RealMusic
Наше Право
Наше Право
суббота, 26 сентября 2015 г., 21:17

Мой брат Андеграунд

Я родился в городе, где мужчины каждый день спускались под землю, А то, что они приносили, другие сжигали дотла... Я родился в городе, где женщины любили деньги. Только денег хватало им лишь до утра. А утром они просыпались слепыми И куда б не пошли - всюду стояла сплошная стена. Они рожали детей, дети вырастали чужими, И выпивали свою жизнь одним стаканом до самого дна. А еще там был мой брат Андеграунд. Он был похож на тёмный подвал. В нем я растил свой нелепый sound. Я почти полюбил его, но он внезапно куда-то пропал. В городе, где я вырос, было мало деревьев. Поэтому с каждым из них я был лично знаком. Это были мои друзья, и каждый из них стал моей тенью. Они до сих пор говорят со мной понятным мне языком. В городе, где я учился, корабли ходили по суше, В нашем кубрике был телевизор и в нем - два известных канала... Но для счастья бутылки вина хватало на всех! А сейчас ящик водки одному будет мало! Прости меня мой брат Андеграунд. За то, что я куда-то пропал. И ты, мой нелепый sound. И ты, мой вечный подвал... Может быть я дилетант, и буду рассуждать несколько непрофессионально или неправильно. Но мне просто хочется выразить некоторые свои мысли и соображения. Итак, в середине 80-х мы - молодые и энергичные парни, взяли в руки гитары. Мы - группа. Рок-группа. Само название рок-группа приводило тогда многих в некий священный трепет. И все же поначалу это была просто группа. Ибо мы просто не хотели быть ВИА, к которым уже начинало просвечивать некое пренебрежение. Надоело. Наверное, сначала нам хотелось быть как Deep Purple и ZZ Top, Rainbow и Pink Floyde... И т.д. и т.п.. Но вот с фирменным звуком проблемы были у всех без исключения (\"аппарат\" был недосягаем). Может, потому и расцвели пышным цветом сорняки в подвалах хрущевок... субкультура, так сказать... Главное - наглый вокал, простецкий драйв и хитромудрые \"загадочные\" тексты - и вот доморощенный андеграунд прочно запустил свои грязные немытые когти в светлые души наивных подростков из СССР. Но это потом... А пока мы пытались как-то \"звучать\", искали формы, инструменты. Доступные инструменты, естественно, или самопальные, типа маракасов из банки от кока-колы, наполненной рисом, или простенькой флейты-прима, приобретенной в магазине \"Мелодия\"... Иногда, правда, в ход шел баян или аккордеон, взятый взаймы у пьяного соседа. Был и настоящий саксофон, и потертый, как старый асфальт в переулке, рояль. Своих песен еще не было. Хотелось просто прилично звучать. Вокалом выдающимся никто из нас не блистал, музыкальный слух сам по себе не мог принести ничего существенного без оригинального материала, так как копировать чужие песни быстро надоело, даже исполняя их на свой собственный лад и в своей интерпретации. На самом деле это довольно интересный вопрос - зачем вообще нам это было надо?! Мы были похожи на дикарей, которые нашли в джунглях бубен, и стали усиленно в него колошматить, надеясь где-то в глубине души, что из него рано или поздно вылезет чудный Белый Кролик, который тут же понравится всем без исключения, и нас за это полюбит весь мир, и вот он - смысл. Смысл жизни. Магический кролик. Получилось ведь эта штука у Битлз?! А мы чем хуже?! Казалось, еще немного, еще совсем капелька, и все будет как надо. Главное, придумать нечто оригинальное, способное поразить всеобщее воображение. Но как?! Как этого достичь?! Случайно или с подачи уже не помнится кого, мы стали пробовать играть джаз. Но что значит \"играть джаз\" в нашем понимании?! Мы взяли ноты, партитуру и стали просто разучивать самые разные произведения. Без какой-либо системы, просто все, что попадалось под руку. И оказалось, что мы - звучим! Не оригинально, естественно, пьесы то были чужими, но вполне себе профессионально звучим, так как партитуры были написаны теми, кто на этом не одну только \"собаку съел\"... То есть мы стали играть. Не три аккорда, а нечто \"взрослое\", сложное, то, чего не играли наши \"коллеги\" по \"цеху\". Через какое-то время стали импровизировать, присочинять немудрящие тексты и простенькие мелодии и нам стало казаться, что вот оно - правильный путь. Но где джаз и где - мы?! По-видимому, в какой-то момент стало ясно, что одним только знанием аппликатуры и классических приемов импровизации ничего не сделаешь \"своего\". Получаются только бесконечные и лишенные смысла вариации на непонятную тему, с непонятным сюжетом и неясным концом. К чему все это?! Где драйв, в конце концов?! Некоторые из нас устали, другие стали искать свой собственный кайф в вине или в женщинах... И лишь немногие поняли, что в музыке, даже в такой примитивной, как андеграунд, нужно искать прежде всего себя, копать свой внутренний мир, перелопачивать горы дерьма и мусора, чтобы найти зернышко истины. Большой стимул, кстати, присутствовал - андеграунд выдал на гора кучу рок-групп или непонятных творческих образований типа \"Звуки Му\", \"Зоопарк\", \"Заоблачный край\", \"Кино\", \"Алиса\" и проч. и проч... При всей недоделанности и необразованности этих людей, они