной степени: саксофонист Дино Сольдо (Dino Soldo) - "незаменимый маэстро", ударник Рафаэль Гайоль (Rafael Gayol) - "повелитель барабанов", клавишник Нил Ларсен (Niel Larsen) - "лучший из музыкантов", бэк-вокалистки Сестры Уэбб (The Webb Sisters) - "великолепнейшие". После антракта Леонард Коэн благодарит зрителей за то, что они остались, и запевает первую по списку Tower Of Song, поднимая тему фатализма и одаренности: "I was born loke this, I had no choice/I was born with the gift of a golden voice". Далее россыпь хитов приковывает внимание по нарастающей: I'm Your Man, Suzanne, Avalanche, The Gipsy's Wife. Бесспорной кульминацией стала Hallelujah - лидер трибьютов, сорвавшая шквал аплодисментов - равинны одобрительно замотали головами, бабушка по соседству схватилась за поясницу, не выдержав накала страстей. Вихрем проносятся Take This Waltz, So Long, Marianne; восхищенная публика дважды стоя вызывает певца на бис. "Вы - русские, люди странные, но интересные, я готов петь для вас всю ночь, но имеющиеся ограничения не позволяют мне это сделать..." Closing Time стала завершающей песней концерта.

Нельзя не отметить хорошую сыгранность и профессионализм бэнда; сам певец не менее достойно, чем в записи, исполнил все свои песни. Не дождались только Famous Blue Raincoat, и лично мне очень хотелось услышать A Thousand Kisses Deep, но "объять необъятное" в виде полувекового репертуара не всегда предоставляется возможным. Порадуемся же уникальной возможности увидеть концерт подобного уровня вживую; надеюсь, не в последний раз, принимая во внимание глубоко почтенный возраст Леонарда Коэна.

Текст: Ковалева Ольга aka silentium