«I’ve got this pepper-time, pepper-time sadness»

Если живые выступления занимают почётное место в музыкальной культуре в целом, то фестивали как явление занимают особое место уже в культуре концертной. Но сразу же после их появления стало ясно, что фестивали — это не просто способ послушать несколько исполнителей в одном месте и в одно время, а нечто большее, несущее в себе более глубокий и многозначный порыв. И вот уже первый Woodstock, прошедший в далёком 1969-м году, носил гордое звание не просто музыкального фестиваля, а целой ярмарки музыки и искусств, в 1985-м же прошёл Live Aid, ставший и вовсе настоящим миротворческим и благотворительным явлением, охватившим весь земной шар.

Время шло, фестивали на любой вкус и цвет появлялись как грибы после дождя, привлекая к себе внимание всё более искушённой аудитории и превращаясь в настоящие Мекки для меломанов и жадных до искусства в любых его проявлениях людей. Каждый год эти самые люди тратят все заработанные кровью и потом средства, бронируя билеты не только за долгие месяцы до самого события, но и за долгие месяцы до объявления хотя бы первоначального лайнапа, чтобы после проводить долгие месяцы в сладкой подготовке к моменту, когда они, наконец-таки, будут прыгать в цветах и блёстках на Coachella/месить новенькими резиновыми сапогами грязь на Glastonbury/ругаться с нетрезвым европейцем, ставя палатку в кемпинге Rock am Ring или Wacken.

А что же Россия? Во времена советские, как по мне, дела обстояли намного радостнее, как бы ни парадоксально это не звучало. Музыкальные фестивали были, и, что главное, тогда они, в силу участия мировых знаменитостей, разнообразия и своего посыла, были на одном уровне с фестивалями, проводимыми в других странах. Вспомнить хотя бы 1989-й год и Moscow Music Peace Festival. Но время, опять-таки, шло, и в итоге мы долго перебивались лишь мелкими (хотя иногда и не очень) фестивалями с преимущественно отечественным лайнапом. Исключение составляли лишь немногие, как, к примеру, сильнее выделяющиеся на фоне остальных, «Максидром», «Пикник «Афиши» и, появившийся позднее их, Ahmad Tea Music Festival, получивший в народе звание «российского Glastonbury». Может, из-за своего всегда пропитанного британским духом списка исполнителей, а может, из-за того, что каждый год во время фестиваля идёт дождь.

Но приходит год 2013-й, ставший годом рассвета российской фестивальной культуры, настоящим лучом света в тёмной царстве для изголодавшейся и уже не надеющейся на хлеб и зрелище российской публики. В тот год на землю московскую ступили несколько совершенно новых фестивалей, среди которых был и Park Live. Люди следили за новостями и умывались слезами счастья, ибо не могли они поверить, что будет у них настоящий фестиваль прям как у взрослых — на несколько дней, с несколькими сценами и с длиннющим списком преимущественно иностранных исполнителей. Счастье, правда, продлилось недолго, и, благодаря мировому экономическому беспределу и жалобам, через 2 года фестиваль перенесли на новый стадион «Открытие Арена», сократив при этом и дни проведения, и лайнап.

Тем не менее фестиваль, в отличие от многих своих собратьев, продолжил своё существование, что уже порадовало всех страждущих и переживающих. Когда же стало известно, что в этом году нас ждут 2 полноценных дня музыкального праздника, все окончательно расслабились и решили, что всё снова радужно и прекрасно. Жаль, что расслабились все больше, чем нужно, итогом чего может стать скорый закат фестивальной эры в нашей стране. Но да об этом я ещё скажу.

