RealMusic
Бард трофи
Бард трофи
четверг, 8 марта 2012 г., 02:45

Карельские причитания



За без малого двухсотлетний период времени, прошедший со дня, когда Элиас Лённрот впервые услышал ошеломившее его звучание карельской причети, фольклористы и этнолингвисты проделали огромный труд по собиранию, описанию и изучению этого древнего жанра, живущего и в наши дни в памяти, но уже редко в быту карелов.


Исследования, посвященные музыкальной стороне жанра карельских причитаний немногочисленны. Это несколько статей и отдельные замечания собирателей и составителей сборников Л.М. Кершнер, С.Н. Кондратьевой, А.Г. Гомон, Т.А. Коски, приведенные нами в списке литературы. Предметом этих публикаций, в основном, являются наблюдения над характером звучания, образным и мелодическим строем причетных напевов, над их соотнесенностью с содержанием обряда. На основе анализа интонационного и ладового сходства-различия групп напевов этномузыковеды либо подтверждают, либо уточняют их принадлежность местным традиция согласно принятому этнографами и филологами региональному членению историко-культурной территории Карелии на Северную, Среднюю (Сегозерье) и Южную.


Статьи автора отличает интерес к структуре причетных напевов. Им был предпринят ряд опытов типологии их композиционных форм. Выработанная в этих статьях рабочая терминология и принципы описания архитектоники — мелодической композиции напевов причитаний — получили резонанс в современных исследованиях традиционной архитектуры учеными школы В.П. Орфинского. Нас объединила ориентация на предельную объективизацию методик описания исследуемого материала и данных научного анализа Параллельно исследователи «застывшей музыки» и «ожившей архитектуры», как принято называть архитектуру и музыку, пришли к постановке проблем межэтнических контактов финно-угорских и северно-русской традиционных культур (Гуляев, Краснопольская, 1989; Краснопольская, 1992).


Темой настоящей статьи являются наблюдения и первые обобщения, к которым пришел автор в результате изучения структур музыкального и поэтического текстов карельских причитаний и форм их координации, а также определение возможностей постановки проблем сравнительного описания напевов причитаний финно-угорских этносов Северо-Запада России, Поволжья и Приуралья. В отечественном этномузыковедении подобные попытки еще не предпринимались.
Основой для научного сравнительного анализа должны стать объективные данные, полученные в результате анализа возможно большего фактологического материала. Такого рода материалом располагают этнография и фольклористика Финляндии, Эстонии, Мордовии, республики Коми, Карелии. Здесь накоплена не одна тысяча записей причетных текстов, сделанных от сотен знатоков традиции, в том числе версии текстов, записанные от одного и того же сказителя в разные годы его жизни, дает возможность изучать и жизнь самой традиции. Значительная часть этих записей издана, многие переведены на языки разных народов мира....

0