RealMusic
Игра
Год:1986
Жанр:Рок
Студия: Репетиционная студия профсоюзного клуба ФИАЭ
Описание:Альбом начинается с семиминутной композиции "Блюз", сразу обращающей на себя внимание тем, что в кинематографии называется "саспенс". Достигается это звуком и, по-видимому, различным течением времени для гитар и барабанов. В результате простая блюзовая форма, чрезвычайно растянутая во времени, переосмысливается как часть более глубоких процессов в сознании слушателя. Удачно найденный незавершенный мотив и пространственные риффы гитары становятся всё более конкретными по мере приближения кульминации, в которой исследуются предельные психологические возможности исполнителя и слушателя без утраты эстетической непрерывности развития произведения. Тот, кому удастся дослушать это до конца, на мой вгляд, будет вознаграждён состоянием катарсиса (очищения), до некоторой степени принудительного. Следующая композиция "Дуэт" при сохранении интонационного единства с предыдущей, является минималистической по замыслу - играют только гитара и флейта. "Мимолётности" Прокофьева могут быть ближайшей ссылкой на подобные эстетические изыски. Форма произведения свободная, также свободны (но не произвольны, а самосогласованны) ритм и темп исполнения. Задача - соответствовать заявленному уровню (Прокофьеву) - в целом выполнена. "Игра" - наиболее концептуальная композиция, как следует из названия. Применённый речитатив (почти "реп", появившийся как стиль несколько позднее) позволяет в целом успеть довести до слушателя всё задуманное в тексте. О музыке - использование мягких гармонических замен во вступлении и острых гармонических модуляций между куплетом и припевом придают композиции некий драматизм, а финал, с мелодией флейты, так светел, что обещает надежду на счастливое будущее там, где его не может быть никогда. "Менуэт". Одна из самых рафинированных вещей альбома (и не только альбома, а вообще) - играют гитара, бас-гитара и ударные. Глубокое и полное звучание нонаккордов, сопровождающих и содержащих в себе мелодию, не требует других инструментов, при этом достигая местами полноценного "оркестрового" звучания. Остальное - при прослушивании. Философски это зеркальное отражение "Блюза", хотя и форма и размер (3/4) основной части соответствуют классическому менуэту. Экстремально напряжённая кульминация и последующий финал демонстрируют зрелый минимализм как в сочинении, так и в исполнении. "De Rerum Naturae". Ещё один изыск (эксперимент) с применением мощной quasi-"реповой" текстовой нагрузки. Мотив задаётся сильным ритмическим посылом, создаваемый басовой партией (loop) и барабанами. В композиции явственно слышны цитаты из "King Crimson", однако речь о плагиате не идет - и форма, и содержание оригинальны вполне, также достигнут определённый баланс между финальной додекафонией и предыдущей ладовой смесью (тритоны и ступени целотонной гаммы, придающие требуемую напряженность звучанию). "Знакомый мальчик". Светлая, как бы "рождественская" песнь (единственная композиция альбома с более-менее традиционным вокалом) сначала напоминает о cool-jazz. Изысканное гармоническое решение, однако, не носит нарочитого характера оригинальничания для крутизны. "Саспенс" также присутствует в полной мере. Развитие мелодии построено на соответствии интонационному строю текста, а фактурное развитие произведения соответствует его внутренней логике. При этом переход от джазовых интонаций к сладким "парикмахерским" гармониям припева наводит на мысль, что наиболее подходящим решением для припева мог бы быть детский хор. До некоторой степени это имитируется выверенной двухголосной вокальной партией. Истинное наслаждение ценителю приносит двойная кульминация - сначала припев с модуляцией в минор локального тонального центра, далее модуляция в третью ступень, а затем свободная открытая "гламурная" импровизация саксофона, переходящая в экстаз во free-jazz манере и доводящая кульминацию до своей высшей точки. Финальная последовательность гитарных аккордов успевает ещё раз на мгновение отклониться во вторую пониженную ступень, добавляя выразительности в образную коллекцию композиции. "Послесловие". Действительно, казалось бы, уже всё сказано. Что же можно сказать ещё, после подобной эмоциональной загрузки? Композиция начинается с гитарного мотива, отсылающего к средневековой лютневой музыке, в данном случае к старинному испанскому танцу "пассакалия". Экспозиция, однако, более многозначна: особенностью композиции является постепенное развитие и оформление мелодии, проводимой голосом и флейтой во взаимодействии с гитарой. После формальной фактурной кульминации наступает истинная эстетическая, когда единственный раз за все произведение в финале звучит законченная развернутая тема (партия флейты), содержащая в себе ярко выраженную ностальгическую ноту о несбывшемся и недостижимом. Необходимо заметить, что, хотя каждая из композиций альбома является по форме и содержанию законченным музыкальным произведением со своим (и весьма отличающимся друг от друга) музыкальным языком, ощущения эклектичности не возникает. Альбом "Игра" в полной мере (и, может быть, это главное) является произведением крупной музыкальной формы, можно сказать, сюитой. На мой взгляд, альбом должен слушаться и рассматриваться прежде всего именно таким образом. Тот, у кого хватит терпения и душевных сил проследовать предлагаемым путём, прослушав его от начала до конца (около 35 мин. чистого звучания), будет вознаграждён в полной мере силой и чистотой музыкальных образов и эстетических моментов, предложенных к сопереживанию. Алексей Петров - гитара, Павел Ишханов - ударные, Игорь Ванюшин - ударные, Виктор Чернов - бас-гитара, вокал, Александр Воронин - флейта, саксофон.