RealMusic
Эхо времён
Год:2011
Жанр:Рок
Студия: Концертный
Описание:Эхо времён Почему-то так мне захотелось назвать альбом, состоящий из концертных записей «Жар-птицы». Визуального оформления, конверта, для него пока нет, но вот звуковое уже готово: год жизни и настойчивое желание - несмотря на искажения, шум и слипающуюся от древности плёнку - вытянуть из небытия слова и ноты. 1.Моя песня – Ночь - Жар-птица (нон-стоп) 2.Вне закона 3.Ожидание 4.Детство 5.Регги-Рейган 6.Неужели 7.Рок-н-ролл 8.Мы сумеем всё 9.Рокодром 10.Голос 11.Чепуха 12.Добрый вечер 13.Мальчик играл на скрипке 14.Ты говоришь 15.Отпусти меня 16.Я не верю (соло барабанов). Странно, что эти записи вообще сохранились: столько было переездов, разводов, репетиционных баз и людей, которым мы раздавали плёнки, не задумываясь о том, что нам самим когда-нибудь это захочется послушать. Первые одиннадцать треков записаны зимой 1984 года - скорее всего, это был февраль, более точная дата никак не вспоминается: Дубна, ДК «Октябрь», совместный концерт джазового квартета п/у Александра Смирнова (1-е отделение) и «Жар-птицы» (2-е отделение). Стоит сказать, что квартет, за исключением руководителя, состоял из бывших музыкантов «Жар-птицы»: Александр Васильченко (гитара), Сергей Пестов (ударные) и Александр Капитонов (бас). Помню, мы собрали всю аппаратуру, какую только смогли, и несколько дней репетировали на сцене этого «тысячника», настраивая себя и технику: «Жар-птица» могла себе такое позволить, так как подвал этого ДК был нашей базой, а я числился штатным руководителем «самодеятельного коллектива». Начали выступление с нон-стопа из трёх компизиций: «Моя песня – Ночь - Жар-птица», вроде звук получался ничего, несмотря на привычку нашего оператора, Валеры Саенко, экспериментировать тембрами и громкостью прямо во время концерта. Хороший звук нас взбодрил, публика нас любила, и концерт покатился как надо. Рядом с Валерой стоял магнитофон, который записывал происходящее, но последняя песня, «Чепуха», получилась не до конца: плёнка кончилась. А когда Валера переставил бобину, зафиксировался только хвостик с прощальными словами. Поэтому я смонтировал кусочек сохранившегося трека с оригиналом из альбома «Рокодром». Интересно, что когда оба файла были перецифрованы в нужную тональность (советские магнитофоны не отличались стабильностью), темп совпал. Отрадно, помимо прочего, что сохранились записи песен, которые «Жар-птица» играла очень редко – «Мы сумеем всё» и «Регги-рейган». Последняя не уцелела даже на оригинале «Рокодрома»: плёнка осыпалась так, что кроме статического треска там почти ничего не слышно. А обе эти песни появились не просто так. К тому времени я имел на каждом тексте печать, что она разрешена к исполнению; печать было получена обманным путём, с помощью дружбы и коньяка. Но в то время в репертуаре самодеятельного коллектива должны были быть какие-то идеологически обязательные номера - за мир во всём мире, например - вот я и написал их. Причём, не могу сказать, что сделал это для галочки, в этих песнях много вполне искренних чувств. В начале 1984 года в ДК сменился худрук: вместо Галины Теленковой, женщины въедливой, которая ни за что бы не выпустила на сцену коллектив, исполнявший только собственные песни, самодеятельностью рулила некая Татьяна, толстушка и хохотушка, которая верила любой начальственной подписи, а тем более – печати. Любопытно, что когда «Регги-Рейган» всплыла во время разборок с «Жар-птицей», привёдших к её запрету, именно за эту песню я получил самый большой нагоняй: «Ну разве можно в таких выражениях про президента, пусть и США!» - говорил мне 3-й секретарь ГК КПСС по фамилии Серков. Видимо, рецензенты – а все мои песни с фальшивой «литовкой», как только нас начали прессинговать, проверялись в Союзе Писателей СССР - опасались, что такая вседозволенность может далеко завести. Но это произошло позже. Слушая сегодня запись 1984 года, я понимаю, что «Жар-птица» в тот момент была на пике формы: мало кто из неформальных, андеграундных групп играл тогда так же слаженно и имел сравнимый по авангардности - в музыкальном, конечно, отношении - репертуар. Но уже в самом разгаре было «Дело «Воскресения», где я был сначала свидетелем, потом подозреваемым, а через несколько месяцев группу внесли в «чёрные» списки за распространение собственных песен в собственных же записях и изгнали из ДК «Октябрь». …Последние пять треков - это середина 1981 года. Четыре с концерта, по всей видимости, в военном училище, т.