У нас в гостях удивительная группа из Ижевска, название которой вы точно не забудете. Итак, встречайте - naphtha.
состав:
Лиза Кацуро - вокал, клавиши, автор
Иосиф Федищенко - барабаны
Игорь Соломенников - барабаны, автор
На вопросы отвечала Лиза Кацуро - солистка, клавиши группы, композитор и автор текстов (не всех).
- Расскажите о себе, о своём творческом пути (когда образовались как творческая единица)
- Группа naphtha образовалась шесть лет назад. Наша история началась с осознанного решения работать в формате дуэта. Мы пришли к этому, потому что понимали: чем больше людей в коллективе, тем сложнее находить общий язык. Речь не только о том, чтобы банально собраться на репетицию, но и о более принципиальных моментах, где решения принимаются большинством голосов. До этого мы много лет играли вместе, в том числе и в кавер-группе. Путь к созданию своего проекта был долгим, состоящим из целой цепочки событий.
Но ключевым моментом, последней каплей, стал концерт Twenty One Pilots в Санкт-Петербурге. Я увидела, как всего два человека заряжают энергией целый стадион, и меня осенило: это возможно. Современные технологии позволяют небольшому коллективу создавать по-настоящему масштабное звучание и шоу без привлечения сессионных музыкантов. В тот вечер всё сложилось в пазл. Я приехала с концерта и сказала: «Всё, давай делать свою группу». Так и началась наша история.
- В каком стиле вы выступаете? (сейчас среди музыкантов и певцов модно говорить, что стиля у нас нет, поем мы то, что вы слышите). А как у вас с этим дела обстоят? Есть ли какой-то конкретный стиль или это смесь нескольких?
- Стиль - это всегда интересный вопрос. Конечно, очень хочется сказать, что у нас нет никакого стиля, потому что нам хочется играть всё, пробовать разные вещи. За наши 5-6 лет мы ещё не пресытились этим творческим поиском и разнообразием, чтобы окончательно определиться и ограничить себя рамками.
Но если всё-таки стараться дать определение - а мы понимаем, что это нужно, ведь некоторым слушателям важна определённость, - то наш звук можно описать как электро-рок, трип-хоп и, наверное, синти-поп.
Да, это довольно разные жанры, но, к примеру, у таких групп, как Depeche Mode, в творчестве тоже присутствует и электро-рок, и синти-поп. Так что это сравнение для нас не только не плохое, а даже очень приятное. Нас, в целом, часто с ними и сравнивают.
- Расскажите немного о своём сценическом образе, есть ли какая то своя фишка, на какую аудиторию ориентировано ваше творчество?
- Мой сценический образ - это сочетание трикстера и шамана. Я создаю не просто выступление, а своего рода мистический ритуал.
Если говорить о визуальных ориентирах, то, не побоюсь этого слова, это Леди Гага. Идеологически мы, может быть, не очень близки, но её эстетика, её жесткий шик - это именно то, к чему я стремлюсь. Моя мечта - воплощать нечто подобное на максимальном уровне.
Пока же масштабы наших выступлений не всегда позволяют выйти на этот предел возможностей. В рамках тех сцен, где мы чаще всего играем, такие грандиозные образы могут смотреться немного чуждо, как «седло на корове».
Так что пока мы вдохновляемся и молимся на эстетику Леди Гаги и безумные, гениальные образы Уэса Борланда - гитариста Limp Bizkit. Его умение шокировать и приковывать внимание через визуал мне очень близко.
На самом деле наше творчество ориентировано на самую разную аудиторию. Это подтверждают наши концерты - пусть не самые масштабные по количеству людей, но очень частые. И что здесь, в нашем городе, что на выездах - нас действительно слушают самые разные люди. Возможно, наша разноплановость в жанрах как раз помогает этому.
Мы сознательно сохраняем гибкость и даже можем подстраивать программу под концепцию разных мероприятий. Конечно, это не будет контраст между классической музыкой и тяжёлым металлом, но всё, что между ними - а это огромный пласт - мы вполне можем охватить.
Яркий пример для меня - Ёлка. Пусть её жанр принято считать попсовым, но на её концертах стабильно собираются три поколения: родители, их дети и даже бабушки с дедушками. И всё это работает - залы полны. Вот и мы стремимся к тому, чтобы наша музыка находила отклик у людей разного возраста и вкусов.
- Какие группы, певцы и музыканты на вас повлияли ? (русские и зарубежные). И что вы вообще любите слушать?
- На меня сильно повлияли Линда и Макс Фадеев - это было в самые первые дни, когда я начала самостоятельно выбирать музыку. Вернее, когда музыка сама выбрала меня - я уже слушала не то, что играло у родителей, а то, что было близко именно мне. Хотя у родителей всегда звучала очень крутая музыка: глубокий русский рок вроде «Наутилус Помпилиус» и «Агаты Кристи», а также зарубежные проекты - Enigma и Genesis.
