RealMusic
Стихи Людмилы Элиной
Стихи Людмилы Элиной
четверг, 26 февраля 2015 г., 09:31

Дон Кихот Мариинский

Когда говорят о театральной постановке «Дон Кихота», то большинство подумает о балете Людвига Минкуса. И лишь немногие вспомнят об опере Жюля Массне. Во многом благодаря тому, что Федор Шаляпин в ней в последний раз вышел на сцену. Всего же герою из бедной испанской провинции Ламанча посвящено более десяти балетов и несколько опер. Даже рихард Штраус создал свою симфоническую версию. Не каждый оперный театр может похвастаться тем, что в его репертуаре есть произведение Массне, и это не из-за его сложности, а из-за того, что после первого исполнителя главной партии Шаляпина предъявляются повышенные требованию следующим образам Дон Кихота. А ведь имеет значение не только вокал, но и все прочтение образа. Дон Кихот у Коккоса похож на знакомый нам образ с гравюр Г. Доре. Это длинная фигура с узкой бородкой, напоминающая святого в окружающем его грешном мире, ввергнутый в постоянный конфликт. на контрасте приземленный грубоватый Санчо Панса, не забывающий о своих интересах, но также не выглядящий комично. Что запоминается из сценографии: огромный фолиант; неизменные ветряные мельницы; механический, едва-ли не падающий от голода росинант, буквально сошедшие со страниц книг Дон Кихот и Санчо Панса. Повезло тем, кто услышал Ф. Фурланетто в роли Дон Кихота, мне же пришлось довольствоваться другим исполнителем (Аскар Абдразаков). И надо отметить, что он меня не разочаровал. Андрей Серов в роли Санчо Панса стал нисколько не хуже по сравнению с его концертным исполнением этой оперы. Солисты Академии молодых певцов при Мариинском театре держались на сцене уверенно и органично. Странновато выглядела огромная фигура Дульсинеи на ходулях под платьем, и было непонятно, зачем понадобился режиссеру этот «ходульный образ». Вряд ли кто-то проник в тайну режиссерского замысла. если она и была. Образ Прекрасной Дульсинеи (екатерина Сергеева) смотрелся значительно бледнее по сравнению с рыцарем и его оруженосцем. Не ирония, не пародия, а малопонятная загадка. В целом же опера поставлена достаточно просто, без применения спецэффектов и чудес современной техники: механический росинант и ослик не выглядят искусственными, а больше похожи на вовремя появляющиеся персонажи детских мультфильмов. Обаятельный безумец, возвышенный идеалист Дон Кихот, живущий в своем иллюзорном мире, но никогда не бывающий смешным, мы можем только ему сопереживать. Особенно хорош «рыцарь печального образа» в последнем акте, герой весь проникнут трагизмом, нет ни ноты фальши в его страданиях. Несуетливый, полный достоинства рыцарь и его верный хитроватый оруженосец прошли по сцене Мариинского театра, завоевав зрительские сердца и напомнив всем нам о том, что мир нуждается в странных людях, без которых он стал бы блеклым и задавленным прозой повседневности. И только безумцы превращают ее в поэзию возвышенных устремлений, которую иногда способны высоко оценить наблюдающие за ними обитатели городских квартир.
0