RealMusic
Есть ли жизнь на Марсе?
Год:2008
Жанр:Рок
Студия: студия Алиби
Описание:Рецензия на диск Алиби "Есть ли жизнь на Марсе?". Отделение Выход Черная эффектная картонная обложка. На ней - веселенькая надпись: "Есть ли жизнь на Марсе?". А между строчками затерялся и сам предмет бурных обсуждений - загадочная планета Марс. Меломан, взявший в руки диск, вправе ожидать космических рок-н-роллов и беззаботных хитов… Но стоит посмотреть на обложку с обратной стороны, как живым укором взглянет на нас такая родная и такая манящая планета Земля. И складывается впечатление, что задает она нам встречный, альтернативный вопрос: а какого ляда вы забыли на этом Марсе, когда есть я - со своими очевидными и отнюдь не риторическими проблемами? На альбоме дубненской группы "Алиби" хватает песен из обоих смысловых рядов. Заоблачные романтические темы поет басист Александр Рябов. Эти песни прекрасны, в них нет ни малейшей натужности и чувствуется влияние бессмертных "битлов". Например, "Жизнь прекрасна" составила бы честь бит-квартету "Секрет" в годы его расцвета, правда "Алиби" куда более изобретательные в аранжировках (здесь звучит и автономная акустическая часть, и тяжелая ритм-гитара в сочетании с синтетической гармошкой). Партии лидера "Алиби" Сергея Попова отличаются злободневностью и едкой иронией. Здесь часты упоминания "Дома-2", "фрика и танцора Моисея", Путина, перед которым непременно положено носить звезду… Изредка происходит чудо - и голоса Попова и Рябова соединяются для исполнения песни с двойным дном "Москва - наше солнце". Ее возвышенное название оправдывается лишь отчасти. Столица в песне действительно предстает как предмет радужных надежд и заветных чаяний. Но только не для неудачливой провинциальной группы, чьи песни, по сюжету композиции, "без смазки не лезут в формат". Песням же "Алиби" смазка явно не нужна. Каждая из них проработана любовно и старательно. Сергей Попов был и остается поклонником сложных композиционных построений, свойственных нью-вейву, арт-року, интеллигентному блюзу и даже румбе (каковой является та же "Москва - наше солнце"). Попов совсем не так насмешлив, как это может показаться на первый взгляд. Человека, задавленного тяжелой жизнью в мегаполисе, он способен даже вовремя утешить, чему пример - песня с психотерапевтическим названием "Жизнь на 200$". Денис Ступников KM RU АЛИБИ - "ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ" (Неформат) Двадцать лет назад Сергей Попов пел: "Я пою, но не для них/Я пою сейчас для вас". Вопросов, кто такие "они" и "мы", у аудитории не возникало. И эту оппозицию ("они/мы") использовали Яна Дягилева, Дмитрий Ревякин, Михаил Борзыкин и многие другие. "Мы" считали себя безусловно живыми, оставляя роль манекенов и зомби "им". Потом разделение стало заштриховываться, расплываться, стираться и... "Мы" стали "ими". Или "они" - "нами"? Все стоят плотно, локоть к локтю, попробуй разбери, кто здесь живой, а кто - овощ на грядке. Вот и АЛИБИ теперь поет не для "нас", а о нас: "Мы все сошли с ума./Мы все из Дома-2". Есть тут еще живые, ау? Есть ли жизнь на Марсе? Конечно, есть. Потому на диске и написано: "Живая музыка для живых людей". Этот диск стоит особняком не только в дискографии АЛИБИ (насчитывающей уже 6 альбомов), но и в основном потоке современной рок-индустрии. Для группы из Дубны THE BEATLES до сих пор важнее, чем RAMMSTEIN, а THE ROLLING STONES актуальнее, чем TOKIO HOTEL. Добавление клавишных и струнных инструментов смягчило звучание, одновременно расширив поле для аранжировок. А если учесть сложные конструкции песен, то "Есть Ли Жизнь На Марсе?" можно с полным правом назвать арт-роковым песенным альбомом. Музыки много, но она не заслоняет тексты, соблюдая классический песенный паритет. И с музыкальной частью на пластинке полный порядок: аранжировки тщательно продуманы и мастерски исполнены, а мелодии цепляются за ухо крепче, чем весенний клещ. Материал пластинки очень разнообразен, но вместе с тем достаточно четко делится на две стороны (условно их можно назвать "Злоба" и "Любовь"), вступающие друг с другом в непримиримый спор. Сегодня этот спор неразрешим, потому и песен на каждой стороне - по пять штук. Водоразделом служит вступительная "Номер Телефона "0"", отдающая по очкам победу, увы, не