Из зарубежных исполнителей жанрово на меня повлияли Portishead, Massive Attack, Depeche Mode и, конечно, Björk. Кстати, именно Бьорк для меня — большой ориентир с точки зрения визуала и концептуальности. Она даже ближе, чем Леди Гага, потому что в её творчестве есть та самая глубина и целостность, к которой я стремлюсь.
А ещё - Prodigy. Их энергетика и смелость в своё время стали для меня настоящим открытием.
Слушаю я до сих пор очень разное: от трип-хопа и электроники до арт-рока и экспериментальной сцены. Главное - чтобы музыка была живой, настоящей и заставляла чувствовать.
Что касается музыки, которую я слушаю сама… Здесь всё просто: я обожаю, когда в моём плейлисте соседствуют Тупак Шакур и Бетховен. Для меня нет границ - я могу слушать абсолютно всё. Это всегда зависит от настроения.
Порой я могу по пять минут перебирать треки, листая плейлист за плейлистом, пока не поймаю нужную волну. Или просто доверяюсь рандому - что выпадет, то и играет.
Возможно, это прозвучит необычно, но я почти не слушаю альбомы целиком. Тот период, когда я могла погрузиться в целый альбом, давно прошёл. Сейчас мне становится скучно - я редко дослушиваю даже очень хорошие работы до середины. Мне важно постоянное разнообразие, смена настроения, импульса. Музыка должна удивлять здесь и сейчас.
- Как вы считаете молодым артистам сложно пробиться на крупную сцену? И с чем это связано?
- Молодым артистам всегда было сложно пробиться на большую сцену. Но если раньше причины были одни, то сейчас - совершенно другие. И да, лично мой опыт показывает, что это очень сложно.
С чем это связано? Я уже сказала: всегда есть объективные причины - конкуренция, изменение музыкальной индустрии, алгоритмы, необходимость быть не только музыкантом. Но ключевое в другом: одни, глядя на эти препятствия, останавливаются или находят оправдания - и это их выбор. Другие продолжают делать, несмотря ни на что.
Но вот парадокс: даже упорная работа - ещё не гарантия успеха. Нельзя просто «захардworkить» и получить результат. Самое важное здесь - сохранить внутренний мир и покой. Уметь радоваться каждому дню и тому, что уже есть.
Хотя, честно говоря, это не про меня. Я не испытываю этой радости. Я недовольна. Мне всегда мало. И, возможно, именно это недовольство и заставляет двигаться дальше - даже когда кажется, что все причины против тебя.
- На чей концерт вы никогда не пойдёте?
- Я бы не стала говорить, что есть артисты, на чей концерт я никогда не пойду. Для меня живое выступление - это в первую очередь возможность чему-то научиться. Всегда есть два варианта: либо увидеть, «как надо», либо - «как не надо».
С удовольствием сходила бы, например, на Бузову - но только бесплатно. Платить за это я не хочу. Хотя, если честно, она молодец - как человек она классная. Но вообще, я готова сходить на кого угодно - всё зависит от условий. Если концерт где-то неподалёку, и есть возможность заскочить - почему бы и нет? Мимо проходила, зашла - уже интересно.
А уж если говорить об именитых артистах - я бы каждый день ходила на концерты. Любое выступление даёт опыт, эмоции, иногда - неожиданные открытия. Главное - оставаться открытым к разной музыке. Ведь даже там, где ты не ждёшь ничего интересного, может скрываться что-то стоящее.
- Во сколько лет вы сочинили вашу первую песню и о чём она была? Или расскажите кто вам пишет песни.
- Отличный вопрос! Свою первую песню я написала в 32 года - это был 2019-й. Всё вышло очень осознанно: мне долгое время не давалось написание текстов. Совсем. Тогда я решила пойти на специальный тренинг по написанию текстов -и именно после этого начала писать.
Не могу сказать, что тексты льются сами - как из шланга или как выстрел из ружья. Для меня это процесс, который требует времени, правильного настроя и условий. Мне нужно буквально прожить яркий опыт, чтобы потом выразить его в словах. Способности просто встать среди ясного неба и написать хит - пока нет. Но я надеюсь, всё ещё впереди!
Конечно, я не только пишу сама. Рядом есть много талантливых авторов, с которыми я сотрудничаю. Например, песни для меня пишут мой бывший супруг, моя лучшая подруга, а также Надя - моя бывшая коллега по группе «Артишок». Даже дочь иногда помогает! Так что материала хватает - и я очень ценю это творческое сообщество вокруг себя.
- Какие ваши планы на год? Как планируете развиваться?
- Планы на этот год очень амбициозные и насыщенные! Мы хотим сосредоточиться на коллаборациях, фитах и ремиксах - в том числе на собственную музыку. Будем стараться делать регулярные релизы - выпускать синглы как можно чаще.
А ещё мы мечтаем к следующей весне подготовить большой концерт с приглашёнными музыкантами. Несмотря на то, что нам очень комфортно работать вдвоём, иногда хочется масштаба и новой энергии на сцене!
