День 2

Проснувшись на следующее утро, я испытала мощный пинок старой-доброй постконцертной депрессии и подумала о том, что, ну вот, конец, как всегда «Hello, darkness, my old friend» (как оказалось позже, совершенно не зря), потом же сообразила, что праздник-то не закончился, и тогда утро автоматически перешло в разряд «добрых».

Товарищей, пришедших на стадион «Открытие Арена» второй день подряд, было видно невооружённым глазом. И дело не в браслетах-абонементах, а в измождённых, хоть и счастьем, лицах и глазах, в которых можно было увидеть всю боль, которую данный конкретный индивид испытал, продирая утром эти самые глаза и собирая по кровати накануне пострадавшие в той или иной мере конечности.

John Newman

Воскресную часть музыкального марафона открывал любимец танцевальных радиостанций и диджеев, молодой британец Джон Ньюман. Во время бесконечных сетевых обсуждений фестиваля он чуть ли не больше всех остальных участников подвергался нападкам вечно недовольных выбором артистов («Ой, попса какая-то», «ой, а к чему он вообще тут»), хотя, как оказалось в итоге, жалобы снова оказались беспочвенными, ведь и встретили парня как надо, и вписался в событие он как нельзя кстати.

В борьбе за музыкальную лояльность и разнообразие, второй день фестиваля решили сделать полной по настроению противоположностью первого, и, стоило только зайти на стадион, сразу становилось понятно, что задумка удалась. По сравнению с предыдущим утром к официальному началу собралось значительно больше зрителей, но публика же и атмосфера были совершенно другими. Заходишь в фанзону — все улыбаются, обнимаются, целуются, весело прыгают. Цветочный венок на каждой пятой девушке и на каждом, наверное, пятом мальчике. И не только на мальчике, но и на взрослом серьёзном бородатом дяденьке. И такое было, да. Ну а как же ещё выглядеть, когда заявлен такой хэдлайнер (тут, если что, нет никакого сарказма, я сама лично была такой же).

«О, милый мальчик-медвежонок! Похож на вокалиста группы, которая выступала первой вчера. Традиция, видимо», — выдал глас народа в лице очередного случайного молодого человека из толпы. Медвежонок медвежонком, конечно, но ни предельно миловидная внешность, ни плохое самочувствие, которое стало причиной задержки начала, не помешали Джону успешно и бойко открыть второй день фестиваля.

Несмотря на то, что выступление пришлось значительно уменьшить, Ньюман всё равно успел разогреть ещё спящую толпу и заставить танцевать даже тех, кто раньше пренебрежительно называл его «неинтересной попсой». Вот что значит настоящий фестивальный дух!

Из предельно короткого сетлиста Джон и его группа выжали всё, что можно. Ньюман, несмотря на болезнь, выдал отличные вокальные партии и не изменил своему имиджу настоящего поп-принца, эксцентрично кидающего микрофон и лихо отплясывающего по всей сцене, задорно улыбаясь то зрителям, то своим очаровательным бэк-вокалисткам. Исполнив 9 песен и закончив выступление своим главным хитом «Love Me Again», Джон, ещё раз извинившись и за задержку и за такое короткое выступление, оставил вполне себе довольную публику. И вполне себе удачное и приятное начало получилось.

Сет-лист:

1. Give Me Your Love (Sigala cover)

2. Lights Down

3. Out of My Head

4. I’m Not Your Man

5. Ole

6. Cheating

7. Blame (Calvin Harris cover)

8. Come and Get It

9. Love Me Again

Passenger

«Хэй, Москва, я Майк! Ну, или Passenger. Я первый раз в России, и, вы уж извините меня за это, у меня совсем нет группы. И барабанов. Но ведь это же ничего, ведь правда, Москва?». Так встретил стадион следующий выступающий в лице очень статного и весьма бородатого молодого человека, облаченного в чёрный с головы до ног. Лично я, несмотря на свой весьма и весьма широкий музыкальный кругозор, узнала о существовании Майка только после того, как он был объявлен в лайнапе Парк Лайва. Мне было очень интересно понаблюдать за тем, как же публика примет артиста, и с учётом его невеликой популярности и отсутствия шоу и подобной атрибутики, которая могла бы как-то завлечь людей, не знакомых с творчеством исполнителя, мои прогнозы были не очень радужны. Как оказалось, переживать стоило за других, но совсем не за этого парня. Я ожидала, что во время сета Passenger половина народа разбредётся по бесконечным фудкортам, ну а оставшиеся же вяло будут наблюдать за происходящим на сцене. Но, и сообщаю я об этом просто с превеликим удовольствием, я оказалась совершенно, просто кардинально не права. Приятной неожиданностью стало то, что Passenger, и это даже не только моё личное мнение, а мнение многих, поделившихся со мною впечатлениями, стал не только открытием, но и настоящим героем воскресенья. Как видите, кто бы что ни говорил, но за эти 2 дня каждый в итоге смог найти для себя что-то по душе.

К удивлению, стоило Майку начать выступление, зрители потянулись к сцене и, вместо того, чтобы лениво сидеть на пятых точках, стали поднимать друг друга со словами «Давай-давай, нужно его поддержать!». Казалось бы, чем посреди дня сможет заинтересовать аудиторию одинокий паренёк с гитаркой наперевес, но он стал ещё одним доказательством того, что искренность — всё ещё самая ценная валюта не только в музыкальном, но и вообще мире.

Майк оказался милым, улыбчивым и очень разговорчивым (уж поболтал с толпой он за всех выступающих вместе взятых) парнем, каждый раз извиняющимся за то, что в песне прозвучало слово на букву «F», и за то, что он не успел выучить ни одного слова по-русски. С каждой песней он заставлял зрителей подходить всё ближе, хлопать всё громче и улыбаться всё шире и шире. Это было похоже на настоящую магию, ибо на весь стадион разом опустилось такое количество тепла, добра и света, что не представлялось возможности объяснить это каким-то логичным способом.

Как настоящий заправский бард, между песнями Майк рассказывал истории из своей жизни, как 5 лет путешествовал по Европе и Австралии, зарабатывая на жизнь будучи бедным уличным и барным музыкантом (ну какая романтика, просто голливудский фильм, ну согласитесь), и почти доводил до слёз рассказами об истории той или иной песни (чего стоят только композиция о бездомном из Шотландии по имени Дэвид и песня-посвящение всем творческим людям, которую он написал в тяжёлый период жизни).

«Эй, не смотрите так, это яблочный сок. И я не всегда пью. Только когда пою. Ну, я так маме говорю. Но вы такие классные, что я не могу остановиться!». Всего за пару песен этот молодой человек смог превратить огромный стадион в уютный дом, полный друзей и заботы. Слушая его, только и хотелось, что сидеть с кем-то в обнимку, покачиваясь, или лежать и болтать ногами в воздухе.

Ближе к середине сета Майк признался в том, что любит музыку для стариков, и после этого исполнил кавер на... Simon & Garfunkel. На «The Sound of Silence». Да, на ту самую, где «Hello, darkness, my old friend». И если до этого момента ничто не могло пробить вас на слезу, то тут, готова поспорить, глаза ваши, хоть и немного, да увлажнились.

Эмоциональным пиком выступления стало исполнение песни «I Hate». «Как вы уже наверняка поняли, пишу я музыку грустную... но когда я писал следующую песню, я правда старался быть весёлым! Короче говоря, сейчас я спою про то, что ненавижу». Итак, что же ненавидит Майк? Расистов, фальшивую интернет-дружбу, х-фактор, фестивальные туалеты, пищевые заболевания («Есть шоколад, чтобы потом избавляться от него? Не делайте так!»), людей, которые платят за билет и потом неуважительно болтают весь концерт (ох как жизненно, правда?) и ещё целую кучу других нелепых вещей. С самоиронией у этого парня всё точно хорошо, и он призывал толпу подпевать несмотря на то, что она точно не знает слов. В итоге во время «I Hate» стадион просто взрывался смехом и громким сингалонгом (а сингалонга во время сета этого парня уж точно никто не ожидал).