Любви: Мой Пелевин Скотчем склеен - "Поколенье Пи". От заката до рассвета Нам не до любви. … Как это вольно. Как это больно. Как до небес. Как же в обрез! Именно потому, что любви чуть меньше, а спето о ней, само собой, чуть тише, первое прослушивание оставляет четкое ощущение злобно-сатирической работы. Но со временем приходит понимание, что "Ангел Любви" и "Все Хорошо (Ты Спасена)" все равно более важны и необходимы, чем "Порно" и "Жить На 200$". Не оттого, что - лирика, не потому, что так в школе учили, а просто по той причине, что жизнь должна продолжаться. Спаси меня, Ангел любви. Спаси меня и позови. Злые, жестокие вещи всегда удавались Сергею Попову, за что он и был любим в революционные 80-е. Но нынче его песни социальной направленности - это злость человека, уставшего бороться с ветряными мельницами, злость на себя: ну что же мы, как же мы такими стали-то, а? И здесь Сергей нередко перебарщивает, срываясь на откровенную скабрезность, без которой можно было бы запросто обойтись. Даже использованная в "Порно" музыкальная цитата из песни "Удовлетворение" вокально-инструментального ансамбля КАТЯЩИЕСЯ КАМНИ имеет не столько музыкальный, сколько текстуальный - и вполне похабный - смысл. И нищие в глуши, И богачи в тиши Жуют вонючие прокладки - "OB", еще "OB". Долби меня, долби. Достань меня до самой матки! Дас ист фантастиш Жесткое порно. Влажные сны. Красное в черном. Точим, точим, дрочим, Все никак не кончим Мы. К сожалению, в альбом не попала одна из лучших среди последних иронических песен Попова - "Легко Легло". Видимо, она станет началом нового, уже ожидаемого альбома. Оценка по моей пятибалльной системе - "четыре". Автор: Старый Пионэр АЛИБИ ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ? Группа Алиби появилась на свет в 1986 году. Гитарист Сергей Попов и басист Александр Рябов до этого играли в культовом дубненском ансамбле Жар-Птица, беспощадно разогнанном в 1984 году на волне судебного процесса над группой Воскресенье. Саунд новой группы был прост до предела (гитара - бас - барабаны), песни по большей части представляли собой ядовитые сатирические зарисовки. Столь нехитрая концепция поначалу хорошо вписалась в перестроечное брожение конца 80-х. Алиби засветились на легендарном подольском рок-фесте, их песня "Выше Голову" вышла на тройном концертном альбоме-сборнике лауреатов марафона "Рок-Панорама-87", а статьи о группе попали во все тогдашние рок-энциклопедии. А потом революционные времена прошли, и о группе стали потихоньку забывать. Новый век оказался неплохим временем для возвращения старых рокеров к активной творческой деятельности. Август, Форвард, Хроноп - у всех этих, казалось бы, отбегавших лучшие денечки стайеров, вдруг открылось второе дыхание. Идея бросить музыку вдруг оказалась глупой - по-прежнему оставались вокруг люди, которым были нужны эти песни, людей этих оказалось неожиданно много, и все они ждали от своих старых друзей новых подвигов. Вернулись к народу и Алиби. Новый альбом "Есть ли жизнь на Марсе?" оказался неожиданно хорош. Более музыкальный по форме, нежели предыдущие работы команды, и не менее ядовитый по содержанию. Великолепна "ла-бамба" "Москва - Наше Солнце" - уморительно смешная и одновременно чертовски зубастая. Баллада "Жизнь Прекрасна" - увесистый кол, протыкающий два метра мерзлой подмосковной земли и гроб с окоченевшей тушкой зомби брит-попа. Что до "Порно", то не зря эта вещица несет риффовую отсылку к "Satisfaction" Rolling Stones - времена вроде бы иные, а герой песни глядит в телевизор со все той же мыслью - удовлетворения нет. Хотя на достижение зрителем оного вроде бы теперь работает каждая телепередача на каждом телеканале. Альбом уверенный, ровный. Объемное звучание барабанов, ревущий электроорган, увесистые, мясистые гитары, отчетливый, не страдающий формализмом бас, живой, откликающийся на развитие каждой песни звук... Сразу слышно ту "старую школу", что появилась на нашей сцене на десять лет раньше того малоаппетитного массива, что принято сейчас называть русским роком. Есть ли жизнь на Марсе? Судя по номеру "Аэлита", вопрос отнюдь не праздный - надо же, действительно, где-то жить, коли матушка-Земля стала столь беспокойным местом? 21.11.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)