И конечно, будем активно продвигаться в сторону большей популярности. Хочется больше гастролировать по России, а может быть, и выезжать в другие страны. Релизы, концерты, общение с аудиторией - всё это нужно, чтобы расширять наше сообщество и однажды прийти к главной мечте: зарабатывать на творчестве творчеством, а не чем-то ещё. Чтобы музыка стала настоящей жизнью, а не просто увлечением.
- Какие у вас любимые места в вашем городе?
- Любимые места довольно простые и, наверное, даже банальные - но они мои. Это центральная площадь, набережная, пара проверенных кафе и, конечно, моя мастерская.
В мастерской я провожу очень много времени - работаю, репетирую, создаю что-то новое. Но иногда мне не хватает просто быть там - не работать, а отдыхать, чувствовать атмосферу, творить для себя.
А ещё я обожаю гулять - особенно летом, в хорошую погоду. Чаще всего это центр города, пара уютных скверов… Ничего необычного, но именно в этих местах я чувствую связь с городом и самой собой.
- С кем бы вы хотели спеть дуэтом?
- О, это интересный вопрос! У меня есть целый список имён - как из мира большой сцены, так и локальных, но оттого не менее крутых артистов.
Из известных исполнителей я бы с огромным удовольствием спела дуэтом с Каспийским Грузом, Дельфином, Хаски, Кастой, Иваном Дорном или Николаем Носковым. А ещё когда-то у меня была мечта записать трек с Трики - правда, со временем она отошла на второй план, но всё ещё где-то теплится.
Но если говорить о том, что действительно близко и реалистично - я бы с большим интересом поработала с нашими местными металлистами. Они играют очень мощный, качественный хэви-метал, и мне кажется, наш коллаб мог бы получиться неожиданным и энергичным. Всё-таки здорово, когда творческие связи рождаются буквально рядом - в своём городе, в своей среде.
- Какими тремя качествами по вашему должен обладать настоящий рок-музыкант?
- Настоящий рок-музыкант - это, прежде всего, самодисциплина. Без ежедневной работы, репетиций и внутреннего стержня ничего не получится. Второе - упрямая вера в себя. Даже когда всё против, нужно продолжать гнуть свою линию.
И наконец - полное наплевательское отношение к тому, «что подумают другие». Не в смысле хамства или агрессии, а в смысле здорового пофигизма к чужому негативу, критике и стереотипам. Настоящему музыканту должно быть глубоко всё равно на условности - иначе он просто сломается или потеряет себя.
В идеале, конечно, чтобы все вокруг оставались живы-здоровы - но рокеру без этого третьего качества не выжить в мире, где каждый пытается тебя в чём-то убедить или остановить.
- У вас есть кумиры, если да, то кто?
- Да, конечно! Мои кумиры - это те, кто повлиял на меня и моё творчество, чьи работы я бесконечно уважаю и переслушиваю. Вот они:
The Prodigy - за бешеную энергетику и смелость;
Michael Jackson - за невероятную сценографию и перфекционизм;
Justin Timberlake - за гладкий соул и фанковый драйв;
Beyoncé - за силу, контроль и женственность в музыке;
Линда - за атмосферность и меланхоличную эстетику 90-х;
Massive Attack - за глубину и мрачную красоту трип-хопа;
Tricky - за экспериментальность и смешение жанров;
Каста - за умные тексты и ритмическую сложность;
Die Antwoord - возможно, менее известные, но важные для меня своей оригинальностью.
Это те артисты, чьи работы стали для меня не просто музыкой, а источником вдохновения и ориентиром в творчестве.
- Чем вы ещё занимаетесь, помимо музыки?
- Помимо написания своей музыки, я ещё пою в кавер-группе — и это не просто «попеть», а полноценная работа с серьёзными задачами. Иногда выступаю и с сольными кавер-программами.
А ещё я модельер и стилист - правда, на это направление сейчас уходит меньше времени, чем хотелось бы. Музыка пока занимает главное место.
Недавно добавился ещё хор - сама организовала и теперь веду репетиции.
И если уж говорить о кумирах… Например, Die Antwoord для меня важны не только музыкально, но и визуально. Я бы с огромным удовольствием создала для них костюмы или стилизованные образы — вот так мог бы выглядеть мой идеальный коллаб!
- Вас когда-нибудь спасало шестое чувство?
- Да, шестое чувство меня спасает практически каждый день. Конечно, речь не о глобальных предчувствиях вроде ураганов или катастроф - скорее о бытовых ситуациях, где внутренний голос подсказывает, как поступить.
Например, иногда кажется: «Не стоит сегодня ехать этой дорогой» или «Лучше отложить разговор». И потом оказывается, что это было верное решение - удалось избежать пробки, конфликта или неловкой ситуации.
Конкретные случаи сейчас сложно вспомнить - они ведь часто мимолётные. Но ощущение, что интуиция ведёт тебя верным путём, остаётся.