RealMusic
adrian roum
adrian roum
воскресенье, 20 ноября 2011 г., 02:37

С новым саундом!


В связи с общей деградацией искусства достаточно вспомнить недавний провокационный факт
присуждения официального приза «художникам» группы «Война» за их общественный
хэппенинг «фаллос».
И в комиссии были такие уважаемые искуствоведы как Ерофеев, известный из своей
телепрограммы «Апокриф». Ерофеев уже давно разоблачил себя, как жидовствующий
культурник, маскирующийся под прогрессиста.
Но дело не в нем и не в этой скабрезной группе, а в достойных альтернативах достойного
искусства. Есть они у нас?
Да, у нас есть замечательная классическая музыкальная школа, на весь мир известные
исполнители классической музыки. Оговорюсь, что в этом эссе речь будет итти прежде всего
о музыке.
Но ведь эта эстетика не затрагивает большинство нашего населения. Особенно молодежь.
Последняя в своей массе даже уверена, что это искусство дедов и бабушек. Т.е. оно
устарело и скоро отомрет. Стремится это эссе доказывать, как обычно в таких случаях,
противоположность?
Несомненно эстетический уровень молодежной музыки опасно низок. Даже если там нет в
своей массе жидовствующего, сатанинского этетства, как в группе «Война», и широкая
молодежь непосредственно и искренне потребляет любимую ей музыку и направления, все же
духовный уровень этой музыки оставляет желать лучшего. Поп-музыка, эстрадные песни очень
поверхностны и могут удовлетворять только очень примитивные и неразвитые души. Хотя они,
зачастую, в этом и не виноваты. Потому что дешевая мода и ее власть почти непреодолимы.
А организованного народного музыкальнго воспитания, к сожалению, нет.
Но нужно также с полной ясностью сказать, что т.н. классическое искусство тоже
перестало быть авангардом. Не в смысле той элитарной музыки, которая «карябает» уши
неподготовленному слушателю, а в смысле, что оно действительно почти не развивается за
последние три века.
Развивался музыкальный материал (композиция), музыкальные, социальные и духовные темы,
но не исполнительский аспект.
Например, замечательную оперу 20-го столетия Альбана Берга «Воццек» поют все те же певцы,
выученные в вокальной школе «бель-канто».
Итак речь идет, как сегодня принято называть звуковой параметр, о саунде. Саунд и в
современной классической музыке, использующей интересные новые музыкальные находки, не
поменялся. А ведь одних певческих манер существует в мире великое множество. И все
сводить только к бель-канто является страшным и опасным для искусства обеднением. Бель-
канто возникло в Италии и было по сути народной манерой пения. Позже, с победой
итальянской оперы во всем мире, эта манера стала единственным стандартом. И сегодня
ничего существенно не поменялось.
Следовательно, молодым комозиторам, работающим сегодня в серьезных жанрах – серьезных, в
смысле постановки проблем – нужно обратить внимание на новый саунд, как в вокале, так и
в инструментале.
Как раз рок-музыка и джаз, не смотря на оккультный (у рока) или мелкобуржуазный характер
(у джаза, если это не модерный, скрещивающийся с серьезным авангардом джаз) развили
совершенно новый саунд как в пении, так и инструментале.
Часто можно слышать от клириков нашей Православной Церкви, что классическую музыку надо
предпочитать другой любой, особенно поп и рокмузыке. Это, в принципе, правильно.
Классическая музыка таких композиторов как Бах, Бетховен, Брамс, Шостакович, Антон
Веберн и мн. других действует на душу просвещающе и облагораживающе. Например, такая ТВ-
программа, как православное телевидение Союз часто показывает концерты классической
музыки, стараясь приучить молодежь к такой «не душевредной» музыке. Но, к сожалению,
опять же устаревший саунд «голосящих» певиц или трубящих как слоны певцов в новых
современных произведениях, написанных в старой гармонической манере, могут вызвать
скорее скуку и тоску вместо вдохновения.
Значит, к этому делу, музыкальному просвещению молодежи, нельзя подходить формально:
мол, мы даем «классику», значит мы хорошие, полезные и спасающие. Классика классике
рознь. Разумеется, старые вещи лучше исполнять аутентично, близко ко времени их
возникновения. Хотя, например, оперы Моцарта сегодня часто исполняются в модерных
костюмах наших дней. Эта манера пришла с Запада. Но новые классические вещи надо
подбирать и по свежему саунду и современному духу исполнения. Композиторам нужно
использовать опыт джаза и рок-музыки (конечно, не их примитивный стиль) в изобретении
нового саунда. А составителям программ классической музыки строже отбирать новые
сочинения по критерию свежего саунда. Нужно избегать больших составов (полных
симфонических оркестров), бравурной, внешне виртуозной музыки. Разных полек и галопов.
Нужно делать скорее акцент на произведениях камерных жанров с малым числом исполнителей.
С музыкой прозрачной, не стремящейся собой заполнить всю партитурную бумагу, когда все
черным-черно от нот. Чем больше воздуха, белого цвета пауз на нотной бумаге, тем больше
включается и окружающая среда, становясь соисполнителем.
Обращение к композиторам и составителям программ:
Итак, давайте делать классическую музыку современной, честной, искренней, отвечающей
духовным запросам наших дней.
И прежде всего - с н о в ы м с а у н д о м!
И такую музыку представлять широкому слушателю.

0