Что в итоге? Довольный как ребёнок, которому дали конфету, артист, рассыпающийся в признаниях в любви и толпа, у которой от смеха и улыбок свело челюсти. И как жаль, что из-за сдвинутого расписания сетлист урезали и Майку. Зрители, испытавшие такой широкий спектр эмоций за такое короткое время, действительно не хотели его отпускать, и я их прекрасно в этом понимаю. Думаю, после такого успеха, Passenger без труда соберёт полный зал на сольном концерте. Товарищи-организаторы, задумайтесь, пожалуйста.

Сет-лист:

1. Fairytales & Firesides

2. David

3. Life’s for the Living

4. The Sound of Silence (Simon & Garfunkel cover)

5. I Hate

6. Beautiful Birds

7. Let Her Go

8. 27

9. In the End

10. Scare Away the Dark

Two Door Cinema Club

Как и днём ранее, к третьему выступающему количество зрителей на стадионе стало увеличиваться, так что к до сих пор ошарашенным лёгкой грустью и обаянием Майка людям стала поступать новая кровь, снова заботливо поделенная пополам стройным рядом молодых людей в зелёном. Следующего выступления я ждала с нетерпением и предвкушением, так как ожидала от стадиона полного восторга и состояния радостной эйфории. Почему? Итак, Two Door Cinema Club — задорная инди-группа в лучших традициях, допустим, выступивших в прошлом году The Wombats. Слушая подобные команды, хочется кидаться друг в друга разноцветными шариками с водой, задорно смеясь подобно вечно улыбающимся подросткам под дозой американской мечты из какой-нибудь слоу-мо рекламы газировки. Хоть в этом случае мечта и ирландская. Выходцы из Туманного Альбиона вообще мастера штамповки подобной музыки, богатой на танцевальные и электронные вставки, что, конечно, неплохо так контрастирует с британским настроением, густо приправленным мелким моросящим дождичком. Именно такие группы идеально смотрятся в закатном солнце фестивалей в духе Coachella и Lollapalooza.

Переслушивая накануне их небольшую дискографию, я так и представляла себе московскую толпу, приплясывающую в наступающих сумерках под дождём в разноцветных дождевиках, как огромный пакет мармеладных мишек.

Дождя, конечно, не было, так что фантазия о мармеладе так и осталась фантазией, но ожидания, тем не менее, были очень высоки. Вообще, появление TDCC в лайнапе стало ещё одним удивлением для зрителей. Дело в том, что в последнее время у группы был перерыв, крайний их второй альбом вышел аж в 2012-м году, а никакой информации о новых записях не было аж до этого лета. Теперь-то мы знаем, что уже в октябре группа выпустит новую долгожданную пластинку под названием «Gameshow», но на время объявления их выступления группа находилась в состоянии творческого анабиоза, так что фанатской радости не было предела, потому что такого сюрприза никто из них точно не ждал.

