Как говаривал один уже почивший классик, так глубоко любимый отечественными панкующими товарищами, «Любит наш народ всякое... ». Ну а что он любит вы, наверняка, знаете. И был классик этот абсолютно прав. Хотя бы если судить от обратного — то, что совсем даже не это самое, что так в почёте у народа, совсем не любят. И идеальной живой иллюстрацией данного печального факта стал, к сожалению, первый московский (он же первый российский) концерт американской дэт-метал формации Fallujah. А, если быть точнее, непростительно крошечная явка зрителей на данное мероприятие.
Без перемен в российском концертном сообществе ровно так же, как и на Западном фронте. Но в нашем случае роман писал совсем не Ремарк, а тяжелая на подъём и неохотно изучающая неизвестные имена публика, на деле предпочитающая ходить на достаточно ограниченный круг артистов. Почему на деле? Да потому что вот на словах российский концертный зритель является большим любителем пожаловаться на тяжёлую долю слушателя, который не может дождаться у себя на Родине какого-то определённого артиста или же просто разнообразия концертной сетки. И слова эти уже давно не сотрясают воздух просто так, ведь времена идут, а количество привозимых музыкантов растёт и добавляет жанрового разнообразия в концертную афишу, но это, как ни странно, чуть ли не в половине случаев не вызывает никакого резонанса среди зрителей. Даже среди тех, которые били себя в грудь в попытках доказать, что мы в концертном плане не хуже Европы, и что нам тоже нужно большее количество разных интересных музыкантов. Такой вот грустный парадокс.
На самом деле, в этом плане концерт Fallujah можно сравнить с прошедшим буквально за пару недель до этого концертом группы Thy Art Is Murder. Недостаточно бурный и многолюдный приём качественных и небывало талантливых музыкантов — вот и главная параллель. По иронии судьбы, как раз Thy Art Is Murder были одной из тех групп, с которой Fallujah делили подмостки, пока в течение некоторого времени находились в известном многим любителям тяжёлой музыки европейском туре «Never Say Die». Именно после этого тура, и не просто после, а прямо на следующий день, Fallujah и примчались в Москву, полные надежд и ожиданий, которые в них посеяли многие братья по оружию, рассказывающие о том, какими сумасшедшими и безумными бывают российские шоу и зрители.
Буквально за пару дней до концерта в расписание вечера добавили саппорт-команду, которой стала рязанская группа Sympuls-E, существующая, по отечественным меркам, уже довольно давно и даже имеющая свою определённую аудиторию (судя по тому, что на новость о том, что именно они станут разогревом, некоторые пользователи социальных сетей ответили фразой «Ну разумеется, а кто же ещё»). Так что первыми в этот воскресный вечер к зрителям вышли именно они.
Группа позиционирует себя как прогрессивный мдм, но живьём же показалось, что одеяло перетягивает на себя как раз мелодик-дэт, ибо во время каждого вступления какого-либо трека создавалось ощущение, что сейчас со сцены прозвучит кавер на Children Of Bodom, например. Хотя такой исход наверняка не мог не порадовать как и стоящего рядом молодого человека в футболке тех самых COB, так и некоторых других достаточно разномастных в плане музыкального вкуса зрителей (опять же, если судить по мерчу пришедших).
Что касается поведения на сцене и внешнего вида, так и в этом Sympuls-E произвели впечатление команды достаточно... скажем так, аутентичной. Такие сферические рокеры-рокеры. Длинные хаеры, путающиеся в инструментах, истинно рок-н-ролльные стойки и прочие подобные вещи придавали всему происходящему старый и добрый дух такого прям дедовского подвального рока. Может быть, в студийных записях и просматривается эта самая прогрессивность, но живьём она явно затерялась. Одной из особенностей клуба ТеатрЪ является тяжёлая и плотная (поистине театральная) кулиса, которую опускают после разогрева, чтобы эффектно подчеркнуть выход хэдлайнеров, добавляя происходящему некоторую нотку магии.
Но волшебный занавес мы не увидели, как и какого-то либо чудесного преображения зрительного зала. К величайшему сожалению, к выходу виновников торжества жаждущих узреть мастеров прогрессивного метала прибавилось ненамного, и в итоге клуб был заполнен не больше, чем на треть. Да, в конечном счёте в зале можно было наблюдать человек 150 (ну точно не больше 200), да и то, добрая часть этого количества выглядела так, будто бы не знала куда попала, а просто заскочила в первое попавшееся место для того, чтобы выпить. Но главная магия, конечно же, состоялась, потому что в районе 9 вечера на фоне экрана, на котором появилось изображение с обложки последнего релиза группы, наконец появились тёмные силуэты, и Fallujah начали играть.
