Золотые восьмидесятые! Наверное, не зря их так называют. Думаю, мне повезло, что я все это видел своими глазами. Только я не буду писать, как в соц. сетях: А вы помните? А вы знаете? А кто это пробовал, ставьте лайк! Думаю, так рассуждают как раз те, кто этого не знает. Ну, а на нашу долю выпало не просто попробовать, а это и была наша жизнь. И мы не представляли, что может быть как то иначе. Закрытая страна, без негативного влияния запада, развитой социализм, перевыполнение планов. Из программы "Время" узнавали о великих достижениях Советского народа. И знаете, действительно считали себя Великой державой, Великим народом! Не то, что сейчас, отовсюду криминал, коррупция, наркомания, теракты. Только и пытаются, что запугать. Вот и вспоминаем те времена, где все были равны, счастливы и непобедимы! И нам казалось, что так всегда и будет. Была уверенность в завтрашнем дне, строили планы и мечтали...
В этом году экзамены, выпускной 10-й класс. Третий год подряд экзамены, в восьмом сдал все с одной четверкой по геометрии, задачу не решил, забыл правило. Знал ведь, а забыл. Потом напомнили, рассказал, но решения не было, четверка. В девятом, все отдыхали, а у меня опять экзамен, в музыкальной школе сдавал. И тоже все хорошо, одна девочка специально оставалась чтобы в муз. училище поступить, год проходила, а ГОСы на тройку сдала. А у меня твердая четверка по специальности аккордеон, и в училище звали. Но на базе восьми классов, а это год терять, невыгодно. Теперь десятый класс, опять экзамены и выпускной. Устал я уже учиться. Зачем мне химия, биология и уж тем более астрономия? Неужели учителя этого не видят, я ж гуманитарий! Ну правда с математикой и физикой тоже дружу, друг научил радиосхемы паять, уже кучу всякого добра насобирал, цветомузыка дома, усилитель 10 Ватт стерео, а это уже роскошь! Отец электрогитару подарил, микрофон студийный. Теперь дома как начинаю играть и петь через колонки, соседи по батареям стучат от радости. Вот такое интересное во мне сочетание. С пятнадцати лет сам песни пишу, музыку, сам исполняю, могу любой шнур спаять и отремонтировать хоть телевизор, хоть динамик перемотать. И мне кажется, что я себя в этом нашел, мне это нравится. Так зачем мне химия и биология?..
С такими мыслями я выходил из кабинета химии, где только что схватил очередную "пару". Вызвали к доске, я достал шпаргалку и начал все переписывать. Слышу класс оживился и многие открыто смеются. Поворачиваюсь, а учительница с такой усмешкой внимательно смотрит на зажатую у меня в ладони шпаргалку:
- Иди уже, Слава, садись, два! Ребята, кто может дописать дальше? Только без всяких шпаргалок! Все равно увижу!
Вот так повеселил я всех на химии. Самому только не очень смешно. Вот и рассуждаю. Оно мне надо вообще в жизни, все эти "пропилбутилены"? Плетемся на урок литературы. Там у нас Есенин, тут то уж меня не подловят. У меня с детства дома его книжечка со стихами, и наизусть знаю достаточно. А песню "Озорной гуляка" под гитару пою, да и кучу романсов, типа "Не жалею, не зову, не плачу" или "Отговорила роща золотая". Так что к литературе я готов! Ладно, звонок, учительница дает команду:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Тимофеев! - небольшая пауза.
Я широко округлил глаза и направился к доске. Класс просто занялся громким хохотом. Я шел и бормотал себе под нос, но слышали все:
- Сколько ж можно из меня клоуна делать? - Любовь Ивановна не могла понять, что происходит:
- Кто-нибудь может объяснить, что тут происходит? Давайте все успокоимся и послушаем старосту! Бородина, вам слово. Юля стараясь сдержать себя от смеха, встала и начала свою речь:
- Любовь Ивановна, сегодня Тимофеева на всех уроках первого вызывают к доске и мы с ним поспорили, что если и вы его вызовите, то весь класс ему скидывается по десять копеек. Так что он только что выиграл три рубля, - я демонстративно раскланивался у доски налево и направо, потом поднял кулаки вверх и потряс ими как победитель. Учительница спросила:
- А если бы я его не вызвала?
- Тогда бы он нам спел перед классом у доски!
- Тимофеев, - продолжила Любовь Ивановна, - Надеюсь, ты готов к уроку? - я не заставил себя долго ждать:
- Конечно, - но она не дала продолжить:
- Мне известно, что ты знаешь творчество Есенина намного больше школьной программы. А можешь нам рассказать что-то малоизвестное? - я кивнул головой, класс уже сидел в ожидании. Вспомнил, что папа напевал дома, под гитару, коряво пытаясь сделать песню на стихи Есенина. Я тогда запомнил и выучил этот стих, а уж читать стихи я умел, недаром был чтецом школы:
- Грубым даётся радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак...