Первые ряды оказались оккупированными не только фанатами Ланы, и, к счастью, поклонников Two Door Cinema Club там так же оказалось немало, о чём говорило множество выполненных с любовью и преданностью самодельных плакатов (моим фаворитом стал плакат, в котором говорилось, что его владелец «FINALLY SURVIVED» хиатус в творчестве группы). Сет группы я посмотрела с двух разных обзорных точек, и, если первое моё впечатление полностью оправдало ожидания, то происходящее потом только расстроило. Первые 3 песни я наблюдала из фотопита, откуда хорошо было видно находящуюся у сцены публику, которая бодро встречала модных британцев, стройно и громко (может, дело просто в отличной акустике в технической зоне) подпевая и аплодируя. Конечно, нет ничего удивительного в том, что ярые поклонники тянутся ближе к сцене, в то время как индивиды, относящиеся к творчеству выступающего более спокойно, остаются на безопасном расстоянии, но, покинув фотопит и заняв место сбоку фанзоны, я почувствовала себя так, будто оказалась совершенно на другом концерте. Радостные крики, прыжки и хлопающие в воздухе руки остались словно в параллельном мире, в этом же мире можно было наблюдать только молчаливую и статичную публику, совершенно незаинтересованную в том, что происходит на сцене. В этот момент я задумалась о том, нужны ли вообще этой стране фестивали. И нужна ли фестивалям эта страна. Лучше уж пусть артисты вообще не приезжают, чем получают такой приём. Ситуация целиком и полностью совпадала c тем, что происходило накануне во время сета The Kills — аморфная толпа и отдельные лица, которые получали в свою сторону надменные взгляды окружающих, стоило им только предпринять попытку начать веселиться, танцевать и радостно отрываться. Кто-то говорил, что проблема в, цитирую: «амёбоподобных фанатах Ланы», но могу сказать, что и во время выступления Дель Рей подобного поведения более чем хватало. Так что проблема в том, что у нас публичное выражение радости и эмоций карается осуждением со стороны. Ну и, конечно, не без личностей, стоящих в ожидании кого-то другого. Нет, вы что, никто не мешает вам этого делать, но это же не значит, что нужно картинно вздыхать, закатывать глаза, и громко спрашивать о том, когда «эти вот» наконец закончат. Здорово, когда зритель может абстрагироваться от подобных внешних факторов и получать удовольствие, не обращая внимания на других, но очень многих такие ситуации смущают, так что ожидаемый восторг от концерта оборачивается лишь фрустрацией и незакрытыми гештальтами.

Также частично дело может быть в том, что у групп, подобных TDCC, существует одна проблема — живьём они оказываются не такими заводными и весёлыми, как в студийной записи. Живые выступления всегда придают музыке большую тяжесть и глубину, но вот бодрости прибавляют не всегда. Однако несмотря на этот факт, задора в Two Door Cinema Club всё равно более чем хватало, и они энергично выдавали все свои самые лучшие и любимые поклонниками треки (с учётом того, что новых песен с грядущего альбома прозвучало всего две, получилась настоящая программа «Best Of») на фоне экранов с отличной атмосферной инсталляцией. Не понимаю, как можно было игнорировать этих милейших и очаровательнейших ребят, ведь каждый издаваемый ими звук и каждая пущенная в зал улыбка прямо-таки насильно заставляли пускаться в пляс и улыбаться им в ответ. Вот уж действительно полностью противоположный день получился (вспомнить хотя бы то, что накануне со сцены в это же время группа Сплин вгоняла всех в экзистенциальный футляр, а совсем не в пляс). В конце Алекс Тримбл, чудеснейший фронтмен команды, пообещал зрителям скорое возвращение (что, как я думаю, далеко не пустая фраза, которую обычно произносят все артисты подряд), после чего была сыграна самая известная и самая заставляющая плясать до сбитых в кровь пяток песня группы «What You Know», после чего чудные ирландцы откланялись, уступив сцену технической группе приближающегося хэдлайнера второго дня.

Сет-лист:

1. Sleep Alone

2. Undercover Martyn

3. Do You Want It All?

4. This Is the Life

5. Changing of the Seasons

6. Gameshow

7. Come Back Home

8. Wake Up

9. Are We Ready? (Wreck)

10. Sun

11. Pyramid

12. I Can Talk

13. Next Year

14. Something Good Can Work

15. Handshake

16. Eat That Up, It’s Good for You

17. Someday

18. Cigarettes in the Theatre

19. What You Know

Lana Del Rey

Путем полевого импровизированного социологического опроса было выяснено, что примерно 85 процентов респондентов являются латентными и не очень поклонниками Ланы. Ну серьёзно. Ладно, импровизированный социологический опрос на самом деле представлял из себя подслушивание разговоров в толпе. Но вывод-то один. Кто-то просто любит Дель Рей, кто-то любит её втихаря, не признаваясь друзьям о том, что может картинно пустить слезу под какой-нибудь нетленный шлягер дивы, а кто-то, если и не любит, то может хотя бы припомнить парочку моментов из жизни, саундтреком для которых стали песни Ланы. Ну а остальные 15 процентов терпеть её не могут, да. Но согласитесь, это неплохой результат для девчонки, песни которой ещё 5 лет назад не звучали из всех утюгов подряд.