День первый

Итак, в первый день фестиваля для москвичей и гостей столицы свои сеты приготовили впервые прибывшие в Москву молодые ребята Nothing But Thieves, долгожданные The Kills, а также почётные ветераны борьбы за сердца российских фанатов Сплин и Red Hot Chili Peppers. Но любит наш народ пожаловаться да носом покрутить, только повод дай, такая уж у нас природа. Так что первые недовольства стали появляться, собственно, уже на стадии объявления артистов. Начались бесконечные «А кто это?», «А зачем это?», «А почему не Колдплей/Рэдиохэд/моя любимая группа, которая выпустила два ипишника прямо в соседнем подвале» и прочие фундаментальные вопросы. Отказ принятия межжанровой политики фестивалей — наш явный номер 1 в списке доказательств того, что фестивальной культуры в нашей стране просто нет. Цель музыкальных фестивалей — не только услышать любимчиков и хорошо провести время, но и расширить свой музыкальный и общий кругозор, узнать и полюбить что-то новое, доселе непривычное. Выйти из зоны комфорта, проще говоря. Хотя бы попытаться. Да о чём я... Ну хотя бы просто с уважением к этому новому отнестись! У нас же превалирующее большинство аудитории не просто отказывается хотя бы заинтересоваться чем-либо новым, а прямо-таки в штыки воспринимает всё, что находится за пределами их предпочтений. Существуют, разумеется, фестивали особо узких направленностей, но, в большинстве своём, они представляют из себя сборную солянку из жанров и артистов. В этом же и смысл. Чтобы все получили как дозу нового, так и дозу любимого. Так что как минимум странно во времена, когда дрейкоподобные и прочие кендриколамарные персонажи захватывают умы и плееры всех, кто окажется на их пути, независимо от музыкальных вкусов и религиозно-политических взглядов, а Канье тот самый Уэст выступает на главной сцене Glastonbury, поднимать недовольства из-за того, что артист якобы не подходит для выступления на каком-то конкретном фестивале.

Фестивальная культура у нас, конечно, совершенно не развита, но вот некоторые традиции мы соблюдаем безоговорочно, посему особо переполненные энтузиазмом обладатели билетов в фанзону и танцевальный партер начали выстраивать коридоры ещё с первыми лучами солнца. К запуску же, который намечался на 2 часа дня, несколько длинных очередей успели расползтись по всей площадке перед воротами. Скрежет оград и пара нервных вскриков ознаменовали начало процедуры входа на внутреннюю территорию и, на удивление всех, собравшаяся толпа достаточно быстро и без особых проблем оказалась внутри. Никаких тебе грозных приказов в громкоговорители и конной полиции, всё чинно и цивильно, на этом этапе можно было спокойно выдохнуть. Park Live-2016 официально начался.

Nothing But Thieves

Следующую пару часов на территории стадиона царило умиротворение и спокойствие. Не спешившие занять место в толпе зрители мирно прогуливались по территории среди фудкортов, палаток с мерчем и прочих увеселительных точек, которые пытались привнести хоть малую долю фестивальной атмосферы. Конечно, не обошлось и без проблем и нервов, и тем же обладателям абонементов на 2 дня пришлось изрядно попереживать, ну совсем без приключений же неинтересно, согласитесь.

К 16:00 народ активнее потянулся к множеству входов, и... Ох уж это мгновение, когда ты только заходишь внутрь стадиона и чувствуешь под ногами немного пружинящий настил. Оглядываешься на ещё пустые необъятные трибуны, смотришь на открытое небо над головой, а желудок в это время приклеивается к позвоночнику, и в носу начинает предательски щипать. Не забыть дышать, точно.

В первый день фестиваля с соблюдением расписания всё было практически идеально, поэтому, всего с пятиминутным опозданием, на свежую сцену к свежей публике вышли Nothing But Thieves. Эти совсем ещё молодые и зелёные ребята за пару лет своего существования успели наделать немало шума, умудрившись откатать несколько туров и выступить на множестве европейских фестивалей и на разогреве таких команд, как Arcade Fire и Muse. И это с багажом всего лишь в один альбом. Так что сказать, что им удалось выбраться из кучки инди-команд, обречённой на вечные скитания по барам окраины Лондона — это ничего не сказать.