...
...Я уж готов... Я робкий...
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки -
Душу мою затыкать...
В классе воцарилась тишина, такого просто ни кто не ожидал. Читать такие стихи было неприличным и чуть ли не запретным. Первой начала учительница:
- Спасибо, Слава. А знаете ребята, я с вами иногда иду на небольшие нарушения. Я примерно знала, что Слава прочтет. Ведь творчество Сергея Есенина очень разнообразно. И, если Маяковский писал патриотические стихи, то Есенин выражал различные и порой скандальные, противоречивые точки зрения. Но давайте вернемся к тому, зачем я вызвала сюда Славу. Как я понимаю, он сегодня выиграл приличную сумму, и вы ему в этом помогли! Но, я так думаю, что и он вам поможет, чтобы и ваше желание сбылось, - все замерли в недоумении, - Я хотела его попросить исполнить на следующем уроке несколько песен под гитару, на стихи Есенина. Слава, ты согласен? - класс заметно оживился:
- Да! Давай! Здорово! Соглашайся! - мне было приятно стоять у доски и ощущать столько внимания к себе. Я снова поднял руки вверх и класс дружно закричал "Ура", сопровождая это аплодисментами. Приятно! Я повернулся к учителю:
- Любовь Ивановна, а гитару разрешат принести в школу? Придется на все уроки носить, не оставлю же я её в раздевалке, там от нее ни чего не останется.
- Конечно разрешат, я обо всем договорюсь. Только не хулиганить, чтобы все было нормально.
- Конечно, все будет нормально, мы ведь уже взрослые люди! - я был так рад. Это же против всех правил, прийти в школу на занятия с гитарой...
... Время пролетело незаметно, и вот я уже стою у доски перед классом с гитарой и пою песни на стихи Есенина. Класс внимательно слушает, аплодирует. Душа ликует! Где еще в Советской школе увидишь подобное? А как смотрят ученики на переменах, когда в окружении толпы ребят я прогуливаюсь по коридору с гитарой на плече.
- Урок окончен, все свободны. Слава, а тебя я хотела бы попросить остаться на следующий урок и спеть эти песни в параллельном классе. Ты не против? - спросила Любовь Ивановна, я моментально ответил:
- Конечно нет! - а кто-то из пацанов с юмором произнес:
- У, предатель! - на что я услышал настолько грамотный ответ учителя, который запомнился мне на всю жизнь:
- Ребята, вы через несколько месяцев закончите школу и, поверьте мне, через годы вы перестанете делить друг друга на "Ашников" и "Бэшников", вы будете считать друг друга одноклассниками!
Боже мой! Как она была права, когда спустя двадцать с лишним лет появился сайт одноклассники, и я, создав страницу, увидел там знакомые лица. Сколько было радости общения, впечатлений и воспоминаний, и ни кто даже не заикнулся, в каком классе он учился, в "А" или в "Б". Мы были просто одноклассниками!
Ну, а пока я расположился на последней парте и тихонько перебирал струны на гитаре. Параллельный класс заполнял кабинет, кто-то увидев меня, сказал:
- Эй, у вас химия сейчас, ты что тут забыл? - на что я непринужденно ответил:
- Не люблю химию, лучше у вас песни попою, - тут пацаны оживились:
- О, давай! Знаешь из "Машинки" что-нибудь? - на что сразу зазвучали известные тогда всем строки:
- Годы летят стрелою, скоро и мы с тобою
Разом... из города уйдем.
Где-то в лесу дремучем, или на горной круче
Сами себе построим дом, - подпевали все. В этом и была простота того времени. Песен было не много и все их знали наизусть. Прозвенел звонок, но этого ни кто не заметил, и учителя мы встречали уже под строки:
- А вокруг такая тишина, что вовек на снилась нам,
И за этой тишиной, как за стеной,
Хватит места нам с тобой... - и вдруг неожиданно спокойно от доски донесся голос:
- А вы не заметили, что вокруг действительно тишина? Урок начался, товарищи!
... И снова песни на стихи Есенина перед классом, аплодисменты. Приятные ощущения. А дальше случилось нечто интересное, то что навсегда изменило мою судьбу. Выходя из класса, Юра мне сказал:
- Слава, а я знаю парня, которого взяли в эстрадный кружок при доме пионеров. У них тут сейчас как раз урок литературы, давай подождем, познакомлю.