Факт остаётся фактом — томную и сладкоголосую голливудскую красотку сейчас знают и крутят на каждом углу, а для целых батальонов окрепших и не очень современных молодых умов она успела стать настоящей ролевой моделью, которая подкуривает незаконный косячок, сидя в новеньком Мустанге и размазывая слёзы и потёкшую косметику по дорогой меховой обивке. Что-что, а такая ныне популярная среди исполнительниц тема феминизма и женской независимости в творчестве Ланы точно не прослеживается (это вам не Марина Диамантис, которая саркастично спрашивает в своих песнях о том, действительно ли мы хотим, чтобы она написала феминистический гимн), так что тысячи и тысячи поклонников по всему миру вторят своей принцессе о красивой жизни, героиновом шике и прочих sugar daddies. Романтизированная идея суицида красной нитью проходит через всё творчество Дель Рей, а любовь в её песнях всегда несчастна и заканчивается по-киношному трагически, да так, что после прослушивания сей дамы хочется не только сделать начёс и нарисовать стрелки, но и картинно наглотаться таблеток подобно Ширли Маклейн в «Квартире» и лежать ждать, когда какой-нибудь Джек Леммон придёт тебя спасать.

Печаль и боль возвышенной дивы нескончаемы и глубоки настолько, что в сентябре 2015-го года Лана выпустила свой уже четвёртый лонгплей под названием «Honeymoon», работу над которым она, в порыве творческого вдохновения, начала сразу выпуска альбома «Ultraviolence». В Москву же Дель Рей привезла не только новый альбом, но и новую концертную программу, премьера которой состоялась лишь на предыдущем концерте тура. Так что столичная публика одной из первых стала свидетелем обновлённого и до неприличия театрального (что, конечно, очень в духе прекрасной Ланы) шоу.

К наступлению темноты на стадионе собралось значительное количество зрителей (вчерашний успех RCHP, которые собрали практически полный стадион несмотря на то, что в другой части Москвы шёл ещё один крупный музыкальный фестиваль, Лана, конечно, не повторила, но желающих погрузиться в эскапичное царство американской Примадонны оказалось вполне достаточно). Дождавшись полного наступления темноты и окончания концептуального интро, меланхоличная принцесса, наконец-таки, снизошла до публики под открывающие аккорды «Cruel World» и оглушительный визг почти уже не стоящих на ногах фанатов, которые с 7 утра сторожили место, чтобы оказаться ближе к кумиру.

Нежная и трогательная Дель Рей, вышедшая на сцену в белом кружевном платье, подобно кинодиве 50-х расплывалась в загадочной полуулыбке, а между песнями дарила поклонникам аккуратный, отрепетированный и отточенный как ноготок смех и сладким полушёпотом мурчала в микрофон слова любви и благодарности, доводя особо впечатлительных и влюблённых поклонников, собравшихся ближе к сцене, до состояния лёгкого полуобморока. Что касается вокала в песнях... Ну что сказать. Госпожа Дель Рей никогда не славилась выдающимися живыми вокальными данными, что она всячески пытается маскировать, используя смену тональностей, речитатив и шёпот. Для тех, кто ещё не смирился с данным фактом, можно посоветовать рассматривать его как часть концертного образа Ланы, для которой никогда не бывает перебора в напускной томности. Прогресс, между прочим, налицо, ибо ещё пару лет назад живьём Дель Рей слушать было просто невыносимо. Но элементом нового шоу стала пара очаровательных танцовщиц-бэк-вокалисток, которая прямо-таки вытянула вокальную концертную линию до вполне себе приличного уровня. Девушки прекрасно смотрелись на сцене, придавая контраст и оттеняя собой и своим энергично-игривым поведением саму Дель Рей, которая на их фоне смотрелась ещё более величественно и как-то по-королевски, надменно и возвышенно, что только добавляло ощущение того, что Лана будто бы снизошла до всех нас из какого-то другого мира.