Первое, что сразу чётко впечаталось в голову — то, насколько сильным и чистым оказался вживую вокал фронтмена группы, Конора Мейсона. Молодой человек без особых усилий вытягивал не только все студийные ноты, но иногда и прыгал выше собственной головы, не забывая при этом задорно и весело стрелять глазками на 10 рядов вперёд. Не только Конор, но и все остальные участники оказались очень и очень улыбчивыми и искренними ребятами. Прямо смотришь на них, и губы против воли до ушей ползут. Начало фестиваля получилось более чем милым и приятным — солнце нагревало макушки, все легко пританцовывали и улыбались, а ребята, в свою очередь, очень хорошо смотрелись в слегка заходящем за верхушки стадиона закатном солнце. Трибуны были практически пусты, в стоячих зонах же было достаточно людно, но, при этом, вполне комфортно и свободно. В середине сета, который представлял из себя, собственно, треклист дебютника, Конор спросил, любит ли кто-нибудь из присутствующих The Pixies, после чего группа исполнила очень тёплый кавер на, тут уж без сюрпризов, «Where Is My Mind?». Публика принимала группу на ура, в толпе же были замечены даже настоящие приступы фангёрлинга, что привело к тому, что узкие штаны вокалиста, который во время трека «Honey Whiskey» даже взял гитару, были провозглашены частью «Синдрома Брендона Ури», а особых комплиментов был удостоен его прекрасный по-юношески, цитирую, «припухлый подбородочек». Не это ли успех?

Казалось бы, Nothing But Thieves — вполне себе рядовой солдат давно уже укомплектованной инди-армии, и, на первый взгляд, не может в них быть ничего примечательного. Но попробуйте приглядеться, и эти ребятки ненавязчиво и крепко влюбят вас в себя. Может быть, всё дело в искренности и отдаче, которые присущи молодым и пока не захлебнувшимся в славе командам, может быть, в чём-то ещё, но сейчас внутри этих молодых парнишек есть какой-то лёгкий свет, на который летишь как мотылёк даже против своей воли, и нам только остаётся надеяться, что этот свет не рассеется ещё долгое время. В следующем году Nothing But Thieves обещают порадовать поклонников вторым альбомом, так что будем надеяться на их скорейшее возвращение.

Сет-лист:

1. Itch

2. Painkiller

3. Hostage

4. Honey Whiskey

5. Excuse Me

6. Drawing Pins

7. Where Is My Mind? (Pixies cover)

8. If I Get High

9. Trip Switch

10. Hanging

11. Graveyard Whistling

12. Wake Up Call

13. Ban All the Music

The Kills

Группу, которая должна была выйти после, в столице ждали очень долго. Точнее, все годы её существования. The Kills, кстати, уже бывали в России, но путь их лежал мимо стандартных остановок в славный город Сочи. Отомстили, так сказать, столицам за все привилегии. Но вот, наконец-таки, и Москва дождалась момента, когда до неё снизошёл величественный и дерзкий дуэт Элисон Моссхарт и Джейми Хинса.

Если вы утверждаете, что знать не знаете кто это такие, то могу сказать вам о том, что вы глубоко ошибаетесь. Вы знаете Элисон, ведь именно она не раз своим вкрадчивым голосом спрашивала вас о том, приняли вы свои таблетки. Да-да, именно в той самой знаменитой песне группы Placebo. Неофициальный титул «винилово-блюзовой подружки Джека Уайта» и участие в супер-группе The Dead Weathers также должны хоть что-то, да сказать вам. Её же вечного partner in crime Джейми вы можете знать хотя бы по тому, что в 2011-м году он женился не на ком-то там, а аж на Кейт Мосс. Да и треки группы The Kills вы точно слышали — к примеру, их песня «Future Starts Slow» играет в рекламе Nike, и вообще, огромное количество их композиций появляется как саундтрек ко всему, что можно и нельзя.

На «Park Live» эксцентричная парочка привезла свой новый долгожданный альбом «Ash & Ice», ставший благородным итогом слияния старого грязного гаражного духа The Kills с таким глубоко любимым группой в последнее время флиртом с электроникой. Что примечательно, вдохновение для написания нового альбома Джейми нашёл во время своего одиночного путешествия по, внимание, Транссибирской магистрали.

