RealMusic
Северный Край
Северный Край
пятница, 26 июля 2019 г., 10:21

Словесная музыка

 

Направлений и течений в современной музыке не перечесть. Столько, что голова кругом идет. Перечислю основные, самые крупные из них: классическая музыка, джаз, блюз, народная музыка или фолк, популярная музыка, рок-музыка, рэп, шансон, авторская песня, электронная музыка. Итого добрый десяток основных направлений. Сразу все и не запомнишь, пожалуй. А если начать копать глубже и каждую из этих крупных ветвей музыкального древа начать делить на веточки помельче, а те в свою очередь на листочки, то счет пойдет, вероятно, уже на сотни разных ответвлений. Может, и на тысячи, кто их все считал? Кроме специалистов, разумеется.

Наверное, есть люди, которые могут слушать все подряд. Сам я с ними по жизни как-то не сталкивался. Не довелось. Мне было бы даже интересно побеседовать с подобным уникумом, который умудряется находить для себя нечто приятное во всех музыкальных течениях. А уж если еще он может и рассказать, что с чем едят, и почему именно так, а не иначе, то… Снимаю шляпу: я на такой подвиг оказался не способен. Еще в юности я сделал свой выбор в пользу двух-трех, так сказать, любимых музЫк. И остаюсь верен выбранным течениям по сей день. Сколько не пытался расширить диапазон, как ни старался найти что-то новое и до сих пор мною неслыханное, что зацепило бы сердце, а не только поверхность ума, ничего у меня не получилось. И уже, наверное, не получится. Время прошло, нет большого желания искать. Вкусы давно устоялись. И та музыка, что играет в моих наушниках сейчас, меня вполне устраивает.

Хочу рассказать, каким образом я дошел до такой жизни. Как определяю для себя интересного музыканта или исполнителя. Почему один застревает в моем сердце, а другой проходит мимо, его почти не касаясь.

Но сначала я должен объяснить, какими критериями руководствуюсь в своем выборе. Первоочередным из них для меня является слово. Текст песни. Его смысл. То, о чем поет исполнитель. И если оказывается, что озвучивается текст на уровне «ля-ля-ля-тополя» с соответствующими рифмами и смысловой нагрузкой, то для меня песня сразу утрачивает львиную долю своего очарования. Именно львиную, то есть бОльшую часть. При этом у нее может быть потрясающая по красоте мелодия. Аранжировка, которая сводит с ума всех музыкальных специалистов. У самого солиста может быть ангельский голос. Будет звучать живой академический оркестр. А очарование будет утрачено, потому что слова песни ничего не скажут ни моему сердцу, ни даже уму.

Верна будет и обратная картина. Допустим, безнадежно простуженный солист хрипит в микрофон, заплетающимся языком едва выговаривая текст, и музыканты лажают через ноту. Аранжировка никакая, мелодии нет и от подобного исполнения у дирижера академического оркестра волосы на голове встают дыбом. Но если смысл песни оказался глубоким и текст меня заинтересовал, ситуация не будет безнадежной. А дело окажется вполне себе поправимым.

Именно так я открыл для себя Олега Медведева. Впервые я услышал его песню в исполнении уличного певца. Было холодно, трамвай гремел на рельсовых стыках, шум машин забивал текст. Я смог расслышать всего несколько слов. Но они меня зацепили. Я приехал домой и начал выяснять, что это было. Песня называлась необычно: «Корабельный кот». И сама была необычной: таких слов я еще ни у одного автора не встречал. И таких нестандартных сюжетов, кстати, тоже. По большому счету это, как сейчас говорят, фэнтези. Сказки. Но отнюдь не лежащие на поверхности, а наоборот, сознательно притененные автором смысловые уроки, которые из них можно извлечь, приводят меня в восхищение. Так же как и сам язык медведевских текстов — плотно насыщенный образами, чистый, современный и очень живой.

Это настоящая поэзия, озвученная под акустическую гитару. Мелодии у Медведева, кстати, на мой взгляд непросты. Непривычны и поначалу могут резать ухо. Потом к ним привыкаешь, и все становится на свои места. Мне кажется, это непростые слова требуют необычной музыкальной обертки.

Еще один пример хорошей и в то же время необычной поэзии — это группа «Аквариум». Небезызвестный Борис Гребенщиков. Бывает, правда, что смысла в каких-то его вещах я не улавливаю. Или наоборот, он кажется мне простым до примитивности — на месте Бориса Борисовича я бы не стал об этом петь. Но это, как говорится, уже проблемы моего восприятия и вкуса. Любимому автору прощаешь и слабые вещи. Может, это мне песня кажется никакой, а сам певец от нее в восторге. В основном же весь корпус гребенщиковских текстов написан на очень высоком поэтическом уровне. Это с большой буквы Стихи.

Песенная мелодия для меня имеет значение меньшее, чем слова. Серьезно меньшее. Я бы сказал даже — значительно. Очень хорошо, когда она присутствует. И аранжировка сделана интересно, и музыканты играют на уровне. Все это должно быть. Но не обязано, по большому счету. А вот смысл, и желательно глубокий, в песне должен присутствовать обязательно.

Задача любой песни — прежде всего донести до слушателей слова автора. То, о чем он хотел сказать. Задача музыки — сделать это красиво. Не только приятно для слуха, но и внятно, чтобы ни словечка не потерять. И желательно тактично, не перебивая главное — текст. Песенное слово. Потому что это — главное. Потому что слово из песни не выкинешь. Разве не так, коллеги?

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }

0