Разного рода прогрессив-метал во многих случаях представляет собой некую «долбёжку» с довольно слабовыраженными и не выделяющимися на фоне остальных музыкальными структурами. В большинстве своём, короче говоря, жанр этот очень на любителя. Конечно, никто не имеет ничего против плотного и агрессивного звучания, но эта самая «долбёжка» тоже должна быть правильной, какой и требуется в рамках определённого жанра. Но, в отличие от многих коллег по цеху, которые под эгидой прогрессивного метала пытаются нести в массы достаточно тупой и однобокий продукт, будто бы играя не для музыки, а просто чтобы играть, Fallujah делают что-то действительно стоящее и достойное внимания.
За 3 студийных альбома группа успела поиграть и прогрессив-дэт, и прогрессив-техникал-дэт и сами-не-знают-какой-дэт (да простят меня любители поспорить на тему того или иного музыкального тега), но главной особенностью всего их творчества, канвой, на которой и создаются будущие шедевры, является небывалая атмосферность, порождающая невиданную целостность и законченность всех пластинок. Невообразимо сложные музыкальные размеры и гитарные рифы, многослойные аранжировки и вставки, бесконечное количество порождаемых в голове рисунков — всё это заставляет тебя возвращаться к музыке этой группы снова и снова, чтобы продолжить разгадывать и распутывать весь этот сложнейший и красивейший музыкальный рисунок. Ты знаешь, что каждый раз будешь слышать что-то новое и не менее загадочное. В такую музыку погружаешься с головой, совершенно без остатка, а выныриваешь обратно в реальность с ощущением полного ментального катарсиса, будто бы все твои мысли прошли через таинственный ритуал очищения, а все органы чувств попали под тотальный геноцид, но после переродились до какого-то нового уровня восприятия. И всё это Fallujah смогли доказать слушателям в очередной раз, теперь уже живьём.
Начав с «Sapphire», трека со второго альбома «The Flesh Prevails» и одной из самых ярких композиций в творчестве, Fallujah выдали очень мощный и безумно чувственный и техничный сет. Половину списка, что неудивительно, составили треки с крайнего альбома группы, вышедшей в этом году пластинки, которая получила название «Dreamless», но при этом музыканты не забыли и про первый свой студийный опус, «The Harvest Wombs», и даже исполнили трек «The Dead Sea» с EP 2013-го года «Nomadic».
Отдельного внимания, конечно же, достойно музыкальное мастерство участников команды — после таких студийных записей никто не стал бы спорить с тем, что музыканты являются профессиональными и техничными просто до неприличия, но наблюдать за такими мастерами живьём — отдельная услада для ушей и глаз.
Вокалист команды, Алекс Хофманн, всячески ободрял и заводил толпу и на протяжении всего концерта не терял надежду разбудить всех спящих и согнать их в более-менее активный серклпит, но, несмотря на его действительно неимоверные усилия (парень ого-го как старался!), зрители реагировали очень вяло. Да что уж говорить, иногда создавалось ощущение, что никто в зале и не шевелился.
Во время самого концерта да и уже постфактум группа активно и искренне благодарила столицу за приём, но загадкой останется то, насколько это было искренне. Может быть, по сравнению с публикой американской, у которой, как признавались сами музыканты, они пользуются не очень большим успехом, Москва действительно выглядела более солидно. Но, и это кажется более вероятным, ребята могли сыпать благодарностями и просто по доброте душевной. А ну представьте себе, кататься по Европе с такими командами, как Whitechapel и Carnifex (хоть и выступая перед ними), собирать огромные площадки... а на следующий день видеть полупустым и без того небольшой зал, который вёл себя в лучших традициях одноклеточных организмов. Как с небес на землю спуститься. Хочется верить, что было это всё из-за того, что слушатели просто-напросто оцепенели от льющегося на них звукового потока и старались не пропустить ни единой ноты или движения музыкантов. А стоящие на сцене ребята действительно побуждали подобные порывы. На них хотелось смотреть, жадно глотая всё, что только возможно осознать и распознать.
Кроме публики был и ещё один минус. Музыка группы представляет собой очень многослойное и насыщенное полотно с огромным количеством всевозможных элементов, которые в совокупности и придают саунду американцев такой богатый и разнообразный вкус. Но, дело в том, что подобным музыкальным произведениям обеспечить максимально качественный и грамотный звук иногда бывает тяжело даже на стадии сведения альбома. Разумеется, качество записи альбомов Fallujah под сомнение не ставится, но дело в том, что из подобной сложности в плане звукозаписи вытекает проблема, непосредственно связанная с живыми выступлениями. И проблема эта — концертный звук. Если корифеям сведения и мастеринга с идеальным аппаратом в условиях студии и то приходится изрядно попотеть, чтобы довести звук подобных прогрессивщиков-экспериментаторов до совершенства, то что говорить о звукорежиссерах концертных.