Не в обиду музыкантам, играющим живьём вместе с дуэтом, будет сказано то, что всё внимание публики всегда сосредоточено на Элисон и Джейми. В группах формата «мальчик-девочка», как ни крути, всегда существует особая химия. Blood Red Shoes, The Raveonettes и прочие подобные команды обладают не похожей ни на что энергетикой и шармом, The Kills же, после распада The White Stripes, стали среди всего этого великолепия главной лоуфай-гаражной парочкой, сбивающей с ног уже хотя бы благодаря взрывоопасному миксу стилей и характеров, не говоря уже о самой музыке.

Когда эти двое только появились на сцене, на зал вылились просто килотонны обаяния, энергии и внутренней силы. Джейми, как живая икона стиля, бодро прошёл к гитаре, Элисон же, немного щурясь на заходящее солнце и томно улыбаясь, продефилировала своими модельными ногами к микрофону, сладко докуривая сигарету. С первыми же секундами «No Wow» стало понятно, что каждый свой концерт эти ребята отыгрывают так, будто выходят на сцену в последний раз.

Грамотно составленный сетлист, охватывающий все вехи творчества группы; сырые, пропитанные почти первобытной энергетикой, рифы; сумасшедшая хореография Элисон, и их с Джейми потрясающее взаимодействие друг с другом — всё это подкупало и завораживало, заставляя наблюдать за происходящим даже не моргая. Но. Да, к моему огромнейшему сожалению было «но». Всё потрясающее волшебство, которое происходило на сцене, портило то, что происходило среди публики. «Это типа современные Sonic Youth?», — почему-то пренебрежительно сказал стоящий рядом молодой человек. Отказ принимать факт, что фестивали — место для разной музыки и разных людей, вылился в полное неуважение как к музыкантам, так и к находившимся рядом людям.

Стоящие вокруг меня высмеивали всё, что видят, начиная с поведения ребят на сцене и их игры на инструментах, и заканчивая волосами и внешностью Элисон. Видимо, мы до сих пор не воспринимаем женщину на сцене, если её концертный наряд не включает в себя декольте и короткую юбку. Редкие очаги фанатов и сочувствующих отрывались, как и подобает на выступлении подобной команды, но я, стоя не так близко к сцене, наблюдала следующую картину: очень нетрезвые молодые люди, позволяющие себе очень неоднозначные высказывания и телодвижения по отношению к рядом стоящим; пафосные девицы, шугающиеся каждого хлопка и выкрика, и обсуждающие всех и вся, попутно кривя при этом гримасы истинного отвращения; прочие компании, опускающие в своих разговорах как артистов, так и просто окружающих. Я же стояла чуть ли не со слезами на глазах и лишь задавала себя вопрос «Что делают здесь все эти люди?». Казалось бы, гаражный рок — не такая отягощённая сложными музыкальными формами и вариациями музыка, однако для восприятия публики она оказалась не такой уж и простой, что для меня стало настоящим удивлением. Да дело даже не в жанре. На сцене просто стояли удивительно талантливые люди, давно ставшие живыми иконами и целиком отдающие себя публике, на что эта самая публика отреагировала так, будто только что выбралась из пещеры. Как плевок в душу. Лично мне, как бы я ни старалась, было очень тяжело примириться с происходящим вокруг.

А тем временем на сцене The Kills выдавали мощнейший по посылу и профессионализму перфоманс, умело чередуя альтернативные инди-боевики с нежнейшими балладами (ох уж эта «Baby Says» и эти хлопки на «Black Balloon»), излучая неуёмную сексуальную и бунтарскую энергетику в лучших традициях американской школы. Моссхарт подобно заведённой танцевала, казалось бы, в каждом уголке сцены одновременно, вырабатывая такое количество электричества, что им можно было бы обеспечить все подвальные клубы, в которых она выступала на заре своей музыкальной карьеры. Эта неуёмная женщина меняла микрофон на гитару, а гитару на ударную установку с такой прытью, что нельзя было даже уследить. По скорости с ней можно было сравнить разве что мурашки, пробегающие табунами по коже тех, кто смог оценить талант этой потрясающей во всём недиснеевской, но принцессы. Настоящим пиком выступления стал момент, когда на сцене осталась лишь она с акустической гитарой наперевес. Немного дрожащим голосом, с глазами, полными слёз, и гордым взглядом в пустоту она исполнила душещипательную «That Love».