Как большая любительница визуального искусства (вспомнить хотя бы видеоклип на песню «Ride» и мини-фильм «Tropico»), в своих шоу Лана уделяет огромное внимание именно видеоряду, который продуман до мелочей — от каждой песни до цвета фильтра на стадионных экранах (передаю очередной привет недовольным зрителям, который возмущались тому факту, что им не показали Дель Рей в цвете). На фоне атмосфернейшего оформления, которое превращало концерт в настоящую историю со своим началом и концом, Лана исполнила как и любимые хиты с первых, более личных альбомов, так и песни с «Honeymoon», который стал для неё экспериментальным с точки зрения и лирики, и использования музыкальных жанров. Суицидально-меланхоличные моменты, во время которых хотелось кинуться на грудь какому-нибудь джеймсдиноподобному молодому человеку, чтобы сброситься с ним с обрыва во время заката, сменяли дерзкие бунтарско-американские настроения; лёгкие в студийной записи треки приобретали долю сексуальной агрессивности и безысходности; напыщенно кукольные танцы во время исполнения «High By The Beach» и букеты во время исполнения «Honeymoon» (цветы эти потом летели в зал, после чего пошла шутка о том, что на подтанцовку нужно было брать Тэо Хатчкрафта из группы Hurts, который так любит закидывать своих оргазмирующих фанаток белыми длинными розами) — происходящее на сцене доставляло небывалое эстетическое удовольствие своим голливудским шиком и отрепетированностью. Конечно, отсутствие элемента неожиданности и импровизации не относится к плюсам концертных выступлений, но Дель Рей всё же поп-звезда, а в их мире свои законы. Так что нужно быть последним снобом, чтобы не признать, что на это шоу, как минимум, было приятно смотреть.

Публика усердно подпевала декаданским нетленкам Ланы и в сладкой истоме хлопала каждой ухмылочке и каждому её игривому подразниванию пальцем. После такой долгожданной «Summertime Sadness» и настоящего дерзкого трэп-хита «Freak» Дель Рей взяла гитару, чтобы ненадолго вернуться к временам, когда она была ещё молодой Лиззи Грант, в одиночку выступающей в мелких пабах, и исполнить «Yayo», после которой она, благодарно взмахнув длинными ресницами, тихо спросила стадион о том, споёт ли он вместе с ней «Video Games». Ну конечно же споёт, да ещё как. И снова эти тысячи огонёчков и стройный сингалонг, пробивающий на слезу ощущением единства и защищённости от невзгод внешнего мира. Закончилось всё это великолепие утяжелённой, щедро сдобренной трип-хопом версией «Off to the Races», которая перетекла в настоящий инструментальный джем, во время которого Лана пожелала всем хорошего окончания лета и спустилась прямо к толпе, заставляя первые ряды забираться друг к другу на головы и отбивать друг другу рёбра. Конец лихорадки субботне-воскресного вечера закончился как отрезок из кинофильма — дива в белоснежном платье, обнимающая ревущих навзрыд поклонниц, и всё это на огромных чёрно-белых экранах. Но у каждого фильма есть конец, который резко наступил с той же секундой, как опустела сцена. Измождённые и весёлые, заплаканные и улыбающиеся зрители покидали стадион не так бодро, как накануне, ведь теперь это точно было концом. Прощальный взгляд на пустые трибуны, оставшийся позади силуэт стадиона «Открытие Арена» — «Park Live 2016» официально завершён.

Сет-лист:

1. Full Moon (Monologue by Eden Ahbez)

2. Cruel World

3. Cola

4. Blue Jeans

5. Born to Die

6. Interlude

7. Honeymoon

8. High by the Beach

9. Carmen

10. Serial Killer

11. Lolita

12. Ultraviolence

13. Ride

14. Summertime Sadness

15. Freak

16. Yayo

17. Video Games

18. Off to the Races