- С восьмого класса что ли? - я только и успел спросить, но он не дал закончить:
- Ну да. Вон он идет! - махнул рукой, - Игорь, иди сюда! Знакомьтесь. Вам же вроде гитарист нужен был, это Слава.
- Игорь, - представился подошедший и мы пожали друг другу руки, - только нам соло-гитарист нужен, на ритме уже я играю, - с гордостью произнес он, на что я быстро среагировал:
- Я в прошлом году музыкальную школу по классу аккордеона закончил, нотную грамоту знаю, думаю справлюсь.
- О, классно! У нас руководитель, Серега, он по классу баяна окончил. Будет два профессионала! - Юра вставил:
- Игорь, может сыграешь чего? - мы переглянулись, я передал гитару, и услышал совершенно незнакомую мне в то время песню, которая сразу взяла за душу:
- Однажды-однажды, кораблик бумажный
Сложить посчастливилось мне.
Он был моим другом, спасательным кругом
Он плыл наяву и во сне.
Его я когда-то, как младшего брата
По лужам водил за собой.
Он спорил с волною, и вместе со мною
Смеялся над бурей любой.
Сколько зим пронеслось, сколько лет,
Только след за кормой - пенный след
Сколько зим пронеслось, сколько лет,
Только след за кормой - пенный след...
Из-за угла выглянул директор школы. Песня утихла. Игорь быстро вернул мне гитару. У меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь, в которой отчетливо и ясно вспомнилось вчерашнее обещание учителю литературы, что я буду вести себя аккуратно. То есть за праздник моей разгулявшейся души она была совершенно не в ответе. Директор спокойно спросил:
- Кто принес в школу гитару? - мой ответ на это был такой же спокойный:
- Я.
- Пойдем со мной, - повернувшись в пол-оборота и сделав жест рукой произнес директор, я прошел вперед и мы двинулись по коридору. Юра сзади громко затараторил:
- Викторин Сергеевич, его Любовь Ивановна попросила принести гитару, мы Есенина проходим по литературе, а он нам песни пел на уроке на его стихи.
Если честно, мне было приятно, что за меня заступались, причем с параллельного класса. Вот только теперь и учителю достанется, я же её подвел. Но оборот событий оказался неожиданным. Директор нас остановил:
- Так, стойте! - мы остановились, - Значит это Любовь Ивановна придумала, - он призадумался, - Да, она мне говорила, что хочет как-то разнообразить урок, но как именно не сказала. Вот что я вам скажу. Любовь Ивановна - педагог со стажем и уважаемый человек. Не хочу, чтоб вы её подводили, поэтому давайте договоримся, чтобы гитару в коридоре больше ни кто не видел, и больше ни каких песен! Вам ясно?
- Да! - хором ответили мы, на что директор уже с улыбкой добавил:
- Тогда быстро на следующий урок!
С Игорем мы встретились после уроков. Он сходу выпалил:
- Ну что, идешь сегодня в "эстрадку"?
- А куда идти?
- Ты не далеко живешь? Давай сюда, к школе подходи, вместе пойдем, - о, еще и проводят, подумал я:
- Хорошо, встречаемся здесь, возле школы...
...Здание напоминало постройку XIX-го века, а может быть и XVIII-го. Сруб из крупных черных бревен, массивная деревянная входная дверь, скрипучие досчатые ступени. Этажей было два, но метра по три в высоту. Думаю, это был дом какого-нибудь купца в прошлом, множество комнат, дверей, был и довольно просторный зал, где, как я понял, проводились мероприятия. Это и был дом пионеров. Дворцом его назвать язык не поворачивался. Поднявшись на второй этаж и пройдя его да конца, мы наконец услышали доносившиеся звуки барабана и бас гитары. Игорь открыл дверь и произнес:
- Всем привет! А я гитариста привел!
Я увидел перед собой комнату, под завязку напичканную инструментами, шнурами, колонками. Все подняли на меня взгляд. Один парень отложил бас гитару, подошел ко мне и протянул руку:
- Олег, - представился он, я ответил:
- Слава, - из-за барабанов протянул руку еще один:
- Володя, - мы так же обменялись рукопожатиями. Олег кивнул в сторону девчонок за органом "Юность":
- Это Ирина и Света. А это, - он повернулся к человеку с пышными черными волосами и большими усами, свисавшими ниже губ, напомнив мне одного из участников группы "Синяя птица", - наш руководитель! Сергей Георгиевич!
- И для вас, как можно чаще, - добавил руководитель, встал и протянул мне руку:
- Сергей.
- Слава. Очень приятно.