Артист наедине с толпой. Женщина и её открытое сердце против всего остального мира. Кровоточащая и израненная всеми воспоминаниями и чувствами как острыми лезвиями душа, которую она поджигает и несёт из раза в раз, как нескончаемую жертву, подобно Данко, классическому персонажу Максима Горького. Вообще, мне вспомнился знаменитый перфоманс Марины Абрамович 1974-го года под названием «Ритм 0», во время которого она разложила перед зрителями множество предметов, начиная с вполне безобидных и заканчивая пистолетом с одним патроном, и позволила им делать с собой всё, что им взбредёт в голову. Как по мне, это именно то, что отличает настоящего артиста — готовность обличать свои настоящие чувства, не стесняться показывать свои глубинные страдания, изо дня в день делать достоянием общественности всё то, что у тебя внутри, подобно тому, как грудную клетку распиливают для прямого массажа сердца. Каждый час и день превращать свою боль в силу и вдохновлять на это других, показывая, что в том, чтобы делиться всем, что у тебя внутри, нет ничего криминального, и что это намного лучше вечного молчания и самоотравления собственными воспоминаниями и чувствами. Каждый раз обжигаться, но всё равно продолжать открываться перед всеми вокруг. Можно сколько угодно говорить о том, что ты презираешь человечество, терпеть обиды и предательства и каждый раз обещать, что всё это в последний раз, писать песни с названиями в духе «Fuck The People», но при этом на деле оставаться искренним и готовым пойти на жертвы человеком. И это лучше, чем быть кем-то гнилым и неприятным, скрывающимся за маской дружелюбия и псевдовозвышенности.

После этого группа уже в полном составе выстрелила завершающими треками, которыми стали жемчужина последнего альбома «Siberian Nights» и уже классические «Fried My Little Brains» и «Sour Cherry», и поспешно покинула сцену, оставив наэлектризованный воздух, облако развязного очарования и желание закурить лежа в косухе на белой простыне как напоминание о том, что ещё минуту назад они стояли перед нами. О, как же мне стыдно за то, что The Kills не получили того приёма, которого действительно заслуживают. Элисон, кстати, очень понравилась Москва. Судя по её Instagram, она с превеликим удовольствием гуляла как и по московским улицам, так и по многочисленным музеям и галереям. Надеюсь, что делала она это не в последний раз.

Сет-лист:

1. No Wow

2. U.R.A. Fever

3. Kissy Kissy

4. Hard Habit to Break

5. Heart of a Dog

6. Impossible Tracks

7. Black Balloon

8. Baby Says

9. Tape Song

10. Let It Drop

11. Doing It to Death

12. Whirling Eye

13. Pots and Pans

14. Monkey 23

15. That Love

16. Siberian Nights

17. Fried My Little Brains

18. Sour Cherry

Сплин

Появление этой группы в лайнапе фестиваля вызвало одно из наиболее сильных недоумений. Хотя, как по мне, странного в этом ничего нет — Сплин сейчас переживает очередной виток популярности, не прекращающийся с выхода крайнего двойного альбома музыкантов, получившего название «Резонанс». Этот новый виток фанатской любви можно было бы сравнить со вторым дыханием, открывающимся в минуты безысходности, но в этом случае, наверное, будет уместным перепроверить расчеты и признать, что дыхание уже даже далеко не второе. И это комплимент, ведь Сплин — одна из немногих российских команд, которая, в принципе, не испытывает периоды потери интереса публики. Они всегда востребованы и желанны, а это не такое частое явление для группы с таким огромным творческим багажом.

