RealMusic
Туртурика
Туртурика
среда, 19 мая 2010 г., 09:44

Интертекст в русской рок-поэзии.

Как ветхий, так и новый завет являются в рок-поэзии безусловно прецедентными текстами. Осмысление библии свойственно почти всем поэтам русского рока. Библия выступает как универсальный всемирный источник мудрости и одновременно как самый серьезный и массовый догмат, культ. Отсюда и разное, противоположное толкование канонических текстов.

Среди имен, относящихся к библейскому концепту, можно выделить следующие, встречающиеся наиболее часто и у многих рок-авторов:

1) Иисус (Христос). Самый частый случай использования цитаты-имени (четырнадцать примеров, по семь у Летова и Шевчука) не только из библейского контекста, но и из всех текстов-источников[i]. Причиной тому, наш взгляд, может служить то, что Христос воспринимается как Бунтарь, погибший за Веру, одиночка, преданный толпой; одновременно Христос – символизирует образ безвинного страдальца, изгоя.

В зависимости от принадлежности лирического (или ролевого) героя к тому или иному социальному классу осуществляется и разное отношение к образу Христа. Герой из толпы безусловно отторгает Христа:

Нетленная душа, бля, вредоносный атавизм.

Мы распнем Христа по-новой и даешь атеизм!

Летов. Новая патриотическая

Режут пьяненьких христов.

Шевчук. Ночь

В последнем примере налицо также отсылка к творчеству Достоевского. Множественное число делает имя собственное - нарицательным. Кроме того, эпитет «пьяненький» привносит в существительное «христов» оттенки значения, свойственные восприятию образа Христа как «бога беспомощных», царя слабых. Такое восприятие Христа характерно для многих героев Достоевского. («Пр. и Нак.»)

У Егора Летова существует также второй тип отношения лирического субъекта к образу Иисуса. Субъект, являясь частью некоей общности (условного «народа») пытается если не уверовать, то хотя бы расставить для себя ценностные приоритеты, одним из которых выступает Иисус:

Непрерывно задавались вечными вопросами

Велико ли расстояние

От Христа до глиста

От звезды до пизды

От сопли до земли…

Летов. Хмурили брови…

То ли змейка, то ли мост

То ли петелька взахлест

То ли грезы, то ли газы

То ли светлые христосы…

Летов. То ли змейка, то ли мост…

Третий тип, свойственный, опять же, лишь Летову представляет собой позицию мыслящего ищущего интеллигента. Его отношение к Христу похоже на тип, представленный выше, но это отношение безусловно глубже. Здесь мы можем наблюдать уже критическое отношение к объекту. Выражается это и на уровне образов и лексически.

Зоркие окна –

Кто согреет зоркие окна?

Пожалей беззвучными словами

Своего оловянного Христа.

Летов. Евангелие

Олег сказал,

Что я – Христос

С пластинками подмышкой.

Поставлю-ка я пластинку.

Послушаю-ка я ее!

Летов. Олег сказал…

....

продолжение следует

0