- Взаимно. На гитаре, значит, играешь? - я врать не стал:
- Нет, я на гитаре только аккорды брякаю, а так музыкалку закончил по аккордеону. Думаю попробовать, - на что Олег протянул, обращаясь к Игорю:
- Ну, Гоша! Вечно ты что-нибудь перепутаешь! Нам аккордеон не нужен! - Сергей его остановил:
- Ладно, Олег, возьмите гитары, покажи ему партии в коридоре, а мы тут пока прогоним с остальными.
Мы взяли гитары и вышли в коридор.
- Вот, смотри, - сказал Олег и начал наигрывать партии. Я смотрел округлив глаза, а он спокойно продолжил:
- Ну я же могу, значит и ты сможешь! - как то сразу понравился мне этот невысокий, щупленький паренек. Уж больно шустрый он был, и фамилия интересная, Барыкин, легендарная. Далеко парень пойдет, подумал я тогда...
Партии я схватывал нормально и было заметно, что Олегу это нравится. Он подбадривал и как то все легко получалось.
- Все, пошли попробуем, - выпалил он и открыл дверь. Там каждый что-то ковырял на своем инструменте и звучание даже отдаленно не напоминало ансамбля. Сергей сидел с опустошенным взглядом и мне показалось, что душа его надрывается от смеха, но виду он не показывал. Олег поставил гитару, взял бас и прикрикнул:
- Так, хорош ерундой заниматься, смотрите, что мы выучили! Давайте, поехали "Маленький кораблик"! Вова, счет! - четыре удара барабанных палочек и я вступаю вместе с ансамблем. И я играю, и это заметили. И мне самому это нравится! И звучит ансамбль! А Олег то молодец. Бас - основа, и он её держит! Барабанщик правда напрягает руку и видно, что сильно устает. Гоша чешет ритм, а девочка Ирина за клавишами, заметно, что закончила музыкальную школу. Света поет, слабенько, но нотки берет чисто. Видно, что учила песню. Думаю, все потом станет ясно, что и как. А пока, я справился, играю с первой попытки, значит далеко пойдем!
Вот с такими мыслями и впечатлениями прошел мой первый день в эстрадном кружке Дома Пионеров. Мне сказали, что у нас в группе еще две девочки, Валя и Резеда, тоже поют и я их завтра увижу. Все были в приподнятом настроении и домой мы шли втроем: я, Игорь и Олег. Оказалось они соседи, и живут рядом, неподалеку от меня.
Вот так и началась история нашей группы. Несмотря на ветхое здание и другие неудобства, мы занимались и были полны энтузиазма. Я быстро все схватывал, потом стали сами "снимать" аккорды, разучивать новые песни. Я стал солистом, Олег в основном подпевал, но несколько песен пел сам. Игорь исполнял одну песню "Медведица", но умудрялся покорить всех. С помощью девчонок раскладывали партии по голосам, доходило до четырехголосья. В группе тогда занимались: Резеда Усманова, Валя Бородина, Света Митюкова, Игорь Ларионов, Володя Степанов и очень быстро лидерами группы стали Олег Барыкин и я, Слава Тимофеев. Сергея, как он и просил, мы почтенно, но в шутку называли Сергей Георгиевич, ведь были почти ровесники, но все-таки он был руководитель. А если сказать честно, с нами он отдыхал, мы с Олегом замечательно справлялись со всеми делами, и "снимем" новую песню, и партии всем покажем и голоса разобьем, а я мог запаять и отремонтировать аппаратуру. И как то очень быстро у нас собралось такое количество репертуара, что мы выступили с предложением проводить дискотеки в доме пионеров. Это было неожиданное и смелое по тем временам предложение. Как это, в доме пионеров и вдруг дискотека? Такого ни когда раньше не было, а значит и быть не может! Много было противоречий, споров, и вопрос очень долго оставался открытым. Наконец-то, и я думаю что это самое важное, Сергей Георгиевич его решил в положительную сторону. Правда устроили нам комиссию из РОНО, как же, надо чтобы мы отвечали всем стандартам советского этикета, боже упаси играть западные песни. Одним словом, цензуру мы прошли и стали первыми школьниками, наверное не только в нашем городе, a может и во всей стране, кто играл вечерние дискотеки. И это не преувеличение, только я был постарше, а остальным то было по 15 лет, но мы играли! Поначалу было пусто, но мы не унывали. Мы просто играли и занимались любимым делом! И постепенно наши залы стали наполняться, наконец стали забиваться под завязку! Вот сколько было стремления и энтузиазма, желания проявить свои таланты!
Эх, золотые восьмидесятые!..
* Мелеуз - город в Башкортостане, (220 км южнее Уфы - 160 км севернее Оренбурга), где и происходили данные события.