После ухода The Kills, наконец-таки, можно было наблюдать резкий приток зрителей. Зрителями этими, правда, в большинстве своём стали поклонники хэдлайнеров, что можно было понять по то и дело мелькавшим футболкам с символикой RHCP, коих и без того было, что неудивительно, немало. Сидячие места стали наполняться людьми, в фанзоне и танцевальном партере же становилось уже достаточно плотно, так как не только новоприбывшие, но и до этого лениво нежившиеся на солнышке тела стали подниматься с пола и медленно стекаться поближе к сцене. Помимо количества, увеличивалась и возрастная категория посетителей и, к сожалению, их градус. Подвыпившие в той или иной степени — разумеется, не редкость для подобных событий, но тут резкий скачок количества лиц в состоянии алкогольного опьянения действительно почувствовался всеми, кто находился на стадионе. Тут же и появилась дополнительная охрана, а целый батальон людей в зелёной форме и вовсе занял место в фанзоне, поделив её пополам от одного ограждения до другого, устроив таким образом две импровизированные толпы. Это, разумеется, не получило тёплого отклика от стоящих вокруг людей, но жалобы и претензии неуместны, ведь сделано всё было для их же безопасности.

С выходом группы на сцену стадион разразился шквалом аплодисментов и радостных улюлюканий, что совсем не вязалось с фактом, что многие так яро критиковали кандидатуру, выбранную как разогревающий акт хэдлайнеров. Всё-таки, и с этим не поспорить, у группы Сплин есть одно преимущество — и этим преимуществом является неоспоримая народная любовь. Что-то люди впитывают с молоком матери, а что-то, как в нашем случае, въедается в кожу через дым от костровых посиделок, во время которых только ленивый не подпевает вечным шлягерам группы, сыгранным на старенькой гитарке.

Как по мне, выступления группы Сплин очень душевны и, как модно сейчас говорить, ламповы. Я была в числе людей, которые не поспешили прорываться ближе к телам артистов, а остались на своих местах, немного в стороне от толпы. Лежишь себе, смотришь в вечернее небо, и чувствуешь, как особая питерская светлая грусть обволакивает тебя как уютный сентиментальный тёплый кокон. На контрасте со скребущей по самым потаённым уголкам души лирикой — Александр Васильев, который своим вкрадчивым, подходящим в хорошем смысле для чтения сказок на ночь, голосом как Дедушка Мороз желает всем счастья и любви, лукаво стреляя лучиками из всё таких же молодых, как и 20 лет назад, глаз. Вот смотришь на него и думаешь: «Эх, дядя Саша, не мальчик ты уже», а он такой бац, улыбнулся своей детской широкой улыбкой, и только и остаётся, что облегчённо выдохнуть. «Ну Саня! Всё ещё Саня же». И сразу так спокойно, будто возвращаешься домой и плюхаешься в свою старую детскую кровать. Всё ладно в нашем Датском королевстве.

В середине сета Васильев в очередной раз обратился к толпе, но не для того, чтобы снова сказать нам о том, как прекрасны мы сегодня в этот вечер, а призывая всех подходить друг к другу, знакомиться, «чтобы потом не искать в этих ваших социальных сетях ту самую девочку из 85-го ряда», влюбляться, заводить семьи и детей, и на такой позитивной ноте начал играть как нельзя кстати подходящую «Выхода нет». Ну действительно, а почему бы, собственно, и нет. Единственным, не очень приятным лично для меня, стал момент, когда Александр вдруг решил напомнить всем о том, что сегодня на сцене сошлось русское и американское. Нет, разумеется, сказал он это в позитивном ключе, но это был единственный за 2 дня эпизод, когда вообще поднялась тема политики. Как было бы замечательно, если бы ну совсем никто не завёл об этом разговор, но без ложки дёгтя уж никак.

Сплин можно назвать российским межжанровым феноменом, ибо любят группу, что не изменилось с самого первого дня её существования, и стар и млад, и, уж простите, и гопник и эстет. Русскоязычная лирика, как и всенародная любовь, разумеется, сделали своё дело, и подпевали группе уж точно громче, чем всем остальным. Недоумевать до фестиваля все недоумевали, мол, и зачем же нам будет нужен Сплин... а молча в итоге никто простоять не смог. Согласитесь же, как бы ты ни сопротивлялся, как бы ни стоял с суровым каменным лицом, полным снобизма, а не подпеть вместе со всем стадионом хотя бы в полголоса и хотя бы «Моё Сердце» уж точно не получится. Ну и что, что вокруг столько товарищей навеселе. Зато можно почувствовать себя прямо как тогда в лагере/на турслёте/на даче у Маши и Паши. У нас же столько воспоминаний, связанных с песнями этой группы. Согласитесь же.