к. в зале слышны исключительно мужские голоса. А вот последний трек, соло барабанов, идентифицировать относительно места не удалось. Кстати, соло барабанов в те годы было обязательной частью выступления электрогитарного состава, по нему определялся уровень коллектива, да и зал в этот момент заводился изрядно. Выступления же рок-групп было такой редкостью, что гарантировало полный зал зрителей от 15 до 40 лет, обоего пола, любому коллективу, название которого знало больше трёх человек: сарафанное радио работало безупречно. Эти пять последних песен играет новый, только что собранный состав «Жар-птицы», а предыдущий только что ушёл, как раз в джаз-квартет Саши Смирнова. Рассказывая о некоторых деталях тех давних выступлений, для краткости обозначу выступление в ДК как «Концерт 84», а остальное – как «Концерт 81». Состав «Жар-птицы» на «Концерте 84»: Александр Никитин – бас, вокал; Алексей Сурков – клавишные, вокал; Сергей Попов – гитара, вокал; Владимир Тихомиров – гитара; Владимир Дягель – ударные. (Последний, кстати, учился в 9-м классе). Звукооператор – Валерий Саенко. Соло на саксофоне в песне «Ожидание», как и на альбоме «Рокодром» (1983), исполняет Саша Смирнов. Техника. Комплект Beag, одна гитара и орган через две Vermona Regent 300, порталы усилены Vermona Regent 1000, мониторы самодельные, на основе динамиков Regent 60, пульт на 12 XLR-входов, рукоделие Саши Арутюнова, звукорежиссёра «Воскресения», микрофоны динамические, болгарского производства. У меня гитара Musima de lux 25k, у Володи самоделка, у Саши бас Jolana diamant, у Лёши однорядный орган Veltmeister и советская игрушка «Фаэми», которую он использовал для соло за неимением синтезатора, у Володи модифицированный «Тактон». Запись велась с пульта, это я точно помню, поэтому зал, который нас встречал очень тепло, еле слышен, а вот баланс инструментов, как ни странно, получился приемлемым. Состав «Жар-птицы» на «Концерте 81»: Александр Никитин – бас, вокал; Алексей Сурков – клавишные, вокал; Вячеслав Пономарёв – гитара, вокал; Сергей Попов – гитара, вокал; Сергей Заонегин – ударные. Звукооператор – Александр Леонов. Фактически здесь мы исполняем танцевальную программу, но уже идёт подготовка к записи «Зноя» и скоро многое будет переделано начисто. Любопытно, что в соло барабанов Сергей каким-то образом меняет тон барабанов, но это не электронные, а обычные акустические альты! Техника во многом та же, что и на «Концерте 84», за исключением усилителей Vermona и пульта: тогда у нас был свой самодельный микшер, без тембров, только ручки громкости и панорамы (!). Но мы с этим пультом не только выступали, но записали два альбома, «В Городе Желаний» (1981) и «Зной» (1982). Микрофоны, судя по свисту, МД-66. У меня - самодельная, двухгрифовая гитара, причем на 12-струнном грифе струны настроены не в октаву, а в унисон, что давало плотность и фортепианный эффект. У Саши тоже самодельный бас, у Славы Musima de lux несерьёзного зелёного цвета, у Лёши тот же орган, у Сергея фактически самодельная установка: он вообще очень любил всё переделывать до неузнаваемости. Запись велась на кассетный магнитофон кем-то из друзей группы. Надо сказать, что реставрация отняла довольно много времени и нервов, ведь этим плёнкам уже 30 лет! Причём, оригиналы не сохранились: кассета была выборочно переписана на плёнку ещё тогда, Концерт же 1984 года, наше отделение, длился 1,5 часа, по воспоминаниям Саши Никитина, а сохранилось только 13 песен. Мало того, что на этих, уже копиях, было шума почти столько же, сколько и музыки - самой большой проблемой стали искажения, полученные ещё в момент записи из-за того, что микрофоны в «Концерте 81» перегружались от громкости, на которую не были рассчитаны, а в «Концерте 84» перегружался пульт, особенно басами. Субвуферов у нас не было и Валера, видимо, пытался сделать бас погромче в сателлитах Vermona Regent 1000. Кое-что, если честно, по-настоящему исправить так и не удалось – плёнка частично осыпалась, поэтому кое-где звук как бы «дёргается». Но вот дух той эпохи, «Эхо времён», плёнки сохранили. Что на «Концерте 81» - немного раздолбайском, с ошибками и недоработками, но свежем по чувству и драйву до сих пор. Что на «Концерте 84» с его арт-роковыми аранжировками, несколько заумными контрапунктами и текстами и желанием удивить публику собственной крутостью. Но так слышно, так помниться, так было.