Разумеется, где-то существуют эти самые грамотные звукорежиссёры, у которых к тому же в распоряжении техника, способная потянуть подобные требования, но всё это не про наши концертные площадки. По крайней мере, не про ТеатрЪ. Если в некоторых других клубах ещё периодически можно встретить вполне себе достойный звук, то в случае этого заведения исход всегда один. Неизвестно, приехала ли группа со своим специалистом или же процессом рулил местный кудесник, но в этом никакой разницы — если аппарат клуба в большинстве случаев не вытягивает даже звуковые пассажи попроще, то в случае с американцами чуда можно было и не ждать. Обычно в таких случаях подобные группы теряют все свои особые звуковые фишки и особенности, превращаясь в те самые не отличающиеся друг от друга команды, выдающие ту самую безвкусную «долбёжку».
Но Fallujah, конечно же, несмотря на все проблемы, живьём растеряли не всю свою магию. Правда, произошло это только за счёт того, что этой самой магии в их музыке настолько много, что всю её растерять было бы совершенно невозможно. Даже с неидеальным звуком американцы смогли доказать, что являются командой действительно самобытной и особенной, и, ни много ни мало, доказали в очередной раз, что музыка тяжёлая может быть мелодичной и завораживающей, а приставки «прогрессив», «дэт» и «техникал» и понятия «красота», «нежность» и «атмосферность» не являются взаимоисключающими параграфами.
Эх, но всё равно мысли о том, насколько великолепно и космически могли бы звучать эти ребята при нормально отстроенном аппарате, невольно закрадываются в голову. Хотя, наверное, от такой красоты и такой мощи особо впечатлительные личности могли бы и рассудок потерять. Группы, играющие с Fallujah в одной инструментальной нише, довольно часто не могут похвастаться продолжительностью концертов, американцы же не стали исключением — весь сет группы занял плюс-минус час. Музыканты исполнили стандартный туровый сетлист, обычно заканчивающийся прекрасной «The Void Alone», под которую зал по традиции зажигает все имеющиеся огоньки и фонарики, но после, к удивлению тех, кто не ожидал увидеть и услышать каких-то исключений из правил, Fallujah объявили со сцены о том, что специально для нас готовы сыграть ещё одну песню. За какие такие заслуги, интересно? Не заслужили же, если объективно.
«Мы правда никогда столько не играли», — признался Алекс, и группа исполнила финальную композицию «Ritual of Godflesh», которая стала прекрасной точкой этого неземного музыкального путешествия. Только вот от всех этих последних капель волшебства навязчиво отвлекал вопиющий факт того, что прямо во время такого персонального подарка и без того унылая и неотзывчивая публика стала частично выплывать из зала. И ладно бы время было позднее, или же масштабы концерта подразумевали под собой долгие часы ожидания получения верхней одежды из гардероба... Какое-то тотальное неуважение к музыкантам, от которого осадок остался даже лично у меня. Как же хочется верить, что в остатках противного дыма, неимоверно эпилептического света и творческого порыва они со сцены этого не заметили.
И, знаете, как-то и сказать больше особо нечего. Наверное, всем знакомо чувство, когда кто-то сделал какую-то пакость, а стыдно почему-то тебе. И когда, несмотря на то, каким бы многословным и красноречивым ты ни был, не находится каких-то действительно правильных, толковых и нужных слов. И если в большинстве случаев бывает это от большой радости, то тут, к сожалению, совсем не от неё. Как-то по-человечески обидно. За музыкантов, за организаторов.
Как и в случае с Thy Art Is Murder, которые уже столько раз упоминались, я не удивлюсь, если Fallujah к нам больше никогда не приедут. По крайней мере, если за их следующий визит никто не возьмётся. Это будет обидно, но справедливо. Можно понадеяться, что спишут всё на то, что первый блин комом, а к следующему приезду группы концертная явка у нас повысится, но... Хотя нет, будем надеяться. Что же нам ещё остаётся.
Сет-лист:
1. Sapphire
2. Scar Queen
3. Cerebral Hybridization
4. Amber Gaze
5. Carved From Stone
6. Abandon
7. Wind for Wings
8. The Dead Sea
9. The Void Alone
10. Ritual of Godflesh