Сет-лист:

1. Линия Жизни

2. Праздник

3. Джим

4. Всадник

5. Есть Кто-Нибудь Живой

6. Помолчим Немного

7. Горизонт Событий

8. Полная Луна

9. Мысль

10. Танцуй

11. Гандбол

12. Вниз Головой

13. Оркестр

14. Мороз По Коже

15. Приходи

16. Остаёмся Зимовать

17. Феллини

18. Романс

19. Новые Люди

20. Выхода Нет

21. Моё Сердце

Red Hot Chili Peppers

Васильев и Ко покинули сцену, оставив нас переваривать всю так щедро подаренную питерскую печаль (можно считать за подготовку к летней печальке госпожи Дель Рей), и, как бы ещё ни хотелось понежиться в печальном послевкусии, было пора занимать боевые позиции и настраиваться на главных гостей вечера. Я не хочу никого обманывать, поэтому честно признаюсь. Только, пожалуйста, не бейте. Я никогда не любила Red Hot Chili Peppers. Ну вот никак у нас с ними не складывалось. При этом прошу заметить, что я написала именно «не складывалось», в прошедшем времени, потому что (спойлер) в тот вечер моё отношение к RCHP кардинально изменилось. Но это не значит, что я не уважала их, их творчество и всё, что они делают, ибо в таких случаях неуважение — это уж точно что-то неуместное. Как и вообще по отношению к любому творчеству. Да и не только к творчеству. Ну вы поняли. Так что изначально я была готова просто описать свои впечатления совершенно беспристрастно и, так сказать, со стороны.

Обычно, когда я пишу про какого-то артиста, каким бы любимым и неповторимым для меня и других он ни был, я стараюсь сравнить его с кем-то другим или же привожу в пример кого-то полярно другого, чтобы на фоне противоречий можно было отчётливее понять особенности и прелести того, о ком идёт разговор. Но вот в данном случае ничего не приходит в голову. Даже не фанату тяжело поспорить с фактом, что «Перцы» — явление уникальное и неповторимое. Только подумайте, уже больше 30 (!) лет эти парни умудряются оставаться в седле, будто серфингисты, поймавшие ну ооочень большую волну. Взлёты и падения, победы и поражения, наркотические зависимости и смерти, бесконечные смены состава и коллаборации со многими другими музыкальными легендами, большинство из которых RCHP уже успешно пережили. В истории группы без преувеличения было всё, но они никогда не теряли актуальности, всегда оставаясь при этом самими собой — законодателями музыкальной моды и примером для подражания для не одного поколения артистов. Неизменными остаются лишь талант, неуёмная страсть к жизни и творческому разнообразию и бешеная всё ещё подростковая энергетика, которой они так щедро делятся во время каждого своего шоу, в чём мы все и смогли убедиться.

В этот раз Red Hot Chili Peppers посетили Москву наперевес с новой, ещё не остывшей после записи, пластинкой «The Getaway», выпуск которой стал для группы настоящим испытанием из-за травмы руки, которую получил Фли, и многих других личностных факторов. Но да, после всего, что происходило с RCHP за всё время их существования, любые трудности, наверное, кажутся чем-то незначительным, очередным небольшим барьером, который нужно взять, просто чтобы не было слишком легко и скучно.

Вылетев на сцену как реактивные снаряды и чуть не взорвав стадион истерическими криками поклонников всех возрастов, «Перцы» сразу дали понять, что церемониться с нами никто не будет, и прямо в самом начале выстрелили полной обоймой самых популярных хитов, которые знает каждый, даже далёкий от творчества группы, но смотревший когда-то MTV, и свежим синглом «Dark Necessities», на который, кстати, недавно вышел клип, режиссёром которого стала очаровательная Оливия Уайльд. Она явно вдохновилась своими съёмками в нашумевшем сериале канала HBO «Винил» (который так несправедливо закрыли после первого сезона), что, как можно наблюдать, очень повлияло на стиль её режиссёрской работы. Единого сетлиста тура у группы, между прочим, нет, и Энтони Кидис, обладатель одного из самых узнаваемых голосов в мире, составляет его перед каждым концертом индивидуально, записывая от руки. Конечно, в большинстве своём меняется только порядок композиций, а некоторые нетленные хиты группы заменяются другими (все уж никак не поместятся, даже несмотря на то, что песен с нового альбома исполняется не так уж и много, как обычно бывает), но очень часто случаются и сюрпризы, как, например, прозвучавшая в Москве «Blood Sugar Sex Magik».

