Сейчас, во время практически неограниченного доступа к профессиональному звукозаписывающему оборудованию, остро встает вопрос о том, какое место в жизни музыканта должно занимать демо и нужно ли оно вообще? Огромное количество музыки, записанной дома, не отличается по качеству от того, на что в больших студия тратят большие деньги. Музыканты, находящиеся в рамках некоторых жанров вообще не нуждаются в том, чтобы записываться профессионально — LO-FI (или демо) по сей день в почете у многих исполнителей.

Вспомним историю альбома Nebraska Брюса Спрингстина. Записанные на скорую руку с помощью кассетного бумбокса песни должны были стать демо предстоящей полноценной записи. Однако Спрингстин решил выпустить их в том самом демо-виде. В 1982 году такое решение было дерзким и революционным. Но едва ли можно кого-то-то удивить подобным в 2015.

Но все же формат демо — это устоявшаяся веками концепция, и причин для его записи огромное множество — от экономических до социальных. Для одних исполнителей демо — это способ узнать, на что они способны, услышать себя со стороны. Для других, в особенности, метал-, панк- и хардкор-музыкантов — это первый шаг к тому, чтобы стать частью сцены: не совсем альбом, но все же что-то, благодаря чему их могут оценить окружающие, не побывав на концерте. Зачем записывать все свои концерты и репетиции, чтобы узнать, к чему быть готовым в студии? Демо-запись может ответить на все вопросы. Звукозаписывающие студии потратили тысячи долларов на микрофоны и предусилители, и, надеемся, тысячи часов, чтобы натренироваться с ними работать. Поэтому потратить свое время на изучение своей же музыки — совсем неплохое решение. Вот пять советов, которые помогут вам грамотно подойти к записи своего демо.

1. Знайте, на кого рассчитана ваша запись

Делаете ли вы демо с намерением послать его звукоинженеру, с которым хотите работать, чтобы он хорошо ознакомился с вашей музыкой? Или же вы хотите отправить его на лейбл или в редакцию издания, чтобы заполучить какие-то отзывы? В случае с лейблом это не очень хорошая идея, потому как большинство из них предпочитают полноценно записанные песни, но редкие истории успеха все же случаются. Пусть запись будет «сырой» и далекой от того, что вы действительно хотите слышать. Но заранее сделайте акцент на сильных сторонах всех песен, и постарайтесь сделать так, чтобы они были заметны. Так же как и с записью альбома, обращайте внимание на трек-лист. Пусть это будет «генеральной репетицией» вашего альбома.

2. Не мудрите во время процесса

Можно вывернуться на изнанку, укрепляя микрофоны для каждого отдельного барабана. Хотя для сочного звука достаточно лишь пары. Подумайте, вы хотите впечатлить слушателей своими навыками домашней записи или все же песнями? Демо — это демонстрация потенциала, а не закрепление предела ваших возможностей.

Естественно, в зависимости от жанра каждый музыкант записывается по своему: рок-исполнителям лучше подходит живая запись, а электронщики могут все сделать, сидя перед компьютером. Держите в голове то, что в идеальном мире у вас, конечно же, было бы неограниченное время в студии. Но это невозможно, потому что давление под названием «время-деньги» будет присутствовать всегда. У вас точно так же не будет возможности слишком много копаться с каждой деталью, поэтому дайте себе простор во время создания демо, и выжимайте из себя все возможное в этих условиях. Однако опять же знайте, где остановиться, и не будьте одним из тех непризнанных гениев, что годами не могут отполировать собственное демо.

3. Сделайте тише

Некоторое время назад в одном из выпусков журнала о звукозаписи Tape Op продюсер Алекс Ньюпорт (At the Drive-In, Block Party, The Locust) рассказал о том, как в его студию толпами наведывались разные грайндкорщики после релиза альбома Plague Soundscapes группы The Locust в 2003 году. Во время препродакшна Ньюпорт делал совершенно немыслимое: просил своих подопечных играть ПОТИШЕ. При снижении громкости до того уровня, что можно было слышать речь, очень часто становились слышны чудовищные ошибки. В громе дисторшна сами музыканты до этого не замечали собственных провалов. Пробуйте делать то же самое — попробуйте сыграть все песни медленнее или тише. Ошибки умело маскируются и прячутся под стеной шума, и если на стадии демо вы их раскроете, то избавите себя от головной боли во время полноценной записи в последующем.

4. «Уважайте свою ошибку как скрытое намерение»

В 1975 году Брайан Ино и Питер Шмидт сделали так называемые «Обходные Стратегии» — это представляло из себя черную коробочку с картами. На каждой из карточек было написано предложение, которое должно было помогать человеку, подошедшему к творческому тупику. И вот на одной из них было написано «Уважайте свою ошибку как скрытое намерение». Этот совет как нельзя кстати подходит тем, кто делает демо-запись. Внимательно слушайте то, что у вас получается — тэйк за тэйком следите, что делает один из них уникальным, почему он звучит иначе? Возможно, кто-то из вашей группы сделал ошибку, которая неожиданно придала песне особый шарм. Если это ваше самое первое демо, то именно сейчас вы впервые слышите свою музыку со стороны. Играя концерты, репетируя, и все время находясь «внутри» исполняемой музыки, вы можете машинально отбрасывать, на первый взгляд, неправильные вещи и никогда их не повторять, потому что мозг их удалил из памяти. Теперь же самое время отстраненно прислушаться к собственной музыке и уважительно отнестись ко всем «неправильностям».

5. Не зацикливайтесь на демо при записи альбома

Это обратная сторона предыдущего пункта. Когда вы несете свою запись продюсеру, с которым проведете ближайшие дни или недели в студии, относитесь к демо как к черновику. Зацикливание на демо — очень распространенная болезнь музыкантов, которые слишком серьезно отнеслись к своему «черновику». Если вы выбрали идеального для себя продюсера, то должны полагаться на его навыки и точку зрения. Этот человек должен знать, как использовать свое оборудование для того, чтобы ваша музыка звучала как нельзя лучше. И если в ваших отношениях он выполняет роль механика, то как художник вы все равно не должны вцепляться в особенности своего демо. Даже если вас очаровала какая-то собственная ошибка, а продюсеру она не нравится — прислушивайтесь к тому, что он говорит.