умели добывать драйв, поэтому всякий мог сказать: \"Смотрите, он же фальшивит, но какой кайф! Я тоже так смогу. Зачем годами трудиться в консерваториях, если любой так сможет. Академическое музыкальное образование - это отстой, миф, прошедший день, каменный век! Даешь \"Перемен\", \"Поезд в огне\", чтобы \"за душу брало\" и \"открывало глаза\"... Как наивны мы были и как испортили свой вкус. На десятилетия. Это была мода. Просто глупая мода. На вопиющий непрофессионализм, на дутые тексты, примитивную музыку и непомерный пафос, просто таки, всепоглощающий пафос перед \"совком\", который нас всех и породил, и который мы все бросились поливать грязью и отплевываться от всего, с ним связанного. Мы вдруг поверили в чудо. В Белого Кролика, уши которого торчали из ближайшего пивного бара и мы с нетерпением ждали его появления перед очередным рок-фестивалем, вырастающим как грибы в дождливую летнюю погоду. Вместе с вдохновением, мастерски раздуваемом деятелями типа БГ или Кинчева, пришло огромное желание стать бойцом этого \"фронта\" - ведь земля была \"нашей\", а 70 лет нам этого не говорили... и вот надо ее \"взять\" и сообщить об этом всему миру... Что там еще умалчивается?! О чем молчат гэбисты и коммунисты?! Ну-ка... Готовьтесь - щас мы вас... на чистую воду... и - \"глаголом\", \"глаголом\"... Однако, \"тайны\" почему-то не открывались, откровений не снисходило и мы стали просто \"играть словами\", как БГ, наш первый хитрый \"учитель\"... Играть в слова было интересно и не всегда предсказуемо. Неясен был конечный результат, но иногда получались интересные тексты, в которых можно было угадать некий смысл, особенно если долго и пристально вслушиваться )) Главное, отпускать на волю свой язык, включать «генератор случайных чисел», в нашем случае – «генератор случайных слов», и оригинальный текст готов! Например, вот кусочек текста, придуманного с помощью такого генератора: «Я смотрю сквозь пальцы на замкнутый круг и вижу спираль для себя. На моем полустанке гудят провода, но двигатель мой обесточен. Пункт назначенья устроил меня, но березы склоняют в усталость, губят рельсы, по которым судьба мой поезд пустить собиралась…»… «На своем потолке я вижу светлые блики твои. И раскрытые окна мои ловят слово твое и шаги. Чтоб угнаться за ними – обниму свою тень. Растворю свой вопрос в пластилиновой шутке…» Скажите, где здесь смысл?! Если хорошенько вдуматься, то его нет. А если не особо прислушиваться, то смысл есть! Иногда я твердо верю, что БГ использует именно такой прием для своих текстов. Ибо сейчас, спустя годы, весь смысл его произведений куда-то подевался. Видимо, все-таки, вслушались как следует, было время для этого. Непростое это дело, когда смысл сохраняется на десятилетия или даже на сотни лет, как у Чехова, например. Ибо для этого надобно трудится как шахтер, только еще больше. А кто сейчас имеет такое желание?! – Понятно, да?!. В лучшем случае есть желание просто поиграться в творчество, «выпустить пар» или «пустить пыль в глаза», либо «распушить Хвостецкого», «блеснуть, как щука» и скрыться в недосягаемой проруби»… Так вот. В один, неизвестно, прекрасный или так себе, момент, пришло понимание того, что музыка, даже андеграунд, ежели подходить к ней как к искусству и делу всей жизни, требует всего тебя целиком. Это как река – неясно, что тебя ждет, выплывешь или сгинешь в «пучине рок-н-ролла», примеров – много. Самых разнообразных. И брод предугадать невозможно и глубины не просвечиваются, и неплохо бы иметь какой-никакой завалящий плот (ну что-то типа профессионального образования), чтобы хоть за что-нибудь уцепиться. Но главное, в конечном счете – для чего все это?! Что ты хочешь сделать, и есть ли тебе что сказать миру?! Или есть простое желание выскочить на сцену и явить себя публике – любите, мол, меня, ибо я – звезда, я – это Я, а ты – это ты… Нужна честность, особенно перед собой. А это невероятно редкий товар. Во все времена. Тем более в наше время, когда все забыли его вкус, цвет и запах… И горечь. Есть у нее и такое свойство. У честности. Может из-за горечи, и нет желающих?! Может из-за этого, мы и перестали играть в рок-группу?! Кто знает?! Но вопрос остается открытым – зачем и для чего мы когда-то взяли в руки гитару?! А еще меня волнует, где все-таки живет этот чудный Белый Кролик, которого вытащили за уши битлы?! Может, он уже постарел. И дал ли он потомство?! И был ли он на самом деле?! Или он из тех – вымышленных, но в которых так хочется верить, как в Винни Пуха или в Шерлока Холмса?! И что есть весь этот «андеграунд» - некий виртуальный мир, типа Цукербука, в котором живут темные или загадочные личности под «никами», но без имени, с чужими лицами и обезличенными аватарами, или реальные люди, незнающие, что они там потеряли… Мир, которым ловко управляют корпорации, маскирующиеся под капитализм или демократию?! Или, быть может, андеграунд, - это настоящий «угольный» пласт, способный выдать на гора миллиарды тонн топлива, согреющего когда-то наши души?! Мы там были, мы еще и сейчас туда заходим. Но кто мне скажет – для чего весь этот спектакль?!
0