Не стареют душой ветераны. Ох не стареют. Да и судя по тому, как и группа и её фанаты давно уже не пубертатного возраста скакали по сцене и в зале, то не только душой. В этот момент и изменилось моё до этого вполне себе нейтральное отношение к RCHP. И дело не в шоу, не в технических составляющих (Проблем со звуком, кстати, было достаточно, и Кидис не раз подавал техникам знаки, что с микрофоном не всё в порядке. Для особо сообразительных напоминаю, что звук — забота техников, а не организаторов), а в потрясающей энергетике, которую излучали «перцы». Честное слово, весь концерт меня не покидала мысль, что с начала 80-х точно ничего не изменилось, и за всю свою карьеру RCHP не потеряли и доли своего задора и юношеской прыти. Энтони, бегающий по сцене в кепке и разноцветных шортах как пятилетний сорванец на детской площадке; вечно молодые и сумасшедшие Фли, который, кажется, успел даже перекрасить волосы за то время, что группа находилась в Москве, и Чад; и, конечно, Джош (он хоть и совсем молод по меркам группы, но творческого багажа у него на 3 жизни вперёд) — вот кто на самом деле влюблял в себя безоговорочно и до конца жизни.

И, о боже, эти огни по всему стадиону. Это правда то, ради чего стоит жить. Романтичные зажигалки и свечи давно уже заменили бездушные гаджеты, но я всё равно не могу представить себе что-то более прекрасное и пробивающее на слезу. Ты можешь видеть это в сотый и тысячный раз, но каждый раз будет как первый. Даже сейчас, сидя дома на стуле, стая мурашек затаптывает меня, стоит только вспомнить огромный горящий стадион, выдающий сингалонги во время «Californication» и «By The Way».

Бис же получился ещё более сумасбродным (хотя, казалось бы, куда), чем основной сет. Чад, Джош и Фли выдали безумный джем, поочередно возвращаясь на сцену и присоединяясь друг к другу. Первый сел за установку в великолепном, прямо под инструменты, блестящем комбинезоне; второй появился в хоккейной форме сборной России с номером Овечкина; Фли же не стал переодеваться, и просто скромненько так вышел на сцену на руках. И прошёлся по ней чуть ли не до конца. Старики, говорите? Ну-ну. Кидис же тоже порадовал сменой гардероба, правда, на радость женской части зала, он просто отказался от верхней его части. Завершив всё это сумасшествие с помощью «Around The World» и «Give it Away», «перцы», которые, как казалось, не то что не устали, а даже не взмокли, откланялись, предоставляя зрителям возможность отдышаться и осознать всё произошедшее. Хотя, как я думаю, никто бы не отказался от того, чтобы хоть ещё немножечко побыть без воздуха. И вообще, кому нужен кислород, когда есть Red Hot Chili Peppers?

И вот он, внезапный вброс в реальность — резко включенный свет, толпы охраны и прочий постконцертный хаос. Но нет картины чудеснее на свете, чем счастливые запыхавшиеся люди всех полов/возрастов/вкусов/религиозных и политических убеждений, расходящиеся со стадиона в обнимку и с улыбками до самых ушей.

Сет-лист:

1. Intro Jam

2. Can’t Stop

3. Dani California

4. Scar Tissue

5. Dark Necessities

6. Blood Sugar Sex Magik

7. Right on Time

8. Wet Sand

9. Factory of Faith

10. The Getaway

11. Californication

12. Go Robot

13. Under the Bridge

14. Detroit

15. By the Way

Encore:

16. Chad & Josh & Flea Jam

17. Around the World

18. Give It Away